12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Устинова Екатерина346
Меня зовут Екатерина. Я работаю в Ивановской коррекционной школе. В 1998 году закончила филологический факультет Ивановского государственного университета, получила диплом с отличием. Квалификация по диплому – филолог, преподаватель. Стаж работы 19 лет.
Россия, Ивановская обл., Иваново

Устинова Е.А. ОГКОУ «Ивановская школа №3».

Тема: «Практическое употребление притяжательных местоимений».

Цели урока:

создать условия для формирования представления о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений;

воспитание чувства товарищества, взаимопонимания в процессе формирования знаний о притяжательных местоимениях;

создать условия для формирования умения использовать притяжательные местоимения в речи;

предупредить возможные речевые и грамматические ошибки в употреблении притяжательных местоимений;

развивать мыслительную деятельность учащихся, их коммуникативные умения и навыки.

Ход урока.

Начнем с энергизатора. Будем знакомиться.

Хлопните в ладоши те, у кого в имени есть буква А.

А теперь те, у кого имя начинается с гласной.

А теперь те, у которых с согласной.

А у кого в имени есть мягкий знак? (Катя, Дима, Артем, Илья, Богдан)


Снежный ком.

По кругу каждый называет свое имя и имена всех уже назвавшихся перед ним.

Примечание: Упражнение способствует запоминанию имен участников в незнакомой группе, вниманию, знакомству, уважению друг друга, сплочению группы.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие по стране знаний. Помогать в этом путешествии нам будет волшебное дерево, под ветвями которого мы будем отдыхать во время пути. И раз мы отправляемся в путешествие, то мы с вами будем кем? Путешественниками. А вот что это за слова, мне расскажете вы. Дома вы работали с различными словарями и выполняли мои задания.

Кто работал с толковым словарем Ожегова? Как там истолковано слово ПУТЕШЕСТВИЕ?

Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха). Пример: кругосветное путешествие.


Кто работал со словарем языка Пушкина под редакцией академика Виноградова?

Путешественник – путник, человек, находящийся в пути. Пример: Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе.


Одно или несколько значений у этих слов в словаре? Слова однозначные.


Ищем ветки на дереве.


Кто работал со словарем синонимов русского языка? (Кстати, что такое синонимы?)

Путешественник – путник, путешествователь (устаревшее слово), дорожный (устаревшее слово), странник.

Путешествие – поездка, путь, дорога, вояж (устаревшее слово), круиз, поход, странствие.


Ищем ветки на дереве. Синонимы, устаревшие слова.


Кто обращался к орфографическому словарю? Как пишется слово ПУТЕШЕСТВЕННИК? Через Е с удвоенной Н (можно ручку).

Орфоэпический словарь. Как произносится слово Путешественник? Ударение на третий слог. Транскрипция ПУТ’ЭШЭСТВ’ЭН’ИК, ПУТ’ЭШЭСТВ’ИЙ’Э


Ищем ветки на дереве.


На доске появилось солнце с 8 лучами – местоимениями. О чем мы сегодня будем говорить, путешествуя?

О притяж.мест.

Размялись, отправляемся в путешествие. Поставили пальчики на край парты, пошагали до другого края. Размяли пальчики.

Первая остановка. Игра «Третий лишний», которая поможет нам угадать тему сегодняшнего урока.

Лисья нора, наша команда, птичье гнездо

Что лишнее в первой строчке? Лисья, птичья – притяж.прилагательные, а наша- местоимение.

Наша, моя – не обозначают признак, но указывают на него.

Первый приз. Кусок пазла.


Снова в путь. Пальчики на край парты. Работают средний и безымянный.

Вторая остановка.


Наш ковер – цветочная поляна,

Наши стены – сосны-великаны,

Наша крыша – небо голубое,

Наше счастье – жить такой судьбою. Где в этом стихотворении притяжательное местоимение? Пробуем задать вопрос к мест. Чей? Ковер – м.р. ед. ч. , и мест. Согласуется в роде, числе, падеже.


А какую роль будет оно выполнять в предложении? Смотрим на дерево. Ветка – второстепенные члены.

За правильный ответ кусочек пазла.


Приготовили безымянный пальчик и мизинчик и отправились в путь.

Третья остановка.

Карточки с заданиями.


_______________ рубашка ближе к телу. (свой)


_______________устами да мед пить. (ваш)



Мой дом - _________ крепость. (мой)



Всякий кулик __________ болото хвалит. (свой)



Будет и на ____________ улице праздник. (наш)



Проверяем задание. Читаем по одному получившемуся предложению. Еще один пазл за победу.


Четвертая остановка.

Составьте диалог. Работа в парах. Один из ребят будет оценивать диалоги товарищей.


1 диалог.


- Ваня, а ты собрал свой рюкзак?

- Нет, он еще на полке лежит. Вечером соберу.

- А ты положишь в него нашу карту?

- Обязательно положу. И еще твой компас не забуду.

- Хорошо, договорились. Я тогда тоже пойду собирать свои вещи.



2 диалог.


- Саша, а наше путешествие будет долгим?

- Не знаю, но я обещал своим родителям завтра вернуться домой.

- Они одобрили твое решение отправиться в поход?

- Конечно, мои родители тоже любят путешествовать со своими друзьями.


Правильно ли ребята составили свои диалоги? Какие местоимения мы в диалогах употребили?


Еще один пазл в вашу копилку.


Приготовили пальчики и идем к последней остановке. Работают все пальчики подряд.


Пятая остановка.


Текст. Из него похитили все притяжательные местоимения. Вместо них остались пропуски, их надо заполнить.


Притча.

Два друга много дней шли по пустыне.

Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг почувствовал боль, но ничего не сказал.

Молча он написал на песке: "Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину".

Друзья продолжали свой путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.

Когда он пришёл в себя, то высек на камне: "Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь".

Первый спросил его:

- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил:

- Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть вашу надпись. Но когда кто-либо делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы наше сердце не забывало это никогда.


Употребление притяжательных местоимений придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности. Они как бы притягивают к себе.


- Определите стиль и тип речи (художественный, повествование)


Ищем веточки на дереве.



-Чему учит?

- С кем из путников вам бы хотелось дружить и почему?


- Сформулируйте основную мысль текста


- Да, я согласна с вами, настоящий друг всегда поможет, выручить из беды.


Последний пазл. Собираем из него картинку.



Мой, моя, моё, мои -
То, чем я готов делиться.
Твой, твоя, твоё, твои –

То, что может пригодиться.
Свой, своя, своё, свои

Непременно ближе к телу.
Наше, наша, наши, наш

Зато полезней будут делу.
Ваше, ваша, ваши, ваш

Обязательно помогут.
Его, её, а, может, их

Придут к нам быстро на подмогу.
Когда друзья с тобой в пути,
Дорога точно легче будет!
Пусть эту истину, мой друг,
Никто из нас не позабудет!


Рефлексия.

- Сегодня я научился…

- Мне особенно запомнилось…

- На занятии я понял…

- Самым сложным для меня было…

- Легче всего мне удалось…

Опубликовано в группе «Конференции,конкурсы для учителей и учеников»


Комментарии (3)

Ирина Владимировна Казарцева, 19.03.20 в 03:20 0Ответить Пожаловаться
Материал не прикреплен
Устинова Екатерина, 19.03.20 в 14:22 0Ответить Пожаловаться
Добрый день, Ирина Владимировна! Пыталась вчера неоднократно прикрепить файл, но он не форматировался. Попробую сегодня еще раз.
Ирина Владимировна Казарцева, 19.03.20 в 15:50 0Ответить Пожаловаться
Все получилось... Обязательно посмотрю..
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.