Урок математики в 1 классе «Сложение и вычитание чисел в пределах 20»
ГБОУ РМЭ «Школа – интернат г.Козьмодемьянска «Дарование»
Образовательная система «Школа 2100»
Урок математики
«Сложение и вычитание чисел
в пределах 20»
14 апреля 2015г
Ф.И.О. учителя: Любимова Наталья Николаевна
Предмет: математика
Класс: 1
Дата: 14.04.2015г.
Тип урока: закрепление
Форма проведения: комбинированный урок
Цель: развитие навыков счета в пределах 20.
Задачи:
- Образовательные: формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20; решать задачи в два действия на нахождение остатка; решать уравнения; находить сумму длин сторон прямоугольника.
- Развивающие: развивать математическую речь, внимание, мышление. Воспитательные: воспитывать любовь к прекрасному.
Планируемый результат обучения:
Познавательные УУД: формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20.
Коммуникативные УУД: формировать умение взаимодействовать с членами группы, умение договариваться, находить общее решение.
Личностные УУД: формировать умение самостоятельно делать выводы, осознавать сущность выполненной работы на уроке.
Основная мысль урока: сложение и вычитание чисел мы можем применять не только в нахождении выражений.
Основные понятия: сумма, слагаемые, уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы:
Основные: Козлова С.А., Демидова Тонких «Моя математика» 1 класс, 3 часть. – Москва: Баласс, 2012;
Дополнительные:
компьютер, проектор, маркерная доска; презентация к уроку;
Сложение и вычитание чисел в пределах 20.
Оргмомент
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречаем,
Хорошо ли мы умеем
И считать и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного!
II. Сообщение темы и цели урока.
-У всех ли хорошее настроение? Ваше хорошее настроение – залог успеха в любом деле!
- Посмотрите на экран. Найдите лишнюю картинку.
(Солнце, цветы, птицы, снег, листья, бабочки).
- Какая картинка лишняя? (Снег).
- Почему? (Он бывает зимой).
- Давайте проверим -
- К какому времени года относятся остальные картинки? (К весне, к лету).
Раскрыты окна… Веет тёплый ветер.
Смеются птицы с вышины
И шумно солнцу радуются дети
И ждут забав весёлых от весны.
- Что происходит с природой весной? (Она оживает).
- У нас в гостях Весна. (Вывешивается картинка).
- Весна пришла к нам не с пустыми руками, она вам приготовила задания, и хочет проверить вас, все ли вы сумеете выполнить. - Посмотрите на выражения, которые написаны на доске и определите тему нашего урока. (Сложение и вычитание чисел в пределах 20)
- Цель урока: продолжать учиться складывать и вычитать числа в пределах 20.
III. Устный счёт
а) Нумерация чисел в пределах второго десятка.
- Перед вами 1 задание Весны.
- Что это? (Солнце )
- Это математическое солнце.
- Назовите числа. (Учитель показывает, дети называют по цепочке).
- Найдите лишнее число. Почему? (Однозначное).
- А какие числа называются однозначными?
- Как называются остальные числа? (Двузначные).
- Из каких разрядов состоят двузначные числа. (Десятки и единицы).
- Молодцы, ребята, с первым заданием справились хорошо!
- Какое сегодня число: 14 апреля. Что вы о нём можете сказать?
- Какое число стоит за числом 14? Как оно называется для числа 14?
- Какое число стоит перед числом 14? Как оно называется для числа 14?
- Первый ряд: вам число 13, второй ряд – 14, третий ряд: - 15. Представьте числа в виде суммы разрядных слагаемых. У доски работают: Запишите ещё 3 равенства со знаками.
- Молодцы! Как вы записывали числа? А как ещё можно представить эти числа? (В виде суммы удобных слагаемых) выберите числа, которые вам нравятся и запишите столбик из 4 выражений рядом.
- Состав каких чисел повторяли? (13, 14, 15)
IV. Решение уравнений.
- Весна пригласила к нам гостей. А кто это, вы узнаете, выполнив следующее задание: отгадав загадки.
Солнце греет у порога, и растаяли сугробы, (около птиц карточки с числами)
Потекли рекой ручьи, прилетели к нам ... (грачи) –
«Из дальних стран вернулся я, чтоб вас порадовать, друзья.
Весна пришла! Зиме – конец!» – пел у скворечника (скворец) –
- Правильно, это грач и скворец. Они принесли для вас задание. Решите равенство с неизвестным числом. Что же это такое? (уравнение) Итак, сейчас мы будем решать уравнения.
Уравнение для первого варианта, запишите, у доски работает….:
Уменьшаемое неизвестно, вычитаемое 5, разность равна 6. Х-5=6
Уравнение для второго варианта, запишите, у доски работает:
Уменьшаемое 15, вычитаемое неизвестно, разность равна 8. 15-Х=8
Вспоминаем правило нахождения уменьшаемого и вычитаемого.
Анализ работы ребёнка у доски.
Физкультминутка
V. Решение задачи.
-Посмотрите на весеннее дерево, сначала на нём сидели 5 бабочек-капустниц и 7 бабочек-крапивниц. 10 из них улетели. Сколько бабочек осталось?
- О чем задача? Что известно? По этим двум данным, что можем узнать? А надо ли нам это узнавать и для чего? Что надо найти в задаче? Каким действие находим остаток? (вычитаем) запоминаем, значит, когда будем отвечать на вопрос задачи, используем какой знак? (минус). Итак, сначала мы найдём, сколько бабочек было каким действием? (+) Затем мы найдём, сколько бабочек осталось. Каким действием? (-) запишите решение задачи выражением.
VI. Работа с геометрическим материалом.
-Весна для нас это и весенние цветы. Вы получаете цветок. Выбираете его сами:
Он спешит весне навстречу, |
Тот цветок давно в Россию Завезён из дальних стран. Алый, стройный и красивый, Называется ...(тюльпан) |
Над кустами гул стоит, |
Под забором, у калитки, |
Жёлтый, белый, голубой; На земле растут пустой. У весны есть фокусы: Распустились... (крокусы) |
4+4+4+4=16 дм 6+6+3+3=18 дм 3+3+5+5=16 дм 7+7+2+2=18 дм 3+4+3+4=14 дм |
Задачи: измерь длину сторон клумбы и найди, сколько дециметров проволоки понадобиться, чтобы её огородить. Решение запишите здесь же на листочке.
-На чью клумбу понадобиться меньше всего проволоки?
-На чью клумбу понадобиться больше всего проволоки?
-Чьи клумбы будут одинаковы?
VII. Итог урока:
- Чему мы учились сегодня на уроке? (складывать и вычитать числа в пределах 20)
- Что мы для этого делали? (считали устно, решали задачи, сравнивали числа.)
-Если вы всё поняли и можете объяснить другим, то возьмите розовый цветок.
-Если вы усвоили тему, но ещё нужна помощь, то возьмите желтый цветок.
-Если вам было трудно. Вы не поняли до конца, то возьмите зелёный цветок.
Весна очень довольна. Она дарит вам вот такие корзинки с цветами, чтобы вы их дома раскрасили, а завтра принесли на урок математики. (дети получают раскраски с примерами на закрепление навыков сложения и вычитания в пределах 20)
- Спасибо за урок.