Интегрированный урок 1 класс математика + окружающий мир «Сложение и вычитание в пределах 20»
Лавришко Людмила Васильевна, учитель начальных классов
ЧОУ «Школа – интернат №13 ОАО РЖД» города Екатеринбурга
Интегрированный урок: математика + окружающий мир
1 класс УМК «Перспектива»
Тема: Сложение и вычитание в пределах 20
Цель: Формирование умений решать примеры и простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
1) Закрепление знаний изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Отработка вычислительных навыков, умения сравнивать выражения, решать задачи.
2) Закрепление знаний о роли леса, его ценности и охране.
3) Развитие логического мышления.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи, развитие кругозора.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, познавательной активности; экологическое воспитание.
Тип урока: урок – путешествие
Метапредметные результаты обучения:
Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, развитие умения слушать и слышать собеседника, умение формулировать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; развитие навыков первичной рефлексии; освоение способов вычисления и установление взаимосвязи между предметами.
Познавательные: осмысление математических действий;
Личностные результаты обучения: понимание значения знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться, нравственно-этическая оценка содержание темы, осознание ответственности за общее дело; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»
Методы обучения:
По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, игровая деятельность.
В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, закрепление, обобщение материала.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
Технологии, применяемые на уроке:
интегрированного обучения,
личностно - ориентированного обучения,
игровая,
компьютерная,
проблемно – ситуативная.
Оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор;
презентация;
понятийные таблицы;
карточки-помощники;
картинки с изображением сказочных героев, поезда, леса;
перфокарты;
бланк листа индивидуальной работы на каждого ученика.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1.Организационный момент (2 минуты). Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. |
-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей. Посмотрим на них, поздороваемся, мы вам очень рады. Прозвенел звонок для нас, Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Начинаем урок мы с Ножки на пол мы поставим, Спинки все мы разогнем. Локотки на стол поставим. «Домик» к носу подведем. Руку левую на стол, Сверху правую кладем. |
Здороваются с гостями, настраиваются на урок. Правила посадки. |
2. Постановка учебной задачи урока (3 минуты). Рефлексивный настрой. Сообщение прогноза погоды. |
- Сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Мульти - Пульти». Встретимся с любимыми мульти – героями. Вместе с ними будем решать примеры и задачи в пределах 20, думать, рассуждать и радоваться нашим успехам. - В путешествии очень важна хорошая погода: много солнца, света и тепла, чтобы наше путешествие было удачным. - Прошу дежурных сообщить прогноз погоды. |
Сообщение учащимися прогноза погоды: Сегодня ожидается Погода переменная. Температура воздуха - Пять градусов тепла. А ветер юго–западный, Умеренный, наверное. А, вобщем, будет солнечно, Такие вот дела. Для нас сегодня подана Отличная погода Счастливого пути! |
3. Актуализация опорных знаний ( 4 минуты) Работа с числами. Анализ чисел. Устный математический диктант. |
- Мы с вами учимся в железнодорожной школе, поэтому будем путешествовать на поезде. - У вас на партах лежат жёлтые билеты, на которых указаны числа – номера вагонов. Покажите свой билет. - Прошу приготовиться к посадке. 1. Прошу пассажиров, у которых указаны числа меньше 8, занять свои места. Спасибо! 2. Прошу пассажиров, у которых указаны числа больше 15, занять свои места. Спасибо! 3. Прошу пассажиров, на билетах которых стоят числа – соседи числа 9, тоже занять свои места. Спасибо! 4. Прошу занять свои места пассажиров, у которых стоят числа: 1 десяток и 4 единицы, 1 десяток и 2 единицы, 1 десяток и 1 единица, 1 десяток и 3 единицы. Спасибо! 5. У нас осталось два пассажира. А им нужно дать характеристику своему числу, чтобы попасть на своё место. ( 9 и 15) - Прошу пассажиров успокоиться и удобно сесть на свои места. Поезд отправляется. Чух – чух, чух – чух! Мчится поезд во весь дух! Паровоз пыхтит и мчится К первой станции стремится. |
Дети показывают билет с числом. Дети встают и поднимают билет. Присаживаются за парты дети с номерами 1, 2, 3, 4, 5,6, 7. Присаживаются дети с номерами 16, 17, 18, 19. 20. Присаживаются дети с номерами 8 и 10. Присаживаются дети с номерами 14, 12, 11, 13. Двое детей дают характеристику числу 9 и 15. (Число 9 стоит на девятом месте в числовом ряду. Предыдущее число 8, последующее 10. Соседи числа 9 – 8 и 10. Оно больше, чем числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 и меньше, чем числа – 10, 11, 12 и т. д.) |
4.Закрепление пройденного (6 минут) Работа с геометрическими фигурами. ( 2 минуты) Самостоятельная работа « Сложение и вычитание чисел первого десятка) (4 минуты) |
- Станция «Первая». Нас встречает дежурный по станции. Вот какой он замечательный! Он просит вас выполнить следующее задание: Сколько треугольников в фигуре у дежурного по станции? Сколько прямоугольников? Сколько всего треугольников и прямоугольников вместе? Как называется эта геометрическая фигура? Сколько всего геометрических фигур составляют фигуру дежурного? - А теперь, чтобы проехать первую станцию, вам нужно выполнить второе задание. - У вас на партах лежат перфокарты. Но это не простые перфокарты, а карточки дорожного путешествия. Положите их перед собой и быстро заполните. Молодцы! - Перфокарты отложили в сторону. |
Дети считают количество треугольников и прямоугольников: 11 9 20 Полукруг 21 Самостоятельная работа в перфокартах. |
5.Физминутка |
- Давайте отдохнем. У оленя дом большой. Он глядит в своё окошко. Заяц по полю бежит, В дверь к нему стучит: -Тук, тук – дверь открой! Там, в лесу, охотник злой! - Заяц, заяц забегай Лапу мне давай! |
Дети выполняют движения |
6. Повторение пройденного (17 минут) Круговые примеры с самопроверкой. Решение задачи на нахождение остатка числа. Анализ задачи. Решение задачи на нахождение остатка числа. Анализ задачи. Экологическое воспитание. Охрана природы. Решение задач на нахождение суммы и разности чисел. Сравнение результатов вычисления. Компоненты суммы и разности. Расширение экологических знаний. |
- Чух – чух, чух – чух! Мчится поезд во весь дух! Паровоз пыхтит и мчится К новой станции стремится. - А вот и следующая станция « Лесная поляна». Что-то никто нас не встречает. Что же делать, ребята? А давайте – ка мы разгадаем загадки. Может быть кто-нибудь и появится. Задание от Зайца. -Поможем зайчику убежать от волка. Нужно решить круговые примеры. Заполните пропуски. Проверяем. -Молодцы! Спасли зайчика. Задание от Ёжика. «Ёжик по грибы пошёл, 8 он грибков нашёл. 6 сложил себе в корзинку, Остальные же - на спинку. Сколько ты грибков несёшь На своих иголках ёж?» Задание от Медведя. - Медведь очень беспокоится за свой лес. Приходят злые люди. Они вырубают деревья, оставляют костры, рвут цветы, которые охраняются «Красной книгой». - Медведь предлагает свою задачу: « 10 деревьев росли на поляне. 9 срубили в прошлом году. Ответ я, ребята, никак не найду: Сколько деревьев осталось в лесу?» Вывод делает учитель: - Чтобы тут найти ответ, И считать не надо. Девяти деревьев нет - Леса меньше стало… - Что же нам надо крепко запомнить, ребята? Задание от Лисы и Волка. - А вот волк и лиса постоянно спорят между собой: кто из них лучше да умнее. - Давайте поможем разрешить их спор. Задача №1 Волк поймал своим хвостом сначала 5 рыбок, а потом ещё 4 рыбки. Задача №2 А лиса поймала 10 мышек, но 1 мышка убежала. Вот и спорят они, у кого больше? У волка – рыбок или у лисы – мышек? -Что же нам делать, ребята? - Давайте запишем равенство: - Как называется первое выражение? - Как называется второе выражение? - Прочитайте каждое выражение по компонентам действий. Гремит гром. Шумит дождь (аудиозапись). - Ребята, на «Лесной поляне» кажется, начинается дождь. Пора нам уезжать. Но звери не отпускают нас. Они передали нам послание. Сколько знаете дождей? Сосчитайте поскорей: Дождик с ветром, Дождь грибной, Дождик с радугой – дугой, Дождик с солнцем, Дождик с градом, Дождик с рыжим листопадом. - Какие же дожди вы запомнили? - Вот теперь можно ехать дальше. Вновь за сказкою, друзья, Быстро мы стремимся. И в волшебный паровоз Весело садимся…. Чух – чух, чух – чух! Мчится поезд во весь дух! Паровоз пыхтит и мчится К новой станции стремится. |
Пятеро учеников читают наизусть загадки, остальные отгадывают (Учитель вывешивает на доску отгадку – картинку). Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (медведь) Зимой беленький, А летом серенький. Никого не обижает, А всех сам боится. (заяц) На овчарку он похож. Что ни зуб – то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (волк) Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост-краса. Кто же это? (лиса) Шубка – иголки, Свернётся он – колкий, Рукой не возьмёшь. Кто это? (ёж) Дети решают на бланке круговые примеры. Самопроверка Дети решают и рассуждают: Ёж нашёл 8 грибов, убрал в корзину - 6. Остальные на спинку. Чтобы найти остаток, нужно из 8 – 6 = 2 (гр.) Ответ: 2 гриба у ежа на спине. Дети комментируют: Было – 10 деревьев. Срубили – 9 деревьев. Осталось - ? деревьев. Деревья срубили, значит стало меньше. Если меньше – отнимай. Решение: 10 – 9 = 1 (д.) Ответ: 1 дерево осталось в лесу. Лес надо беречь. Не ломать и не рубить деревья. Не оставлять костры. Не бросать в лесу мусор, а уносить с собой. Не рвать цветы и растения. Решение: Мы должны сначала сосчитать: Сколько рыбок поймал волк? 5 + 4 = 9 (р.) Теперь сосчитаем: Сколько мышек поймала лиса? 10 – 1 = 9 (м.) Ответ. Они поймали поровну. 5 + 4 = 10 – 1 9 = 9 Сумма чисел Разность чисел Первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 4. Сумма – 5 и 4, значение суммы – 9. Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 1. Разность – 10 и 1, значение разности – 9. 6 дождей Дети называют дожди, которые они запомнили. |
7.Повторение пройденного ( 5 минут) Работа с тестом. Ребусы !!!!! Игра «Угадай – ка + или – » |
Станция « Сказочная». -Из какого мультфильма нас встречают эти герои ? - У вас на бланке напечатаны 7 вопросов. Нужно дать на них ответ. Сколько монет у гномика в синей рубашке? Сколько монет у гномика в красной рубашке? Сколько всего золотых монет у обоих гномиков? Сколько серебряных монет у гномика в красной рубашке? Сколько серебряных монет у гномика в синей рубашке? Сколько всего монет у обоих гномиков? На сколько больше золотых монет у гномика в синей рубашке? - Молоды! Для вас ещё приготовлены задания от ……Лунтика. Игра (электронный учебник Математика 1 класс Дорофеев) |
Белоснежка и семь гномов. 4 5 7 2 0 9 На 1 Дети отгадывают ребусы: 5 ница ли 100 к с 3 ж Дети работают с мультимедийной доской. |
8.Итог урока ( 1мин) |
- Вот и закончилось наше путешествие в страну «Мульти – Пульти». Вот и кончился урок. Подведём итоги. Путешествовали мы, Станции мелькали. И в дороге по пути Многое узнали. - Какая станция понравилась вам больше всего? А какое задание? - А какое задание вам показалось наиболее трудным? |
|
9.Рефлексия ( 1 мин) |
- Оцените с помощью карточек свои достижения. Если вы работали быстро, уверенно и без ошибок, то покажите «Солнышко». А, если вы работали хорошо, но ошибались, то покажите «Солнышко с тучкой». - Спасибо за внимание и отличную работу! Ученикам – похвала, а учителю – радость! |
Дети показывают карточки. |
Анализ интегрированного урока математики и окружающего мира в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»
Цель урока:
Формирование умений решать примеры и простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток.
Расширение знаний об окружающей среде. Защита леса.
Задачи:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ:
1) Закрепление знаний изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Отработка вычислительных навыков, умения сравнивать выражения, решать задачи.
2) Закрепление знаний о роли леса, его ценности и охране.
3) Развитие логического мышления.
РАЗВИВАЮЩАЯ:
Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи, развитие кругозора.
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ:
Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, познавательной активности; экологическое воспитание.
Данный урок проведён 29 апреля 2015 года для будущих первоклассников, родителей и педагогов нашей школы. Урок является заключительным по названной теме, так как на следующем уроке мы переходим к сложению и вычитанию с переходом через десяток. Было важно проследить деятельность детей, осмысление математических действий, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. При подборе материала, я учитывала программные требования, образовательные стандарты и стратегию развития нашей школы.
Итоговое содержание урока позволило мне выбрать интегрированную форму урока. Потребность в применении интегрированного урока объясняется следующими причинами:
Во-первых, интегрированный урок развивает потенциал учащихся, побуждает их к активному познанию окружающей среды, к осмыслению математических действий, к развитию логики и мышления.
Во-вторых, форма проведения такого урока нестандартна, интересна, позволяет использовать различные виды работы в течение всего урока. Это поддерживает внимание и работоспособность учащихся на протяжении всего урока.
В-третьих, интеграция дает возможность учителю для творчества, самовыражения.
Урок построен в виде игры – путешествия. А игра – это великолепная помощница в обучении начальных классов и дает возможность использовать гибкую форму урока, обилие мыслительных операций.
На уроке я применяла следующие технологии: интегрированное обучение, личностно – ориентированное обучение, компьютерную технологию, проблемно- ситуативную, перспективную, рефлексивную и коммуникативную.
Применяла методы обучения: по источникам знаний (словесный, наглядный, практический), по степени взаимодействия (беседа, рассказ, игровая деятельность), метод проверки и оценки знаний, самооценка.
Урок был проведён в соответствии с планом – конспектом. Никаких отклонений не было. Для проведения урока были созданы социально-психологические, гигиенические и учебно-материальные условия. В конце урока учащиеся сдали мне готовый продукт своей деятельности: перфокарты и индивидуальные бланки ответов, которые я использовала, так как материал учебника и рабочей тетради на печатной основе использован полностью.
Я считаю, что на данном уроке удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.
Исходя из этого результата, я могу сделать вывод, что урок достиг поставленных мною целей и предметных задач. Что и было подтверждено ответами (рефлексией) учащихся на поставленные мною вопросы в конце урока. Дети продемонстрировали понимание своих действий, свои чувства и эмоции.