Интегрированный урок 1 класс математика + окружающий мир «Сложение и вычитание в пределах 20»

3
0
Материал опубликован 7 February 2016 в группе

Лавришко Людмила Васильевна, учитель начальных классов

ЧОУ «Школа – интернат №13 ОАО РЖД» города Екатеринбурга

Интегрированный урок:  математика + окружающий мир  
1 класс УМК «Перспектива»

Тема: Сложение и вычитание в пределах 20 

Цель: Формирование умений решать примеры и простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. 

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 
1) Закрепление знаний изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Отработка вычислительных навыков, умения сравнивать выражения, решать задачи.
2) Закрепление знаний о роли леса, его ценности и охране. 
3) Развитие логического мышления. 

РАЗВИВАЮЩАЯ: 
Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи, развитие кругозора. 

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: 
Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, познавательной активности; экологическое воспитание. 
 

Тип урока: урок – путешествие

Метапредметные результаты обучения:

Коммуникативные: умение отвечать на поставленный вопрос, развитие умения слушать и слышать собеседника, умение формулировать свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью; развитие навыков первичной рефлексии; освоение способов вычисления и установление взаимосвязи между предметами.

Познавательные: осмысление математических действий;

Личностные результаты обучения: понимание значения знаний для человека и принятие этих знаний; желание и стремление хорошо учиться, нравственно-этическая оценка содержание темы, осознание ответственности за общее дело; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»

Методы обучения:

По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, игровая деятельность.

В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, закрепление, обобщение материала.

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.

Технологии, применяемые на уроке:

интегрированного обучения,

личностно - ориентированного обучения,

игровая,

компьютерная,

проблемно – ситуативная.

Оборудование:

компьютер, мультимедийный проектор;

презентация;

понятийные таблицы;

карточки-помощники;

картинки с изображением сказочных героев, поезда, леса;

перфокарты;

бланк листа индивидуальной работы на каждого ученика.

 

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент (2 минуты).

Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

-Здравствуйте, ребята! У нас сегодня много гостей. Посмотрим на них, поздороваемся, мы вам очень рады.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Начинаем урок мы с 

Ножки на пол мы поставим,

Спинки все мы разогнем.

Локотки на стол поставим.

«Домик» к носу подведем.

Руку левую на стол,

Сверху правую кладем.

Здороваются с гостями, настраиваются на урок.

Правила посадки.

2. Постановка учебной задачи урока (3 минуты).

Рефлексивный настрой. Сообщение прогноза погоды.

- Сегодня у нас немного необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну «Мульти - Пульти». Встретимся с любимыми мульти – героями. Вместе с ними будем решать примеры и задачи в пределах 20, думать, рассуждать и радоваться нашим успехам.

- В путешествии очень важна хорошая погода: много солнца, света и тепла, чтобы наше путешествие было удачным.

- Прошу дежурных сообщить прогноз погоды.

Сообщение учащимися прогноза погоды:

Сегодня ожидается

Погода переменная.

Температура воздуха -

Пять градусов тепла.

А ветер юго–западный,

Умеренный, наверное.

А, вобщем, будет солнечно,

Такие вот дела.

Для нас сегодня подана

Отличная погода

Счастливого пути!

3. Актуализация опорных знаний

( 4 минуты)

Работа с числами.

Анализ чисел.

Устный математический диктант.

- Мы с вами учимся в железнодорожной школе, поэтому будем путешествовать на поезде.

- У вас на партах лежат жёлтые билеты, на которых указаны числа – номера вагонов. Покажите свой билет.

- Прошу приготовиться к посадке.

1. Прошу пассажиров, у которых указаны числа меньше 8, занять свои места. Спасибо!

2. Прошу пассажиров, у которых указаны числа больше 15, занять свои места. Спасибо!

3. Прошу пассажиров, на билетах которых стоят числа – соседи числа 9, тоже занять свои места. Спасибо!

4. Прошу занять свои места пассажиров, у которых стоят числа: 1 десяток и 4 единицы, 1 десяток и 2 единицы, 1 десяток и 1 единица, 1 десяток и 3 единицы. Спасибо!

5. У нас осталось два пассажира. А им нужно дать характеристику своему числу, чтобы попасть на своё место. ( 9 и 15)

- Прошу пассажиров успокоиться и удобно сесть на свои места. Поезд отправляется.

Чух – чух, чух – чух!

Мчится поезд во весь дух!

Паровоз пыхтит и мчится

К первой станции стремится.

Дети показывают билет с числом.

Дети встают и поднимают билет.

Присаживаются за парты дети с номерами 1, 2, 3, 4, 5,6, 7.

Присаживаются дети с номерами 16, 17, 18, 19. 20.

Присаживаются дети с номерами 8 и 10.

Присаживаются дети с номерами 14, 12, 11, 13.

Двое детей дают характеристику числу 9 и 15.

(Число 9 стоит на девятом месте в числовом ряду. Предыдущее число 8, последующее 10. Соседи числа 9 – 8 и 10. Оно больше, чем числа 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,8 и меньше, чем числа – 10, 11, 12 и т. д.)

4.Закрепление пройденного (6 минут)

Работа с геометрическими фигурами. ( 2 минуты)

Самостоятельная работа « Сложение и вычитание чисел первого десятка) (4 минуты)

- Станция «Первая». Нас встречает дежурный по станции. Вот какой он замечательный! Он просит вас выполнить следующее задание:

Сколько треугольников в фигуре у дежурного по станции?

Сколько прямоугольников?

Сколько всего треугольников и прямоугольников вместе?

Как называется эта геометрическая фигура?

Сколько всего геометрических фигур составляют фигуру дежурного?

- А теперь, чтобы проехать первую станцию, вам нужно выполнить второе задание.

- У вас на партах лежат перфокарты. Но это не простые перфокарты, а карточки дорожного путешествия. Положите их перед собой и быстро заполните. Молодцы!

- Перфокарты отложили в сторону.

Дети считают количество треугольников и прямоугольников:

11

9

20

Полукруг

21

Самостоятельная работа в перфокартах.

5.Физминутка

- Давайте отдохнем.

У оленя дом большой.

Он глядит в своё окошко.

Заяц по полю бежит,

В дверь к нему стучит:

-Тук, тук – дверь открой!

Там, в лесу, охотник злой!

- Заяц, заяц забегай

Лапу мне давай!

Дети выполняют движения

6. Повторение пройденного (17 минут)

Круговые примеры с самопроверкой.

Решение задачи на нахождение остатка числа. Анализ задачи.

Решение задачи на нахождение остатка числа. Анализ задачи.

Экологическое воспитание. Охрана природы.

Решение задач на нахождение суммы и разности чисел.

Сравнение результатов вычисления.

Компоненты суммы и разности.

Расширение экологических знаний.

- Чух – чух, чух – чух!

Мчится поезд во весь дух!

Паровоз пыхтит и мчится

К новой станции стремится.

- А вот и следующая станция « Лесная поляна». Что-то никто нас не встречает. Что же делать, ребята? А давайте – ка мы разгадаем загадки. Может быть кто-нибудь и появится.

Задание от Зайца.

-Поможем зайчику убежать от волка. Нужно решить круговые примеры. Заполните пропуски. Проверяем.

-Молодцы! Спасли зайчика.

Задание от Ёжика.

«Ёжик по грибы пошёл,

8 он грибков нашёл.

6 сложил себе в корзинку,

Остальные же - на спинку.

Сколько ты грибков несёшь

На своих иголках ёж?»

Задание от Медведя.

- Медведь очень беспокоится за свой лес. Приходят злые люди. Они вырубают деревья, оставляют костры, рвут цветы, которые охраняются «Красной книгой».

- Медведь предлагает свою задачу:

« 10 деревьев росли на поляне.

9 срубили в прошлом году.

Ответ я, ребята, никак не найду:

Сколько деревьев осталось в лесу?»

Вывод делает учитель:

- Чтобы тут найти ответ,

И считать не надо.

Девяти деревьев нет -

Леса меньше стало…

- Что же нам надо крепко запомнить, ребята?

Задание от Лисы и Волка.

- А вот волк и лиса постоянно спорят между собой: кто из них лучше да умнее.

- Давайте поможем разрешить их спор.

Задача №1

Волк поймал своим хвостом сначала 5 рыбок, а потом ещё 4 рыбки.

Задача №2

А лиса поймала 10 мышек, но 1 мышка убежала.

Вот и спорят они, у кого больше? У волка – рыбок или у лисы – мышек?

-Что же нам делать, ребята?

- Давайте запишем равенство:

- Как называется первое выражение?

- Как называется второе выражение?

- Прочитайте каждое выражение по компонентам действий.

Гремит гром. Шумит дождь (аудиозапись).

- Ребята, на «Лесной поляне» кажется, начинается дождь. Пора нам уезжать. Но звери не отпускают нас. Они передали нам послание.

Сколько знаете дождей?

Сосчитайте поскорей:

Дождик с ветром,

Дождь грибной,

Дождик с радугой – дугой,

Дождик с солнцем,

Дождик с градом,

Дождик с рыжим листопадом.

- Какие же дожди вы запомнили?

- Вот теперь можно ехать дальше.

Вновь за сказкою, друзья,

Быстро мы стремимся.

И в волшебный паровоз

Весело садимся….

Чух – чух, чух – чух!

Мчится поезд во весь дух!

Паровоз пыхтит и мчится

К новой станции стремится.

Пятеро учеников читают наизусть загадки, остальные отгадывают (Учитель вывешивает на доску отгадку – картинку).

Хозяин лесной

Просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (медведь)

Зимой беленький,

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. (заяц)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (волк)

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это? (лиса)

Шубка – иголки,

Свернётся он – колкий,

Рукой не возьмёшь.

Кто это? (ёж)

Дети решают на бланке круговые примеры.

Самопроверка

Дети решают и рассуждают:

Ёж нашёл 8 грибов, убрал в корзину - 6. Остальные на спинку.

Чтобы найти остаток, нужно из 8 – 6 = 2 (гр.)

Ответ: 2 гриба у ежа на спине.

Дети комментируют:

Было – 10 деревьев.

Срубили – 9 деревьев.

Осталось - ? деревьев.

Деревья срубили, значит стало меньше. Если меньше – отнимай.

Решение: 10 – 9 = 1 (д.)

Ответ: 1 дерево осталось в лесу.

Лес надо беречь.

Не ломать и не рубить деревья.

Не оставлять костры.

Не бросать в лесу мусор, а уносить с собой.

Не рвать цветы и растения.

Решение:

Мы должны сначала сосчитать:

Сколько рыбок поймал волк?

5 + 4 = 9 (р.)

Теперь сосчитаем:

Сколько мышек поймала лиса?

10 – 1 = 9 (м.)

Ответ. Они поймали поровну.

5 + 4 = 10 – 1

9 = 9

Сумма чисел

Разность чисел

Первое слагаемое – 5, второе слагаемое – 4. Сумма – 5 и 4, значение суммы – 9.

Уменьшаемое – 10, вычитаемое – 1. Разность – 10 и 1, значение разности – 9.

6 дождей

Дети называют дожди, которые они запомнили.

7.Повторение пройденного ( 5 минут)

Работа с тестом.

Ребусы !!!!!

Игра «Угадай – ка + или – »

Станция « Сказочная».

-Из какого мультфильма нас встречают эти герои ?

- У вас на бланке напечатаны 7 вопросов. Нужно дать на них ответ.

Сколько монет у гномика в синей рубашке?

Сколько монет у гномика в красной рубашке?

Сколько всего золотых монет у обоих гномиков?

Сколько серебряных монет у гномика в красной рубашке?

Сколько серебряных монет у гномика в синей рубашке?

Сколько всего монет у обоих гномиков?

На сколько больше золотых монет у гномика в синей рубашке?

- Молоды! Для вас ещё приготовлены задания от ……Лунтика.

Игра (электронный учебник Математика 1 класс Дорофеев)

Белоснежка и семь гномов.

4

5

7

2

0

9

На 1

Дети отгадывают ребусы:

5 ница ли 100 к с 3 ж

Дети работают с мультимедийной доской.

8.Итог урока ( 1мин)

- Вот и закончилось наше путешествие в страну «Мульти – Пульти».

Вот и кончился урок.

Подведём итоги.

Путешествовали мы,

Станции мелькали.

И в дороге по пути

Многое узнали.

- Какая станция понравилась вам больше всего? А какое задание?

- А какое задание вам показалось наиболее трудным?

 

9.Рефлексия ( 1 мин)

- Оцените с помощью карточек свои достижения. Если вы работали быстро, уверенно и без ошибок, то покажите «Солнышко».

А, если вы работали хорошо, но ошибались, то покажите «Солнышко с тучкой».

- Спасибо за внимание и отличную работу!

Ученикам – похвала, а учителю – радость!

Дети показывают карточки.

Анализ интегрированного урока математики и окружающего мира в 1 классе по теме «Сложение и вычитание в пределах 20»

Цель урока:

Формирование умений решать примеры и простые задачи на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через десяток. 

Расширение знаний об окружающей среде. Защита леса.

Задачи:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: 
1) Закрепление знаний изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 20 без перехода через десяток. Отработка вычислительных навыков, умения сравнивать выражения, решать задачи.
2) Закрепление знаний о роли леса, его ценности и охране. 
3) Развитие логического мышления. 
РАЗВИВАЮЩАЯ: 
Развитие логического мышления, памяти, внимания, математической речи, развитие кругозора. 
ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: 
Воспитание самостоятельности, дисциплинированности, познавательной активности; экологическое воспитание. 
Данный урок проведён 29 апреля 2015 года для будущих первоклассников, родителей и педагогов нашей школы. Урок является заключительным по названной теме, так как на следующем уроке мы переходим к сложению и вычитанию с переходом через десяток. Было важно проследить деятельность детей, осмысление математических действий, умение выражать свои мысли в устной и письменной форме. При подборе материала, я учитывала программные требования, образовательные стандарты и стратегию развития нашей школы.

Итоговое содержание урока позволило мне выбрать интегрированную форму урока. Потребность в применении интегрированного урока объясняется следующими причинами:

Во-первых, интегрированный урок развивает потенциал учащихся, побуждает их к активному познанию окружающей среды, к осмыслению математических действий, к развитию логики и мышления.

Во-вторых, форма проведения такого урока нестандартна, интересна, позволяет использовать различные виды работы в течение всего урока. Это поддерживает внимание и работоспособность учащихся на протяжении всего урока.

В-третьих, интеграция дает возможность учителю для творчества, самовыражения.

Урок построен в виде игры – путешествия. А игра – это великолепная помощница в обучении начальных классов и дает возможность использовать гибкую форму урока, обилие мыслительных операций.

На уроке я применяла следующие технологии: интегрированное обучение, личностно – ориентированное обучение, компьютерную технологию, проблемно- ситуативную, перспективную, рефлексивную и коммуникативную.

Применяла методы обучения: по источникам знаний (словесный, наглядный, практический), по степени взаимодействия (беседа, рассказ, игровая деятельность), метод проверки и оценки знаний, самооценка.

Урок был проведён в соответствии с планом – конспектом. Никаких отклонений не было. Для проведения урока были созданы социально-психологические, гигиенические и учебно-материальные условия. В конце урока учащиеся сдали мне готовый продукт своей деятельности: перфокарты и индивидуальные бланки ответов, которые я использовала, так как материал учебника и рабочей тетради на печатной основе использован полностью.

Я считаю, что на данном уроке удалось избежать перегрузки и переутомления учащихся; решить на необходимом уровне поставленные задачи и получить соответствующие им результаты; сохранить и развить продуктивную мотивацию учения, настроения, самочувствия.

Исходя из этого результата, я могу сделать вывод, что урок достиг поставленных мною целей и предметных задач. Что и было подтверждено ответами (рефлексией) учащихся на поставленные мною вопросы в конце урока. Дети продемонстрировали понимание своих действий, свои чувства и эмоции.

Комментарии
Комментариев пока нет.