12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Михайловна Лисютенко80
Украина, Луганская Народная Республика, г. Луганск
2

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными.Знаки препинания в них.

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них».


Цель: знакомство с СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части и ставить знаки препинания между ними.
Задачи:

Общеобразовательные: показать особенности СПП с несколькими придаточными, закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения и однородных придаточных, проверить знания по теме «Лексика»;

Развивающие: формировать умения различать типы придаточных, расставлять знаки препинания, работать индивидуально;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к языку, желание совершенствовать свою речь.

Оборудование: учебник «Русский язык.9 класс.» ( авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская и др.; М., «Просвещение», 2016); проетор, доска.

Ход урока


I.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, откройте тетради, запишите число, классная работа.

СЛАЙД 1

t1608119750aa.gif



Тема урока: «СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них».

Ребята, цель нашего урока можно сформулировать так:

научиться определять СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания.

Сегодняшний урок я хочу начать со слов великого русского писателя Александра Ивановича Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах— красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок …».               

II. Проверка знаний прошлых уроков по СП.

1.Давайте вместе с Вами вспомним структуру СП.

СЛАЙД 2

t1608119750ab.gif

III. Объяснение нового материала.

Обратимся к теме нашего урока:«СПП с несколькими придаточными; знаки препинания в них».

СЛАЙД 3

t1608119750aa.gif

Ребята, в СПП может быть более одного придаточного предложения.

В этом случае важно понять, как все части сложного предложения связаны между собой, что чему подчиняется

Возможны три вида подчинения:

последовательное,

параллельное и

однородное.

Сейчас мы поговорим о придаточных с однородным подчинением.

Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

Здесь нам с Вами не помешает вспомнить: «А какие члены предложения мы называем однородными?»

Я уверена, что все Вы даете один ответ: «Отвечают на один вопрос и являются одним членом предложения».

Пожалуйста, запишите следующее предложение

СЛАЙД 4

t1608119750ac.gif

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушкикогда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке.(Исаковский).

[ … ](когда …),(когда…).

Ребята, у нас 2 придаточных предложения .Относятся они к одному общему для них главному предложению - Мы вспоминаем час великий тот – вспоминаем когда?- когда впервые замолчали пушки и - вспоминаем когда? - когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке .

Отвечая на один и тот же вопрос - когда? -, оба придаточных предложения и являются еще одинаковыми по значению – то есть – однородными (соподчиненными).

Вывод: в таком подчинении придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один вопрос и являются одинаковыми по значению.

Такое подчинение называется однородным.

СЛАЙД 5

t1608119750ad.gif

Переходим к знакомству со следующим подчинением – ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ.

СЛАЙД 6 - ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ

t1608119750ae.gif

Запишите предложение:

Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

 [ гл… ](когда … ),(с которым … )

Подчеркните грамматическую основу - (Синцов не мог узнать; поезд пойдет; предстояло отправляться), а теперь обратим внимание на то, что первое придаточное отвечает на вопрос - не мог узнать – о чем?- когда же пойдет тот поезд на Минск - , второе же придаточное , отвечает на вопрос от первого придаточного – поезд – какой?- с которым ему предстояло отправляться .

Значит у нас 1 придаточное - изъявительное,

а 2 придаточное - определительное.

СЛАЙД 7

t1608119750af.gif

ВЫВОД:

Ребята, связь, при которой предложения идут одно за другим, как бы образуется цепочка предложений, называется последовательное подчинение придаточных: т.е. главному предложению подчиняется первое придаточное, первому придаточному – второе придаточное и т.д.

При этом виде подчинения каждое придаточное является главным для последующего придаточного.

При последовательном подчинении придаточное, относящееся к главному, называют придаточным первой степени, а следующее придаточное – придаточным второй степени и т.д.

Еще очень Важно знать, что часто при последовательном подчинении придаточных рядом оказываются союзы: что и если, что и когда, так что и хотя, чтобы правильно расстановить знаки препинания,  необходимо обозначить границы простых предложений.





СЛАЙД 8

t1608119750ag.gif

Запишите в тетрадь предложение: «Я зачитался до того, что, когда услышал звон колокольчика на парадном крыльце, не сразу понял, кто звонит»

Подчеркиваем грамматическую основу: я зачитался; услышал; понял; кто звонит и составляем схему [ …до того ](что ,(когда … ),…), (кто…) .

Главным предложением является - Я зачитался до того, рядом оказываются союзычто и когда.

В этом случае: при сочетании данных союзов запятая между частями сложного предложения ставится.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть второго союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится. Рассмотрим на примере:

СЛАЙД 9

t1608119750ah.gif

Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. [ … ] , (что (если … ), то…).

У нас после придаточного предложения следует вторая часть союза то, а может быть следовать и часть - так. В данном случае запятая не ставится.

И, третий вид подчинения – параллельное.

Если к одному главному предложению относятся придаточные разных типов, то образуется параллельное подчинение. При этом виде подчинения оба придаточных относятся к одному главному. Важно, что эти придаточные разных типов и они отвечают на разные вопросы.

Рассмотрим это подчинение на следующем примере, запишем предложение:

« Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное». (М. Горький.) 

(Когда …) ,[ … ](что … .).

Слайд 10

t1608119750ai.gif

На первом месте в СПП располагается 1 придаточное - Когда у меня в руках новая книга - , а за тем следует не 2 придаточное, а главное предложение - я чувствую – и лишь потом - 2 придаточное - что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

То есть – 1 придаточное отвечает на вопрос – чувствую – когда?- обстоятельственного придаточного , а 2 придаточное отвечает на вопрос –чувствую – что? – изъяснительного придаточного.

Вывод: при третьем способе подчинения придаточные относятся к одному главному, но отвечают на разные вопросы и являются разными по значению. Такое подчинение называется параллельным.


Слайд 11

t1608119750aj.gif

IV. Закрепление.

Работа у доски( у доски).

Записать предложения под диктовку, определить подчинение придаточных, составить схему.

Каждый человек сознает, что он гражданин своей страны, где находится его дом, его близкие, его родной край.

[ глагол ], (что … сущ.) ,(что…)- (сознает что? – что он гражданин… - 1 придаточное - изъяснительное, чувства; страны какой?- где находится его дом…- 2 придаточное - определительное ) – последовательное подчинение.

Вы родились в стране, где каждый может получить образование, где уважают творческий труд.

[в стране](где…), (где…) – (в стране – какой?- где каждый может…; в стране какой? – где уважают … - 1 и 2 придаточные – определительные ) – однородное подчинение.

Если люди сумели пронести дружбу через всю жизнь – это значит, что она выдержала все проверки и испытания.

(Если…), [ ук.сл. глагол ], (что…) – (значит при каком условии?- если люди сумели… - 1 придаточное обстоятельственное, условия ; значит что? – что она выдержала… - 2 придаточное – изъяснительное, речи ) – параллельное подчинение.

Работа с учебником

§28, упр.167( составить схемы предложений).

V. Рефлексия.

Ребята! Предлагаю Вам   высказываются, по кругу, одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного списка на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

VI. Заключение.

Ребята! Сегодня мы с Вами познакомились с тремя видами подчинения в СПП и постановкой знаков препинания в них.

Давайте еще раз повторим эти виды подчинения:

Слайд 12

t1608119750ak.gif

VII. Оценивание.

VIII. Домашнее задание.

§28, упр.173.

Заключительное слово учителя.

Завершая сегодняшний урок, хочу пожелать Вам удачи в освоении нового материала о СПП-ях. Спасибо за урок!

Слайд 13

t1608119750al.gif



Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 31.01.24 в 20:09 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо,Анна Михайловна, за конспект урока! жаль, что нет презентации к уроку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.