Сложноподчинённое предложение. Итоговый урок

1
0
Материал опубликован 5 June в группе

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Осыковская школа Старобешевского м.о.»











Конспект урока

Тема урока: «Сложноподчиненное предложение. Итоговый урок»









Подготовила: учитель русского языка

и литературы

Назарова Татьяна Петровна




Осыково, 2024



Аннотация


Данный урок является последним из серии уроков в 9 классе, посвященных изучению сложноподчиненных предложений. На предыдущих уроках учитель знакомил с видами сложноподчиненных предложений, поэтому цель данного урока – повторить и проверить материал по теме, а также привлечь внимание обучающихся к библиотечной теме.

Для лучшего усвоения материала были использованы различные методы и приемы, в том числе и информационно-коммуникационные технологии.

Урок рассчитан на обучающихся 9 класса.



Введение


Актуальность проекта: настоящий проект рассматривает применение нового вида сложного предложения – сложноподчиненного предложения, что значительно помогает разнообразить нашу речь.

Тема: Сложноподчиненное предложение. Итоговый урок.

Тип урока: урок повторения и обобщения.

Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся о сложноподчиненном предложении; совершенствовать умения и навыки постановки знаков препинания в СПП.

Задачи: обобщить и систематизировать знания по теме; закрепить пунктуационные навыки у обучающихся; совершенствовать умения самостоятельной работы; воспитывать чувство любви к родному краю.

Планируемые результаты:

личностные: совершенствование устной речи, удовлетворение потребностей в умении самовыражаться, соблюдение норм этикета в ходе совместной работы, формирование чувства уважения к русскому языку, русской литературе и культуре речи;

метапредметные: умение проводить анализ языкового материала на основе информационной обработки художественного текста, работа с разными источниками информации, оценивание собственной работы;

предметные: сформированные умения по теме «Сложноподчиненное предложение».

Оборудование: учебник (Русский язык, 9 класс, автор: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская), мультимедийный проектор, раздаточный материал, листы для самооценки.




Ход урока


Каждая картина, взятая в галерею,

и каждая порядочная книга, попавшая в библиотеку,

как бы они малы не были, служат великому делу –

скоплению в стране богатств.

А.П.Чехов

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

Лидеры групп перед началом урока должны были проверить, справились ли все с домашним заданием, и сейчас им предоставляется слово. (Дети докладывают о наличии домашней работы).

III. Сообщение темы и целей урока.

Запись темы в тетрадях.

IV. Мотивация учебной деятельности.

Учитель:

Для чего, ребята, нам нужны знания темы нашего сегодняшнего урока? (Чтобы быть сегодня успешным человеком, мы должны быть грамотными, уметь общаться, логически излагать свою точку зрения, правильно строить предложения, составлять схемы, работать с текстом, создавать собственное суждение).

Учитель (мотивация):

Скоро у вас ОГЭ. Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня хорошо поработали, и этот материал стал бы вам полезен.

Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова русского писателя, прозаика, драматурга А.П.Чехова. Сегодня хочется поговорить о библиотеках, которые, вопреки всеобщему заблуждению, не только не вымирают в современном цифровом мире, но и заново осмысливают и даже расширяют свою роль.

Вы разделены на группы, у каждого из вас имеется цветная карточка (по принципу светофора). Зеленый цвет – знаю, умею, могу помочь. Желтый – знаю, однако испытываю небольшие трудности. Красный – нужна помощь. Ученик с зеленой карточкой – лидер группы. Также перед вами листы самооценивания, которые вы заполняете в течение урока.

Учитель (обеспечение эмоциональной готовности к уроку):

Посмотрите на смайлики, передающие разные эмоции. Возьмите в руки тот, который больше всего соответствует вашему настроению на данный момент.

Учитель.

- Чего вы ожидаете от сегодняшнего урока? Продолжите предложения.

От сегодняшнего урока я ожидаю…

На уроке хочу узнать…

Мне интересно будет выяснить…

Хочу научиться правильно определять…

Хочу углубить свои знания…

Основная часть урока

V. Актуализация опорных знаний.

1. Приём «Лингвистический поединок». (Слайд 3)

Ученики задают друг другу вопросы, соответствующие тому материалу, который был выучен на предыдущих уроках.

Например:

Какое предложение называется сложным?

Какое предложение называется сложноподчиненным?

Чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения?

Какие средства связи в сложноподчиненном предложении вам известны? Что между ними общего и чем они отличаются?

Какова роль указательных слов в сложноподчиненном предложении?

Какое место по отношению к главному предложению может занимать придаточное?

Какие смысловые отношения могут выражаться в сложноподчиненных предложениях в зависимости от их строения?

Какие существуют виды сложноподчиненных предложений?

2. Работа в парах. «Восстанови правило». Для удобства каждое из заданий находится в конверте соответствующего цвета. Учитель лишь указывает детям цвет необходимого конверта. (Более слабые обучающиеся восстанавливают разрезанное правило, обучающиеся с достаточным уровнем проверяют).

(Слайд 4)

В это время лидеры рисуют и заполняют на доске диаграмму «Венна» (два круга, имеющие общие точки пересечения) о сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях.

VI. Выполнение упражнений на закрепление знаний, умений и навыков.

1. Тренировочный диктант. (Слайд 5)

Грамматическое задание: найти СПП, подчеркнуть в них грамматическую основу, определить вид придаточных частей.

Всё началось с курсовой работы в университете. Мне предстояло написать исследование о крестьянской реформе 1861 года. Я догадывалась, что за 150 лет по этой животрепещущей теме накопилось много литературы, но даже представить не могла, что такое огромное количество будет выложено в интернет. Я растерялась, не понимала даже, с чего начать. Прояснение наступило после того, как я оказалась на сайте Президентской библиотеке. Оказывается, в этой библиотеке собрана целая коллекция книг и документов, подробно раскрывающих суть эпохи, даже подготовлена выставка, посвященная юбилею отмены крепостного права. Я с энтузиазмом погрузилась в изучение материала.

А.Анферов

2. Работа в группах. (Слайд 6)

Ученики получают карточки со сложноподчиненными предложениями, в которых пропущены средства связи. Задание группам – правильно и быстро восстановить пропущенное средство связи, определить союз это или союзное слово, выявить смысловые отношения между частями СПП.

Лидер получает карточку с ответами – проверяет других обучающихся.

I группа.

О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, … им издавна присваивали.

Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, … в этом помещении живут книги.

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, … не всегда ценим и бережем её.

люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.

II группа.

Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, … великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков.

История Пергамской библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, … Пергам стал провинцией Рима.

Неизвестно, … пропала библиотека Ярослава Мудрого:

Президентская библиотека открыта 27 мая 2009 года и функционирует как общегосударственное электронное хранилище цифровых копий важнейших документов, а также как мультимедийный многофункциональный центр, … имеет статус национальной библиотеки России.

III группа.

Иностранцы, видевшие книжное собрание Ивана Грозного, говорили, … там были в числе прочих книг, очень редкие.

После смерти царя его библиотека стала легендой, … бесследно исчезла.

С тех самых времён, … возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены сохранением книг.

Президентская библиотека имеет структурные подразделения в Москве и Тюмени, … расположена в центре Санкт-Петербурга в историческом здании Синода.

3. Работа с учебником на развитие пунктуационной грамотности. (Слайд 6). С.119-120, упр. 180. Выписать из каждого из двух отрывков по два СПП, выполнить их синтаксический разбор.

4. «Минута релаксации». (Слайд 8)

Учитель: Внимание, сейчас я прошу всех вас убрать всё из рук, сесть ровно, расправить плечи, спину, восстановить дыхание: вдох и выдох одинаковые. Закройте, пожалуйста, глаза и мысленно представьте, что вы находитесь в большом, просторном зале библиотеки, из окна пробивается луч солнца, ласково касающийся вашего лица. Постепенно посылаем это тепло в кончики пальцев рук, ног… Вспомните один из счастливейших моментов вашей жизни, когда вам было очень хорошо просто сидеть и наслаждаться чтением любимой книги.

(Звучит фрагмент песни М.Боярского «Баллада о книгах»).

Ребята, поднимите руку, пожалуйста, кому удалось справиться с заданием. Хорошо. Тогда следующее задание будет таким:

- Самостоятельно составьте СПП, используя текст прослушанной песни.

Заключительный этап урока

VII. Дифференцированное домашнее задание.

Для всех: подготовиться к контрольной работе по теме «Сложноподчинённое предложение».

Средний уровень: выписать из художественной литературы 6 СПП, выполнить синтаксический разбор одного из них.

Достаточный и высокий уровни: написать сочинение-миниатюру на тему «Моя домашняя библиотека», используя СПП.

VІІІ. Оценивание.

Обучающиеся заполняют листы самооценивания, учитель комментирует.

(На парте у лидеров лежат листочки разных цветов. Они раздают их ребятам).

- красный – самому активному на уроке (кого хочется поблагодарить);

- оранжевый – самому грамотному;

- желтый – самому внимательному.

Учитель. Посмотрим, кто получил карточки, каких цветов. Как вы думаете, почему?

- Оправдались ли ваши ожидания от урока? Изменилось ли эмоциональное состояние?

IX. Рефлексия. Метод «Микрофон». (Слайд 9)

Мои достижения на уроке…

Сегодня на уроке я научился (научилась)…, было интересно…, было сложно…, мои ощущения…

Этот урок дал мне для жизни…

Больше всего мне понравилось задание…

Урок заинтересовал меня тем…

Подведение итогов.




Заключение


Данная тема изучается в разделе «Сложноподчиненные предложения», по учебнику Л.А.Троснецовой, Т.А.Ладыженской.

При определении темы урока использовала частично - поисковый метод, применяя познавательные УУД, при формулировке цели, плана урока - регулятивные УУД.

Урок старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным, изначально стремилась установить сотрудничество между учителем и детьми. Структура урока, этапы, их логическая последовательность соответствуют требованиям ФГОС.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой. На уроке использованы разнообразные виды учебной деятельности: работа с текстом, орфографический анализ, пунктуационный анализ, анализ предложений, самостоятельная работа, работа в группах.

Содержание урока соответствует возрастным особенностям и требованиям программы.

Домашнее задание оптимального объёма, дифференцировано.



Список использованной литературы


1. Президентская библиотека [Видеозапись: электронный ресурс]: [документальный фильм] / автор и режиссер: Александр Анферов; продюсер: Герман Трегубенко; Русский Исторический Канал. – Электронные данные (1 видеофайл). – (Санкт-Петербург: Президентская библиотека, 2015). URL: https://www.prlib.ru/item/439050

2. Президентская библиотека. Общие сведения. URL: https://www.prlib.ru/about

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации