12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бусс Нина Ивановна37
Россия, Ленинградская обл., Выборг

Сложноподчиненное предложение. 9 класс

Учитель: Бусс Нина Ивановна

Цель урока: познакомить учащихся с понятием «сложноподчиненное предложение».

Задачи:

1.Предметные:

1) актуализировать знания «значение приставок пре-и при» (подготовка к ОГЭ 5 задание)

2)выработать умения отличать сложноподчиненные предложения от других типов сложных предложений;

3)выработать умение отличать союзы от союзных слов;

4) развивать пунктуационную грамотность;

5)узнать о роли знаков препинания (ОГЭ 9.1сочинение)

2. Метапредметные:

1) Познавательные УУД:

владеть приёмами отбора и систематизации материала;

анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать;

преобразовывать информацию (текст правила) в схему, таблицу, алгоритм, действовать по алгоритму.

2. Регулятивные УУД:

искать пути решения учебной задачи;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

адекватно оценивать результаты своей деятельности.

3. Коммуникативные УУД:

оказывать взаимопомощь;

строить связное монологическое высказывание;

представлять результат своей деятельности и деятельности группы.

3. Личностные:

1. Формировать адекватную самооценку; правильное отношение к деньгам.

2. Осознавать практическую значимость материала по теме «Сложноподчиненное предложение» и ценность совместной деятельности;

3. Прививать интерес к познавательной деятельности;

​​​​​​​4.Формировать позитивное отношение к школе.

Тип урока: получение новых знаний.

Оборудование: таблицы, схемы, карточки


Ход урока.

1. Актуализация знаний (написание при- и пре- в словах)

Орфографическая разминка (вставьте пропущенные буквы в словах). Укажите условия написания гласной.

Для при- : неполное действие, присоединение, приближение, близость; для пре-: =очень или =приставки пере-

Самопроверка и самооценивание.

Карточка на столах.

Пр..одолевать трудности, пр..землиться вовремя, пр..кратить спор, пр..открыть дверь, пр..школьный участок, пр..шить пуговицу, пр..скучное настроение, пр..бывать в Москву, пр...образовать жизнь, пр..сесть рядом, пр..мудрый совет, пр..клеить на доску.

Оцените себя:

1-2- «4»

3-4 «3»

5 и т.д.- надо повторить!

2) Закрепление (ОГЭ 5). Решите.

Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение на¬пи¬са¬ния выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1)ПРИМОРСКИЙ порт — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

2)ПРЕИНТЕРЕСНЫЙ фильм — приставка ПРЕ- пишется в значении «очень».

3)ПРЕОДОЛЕТЬ волнение — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.

4)ПРИБЫВАТЬ в Казань— приставка ПРИ- пишется в значении приближения.

5)Мой ПРЕЕМНИК- приставка ПРЕ- пишется в значении «неполнота действия».

Сверьте ответ: 234

Вывод: повторять написание приставок при- и пре- необходимо.

3) Работа со схемой.

Это дом, где тебя всегда ждут.

[- =], (где =) (дом какой? где ждут)

Прочитайте предложение, рассмотрите схему.

Почему связь называется подчинительная? (есть главное и зависимое слово)- одно подчиняется другому.

Где еще встречаем подобный вид связи? (в словосочетаниях)

3) Сравните два предложения (на слайде или на доске). Ответьте на вопросы.

А)Наступила зима, и на окнах появились причудливые узоры.

Б) Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу

-Чем они отличаются по структуре?

Как называются такие предложения?

СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ и СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ предложения.

Запишите тему урока.

(новый тип сложного предложения)

4) Закрепление. Работа в паре.

Проанализируйте средства связи и место придаточного в предложениях. (Приложение1 Таблица 1)

1. Столь же тщательному осмотру подвергнул он и мундштук, сталь которого могла дать трещину.

2.Ему хотелось бы знать, что случилось здесь, в море, совсем недавно.

3. Не спрашивайте, откуда мне это известно.

4. Голос её, когда она говорит, поёт и звенит.

5.Мне достаточно было того, что я узнал эту новость от вас.

-Какое место занимает придаточное в предложении?

-Чем придаточное предложение присоединяется к главному?

Сделайте вывод о средствах связи в сложноподчиненном предложении.

Союзное слово отличается от союза тем, что к нему можно задать вопрос и оно является членом предложения.

Заполните пропуски (каждому предложен материал). (Приложение 2 Схема 1)

5) Записать предложения. Составить схемы предложений. (Работа у доски)

1) Когда я проходил мимо него, он отвернулся и стал смотреть на стеклянную дверь на улицу. (К. Евграфов) 2) Я воспользовалась случаем, чтобы получше рассмотреть портрет. (Е. Яковлева) 3) С привычками, которые вошли в плоть и кровь, так просто не расстанешься. (О. Погорелов) 4) Стояли они недалеко от скверика, где были скамейки. (В. Шукшин) 5) Чтобы пленяла красота, нужны ей ум и доброта. (О. Константинова)

Оцените себя по по 5-бальной шкале. Насколько Вы поняли, как составить схему предложения.

6) Составьте 10 предложений, употребив СПП по предложенной теме.

(подготовка к устному собеседованию)

1) Любимый урок (повествование на основе жизненного опыта). Расскажите о своём любимом уроке.

Не забудьте рассказать:

1. какой урок Вам нравится;

2. чем привлекает Вас этот урок;

3. вызывает ли у Вас трудности подготовка к этому уроку;

4. какие у Вас взаимоотношения с учителем.

2) Чего нельзя купить за деньги (рассуждение по поставленному вопросу)?

Не забудьте дать ответы на вопросы:

1. Насколько значимы в нашей жизни деньги?

2. Всё ли можно купить за деньги?

3. Богатый человек — это обязательно счастливый человек?

-Зачем нужны сложные предложения? Значение ССП

7)Работа с текстом о роли знаков препинания.

Прочитайте текст и диалог.

Запишите функции знаков препинания. Аргументируйте точку зрения.

А. Каневский. "О пользе знаков препинания".

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений. Искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.

Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире.

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

Берегите знаки препинания!

Представление обоснованного тезиса.



8) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Вечером на веранде мы стали разбирать книги (1) среди (2) которых были любимые мною произведения Дюма, Грина, Скотта (3) а также (4) труды по философии и искусству.

Сверяем классом.

9) Рефлексия:

Что нового мы узнали?

Что было легко?

Какие трудности возникли при выполнении заданий?

10) Домашнее задание: схему выучить, повторить второстепенные члены предложения, группы обстоятельств; записать из литературы 10 сложноподчиненных предложений. Составить их схемы, если получится.





























Приложение 1

Таблица 1

Средство связи

Можно ли задать вопрос? (да, нет)

Является ли членом предложения? (да, нет)

Вывод: союз или союзное слово

которого

да

да


что

нет

нет


откуда

да

да


когда

да

да


что

нет

нет






































Приложение 2

Схема 1

Сложноподчиненное предложение состоит из ________________части и _________________________.


От _______________________ части к __________________можно задать


___________________________.


Части СПП связываются с помощью__________________и


______________________________________________________.



Части СПП разделяются _______________________________.






































Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.