12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалёва Наталия Сергеевна673
"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому" В.Распутин
Россия, Тульская обл., Ефремов
Материал размещён в группе «Урок русского языка»

Союз как часть речи.

Цели: Формирование представления о союзе как служебной части речи.

Развитие теоретического мышления учащихся.

Методические приемы: аналитическая беседа, анализ языкового материала.

Структура урока

I.Оргмомент. Проверка домашнего задания.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с первой служебной частью речи – предлогом. И сейчас мы проведем небольшую лингвистическую разминку, чтобы вспомнить, что знаем о предлоге.

1 ученик работает у доски: записывает словосочетания с предлогами, объясняет их правописание:

Прочти в заключении книги(П.п существительного заключение. Речь идет о заключении книги.между предлогом и словом можно вставить прилагательное), несмотря на дождь(предлог, к предлогу нельзя поставить вопрос, существительно при нем стоит в В.п), в продолжении рассказа(П.п существительного), поговори с директором насчет меня(предлог, в значении о), положить деньги на счет в банке(В.п существительного),брошка вроде пчелки(предлог, в значении как), потерять работу ввиду сокращения(предлог, в значении из-за), огонь угас вследствие дождя(предлог, в значении из-за), шел на встречу с друзьями(В.п существительного).

2 ученик делает морфологический разбор предлога несмотря на.

Письменный разбор.

Несмотря на-предлог.

I.Несмотря на дождь(В.п.)

II.Морф.признаки: составной, производный, неизменяемый.

Устный разбор.

Во-первых, всегда употребляется с существительным в В.п.

Во-вторых, имеет морфологические признаки – составной, производный, неизменяемое слово.

 

3 ученик формулирует вопросы отвечающему ученику.

1.Чем отличаются составные предлоги от простых?(Предлоги, состоящие из одного слова, - простые, а состоящие из двух слов – составные).

2.Какие предлоги называются производными, а какие – непроизводными?(Производные предлоги образуются путем перехода самостоятельных частей речи в служебные, которые  утрачивают при этом своё лексическое значение и морфологические признаки. Непроизводные- не образованные из самостоятельных частей речи).

IIИзучение нового материала.

Сегодня на уроке мы ближе познакомимся с ещё одной служебной частью речи- союзом. Само слово «союз» пришло в русский язык из старославянского, в котором оно было образовано с помощью приставки со- от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, узы.

Придумайте слова, включающие приставку со(согласие, созвездие).

Что обозначает эта приставка?(соединение, связь).

В «Толковом словаре» Сергея Ивановича Ожегова слово Союз определено так: «Служебное слово, соединяющее предложения и слова внутри предложения».

Возможно, союз обладает ещё какими-то важными признаками. Сегодня мы попробуем это установить.

Запишем предложение. Объясним знаки препинания. Составим схему.

Горят первые звёзды, а вечерняя заря ещё долго светит над полями и лесами.

[= -], а[-=o и o].

(Предложение сложно сочиненное)

Какие слова мы внесли в схему предложения?(Союзы).

Почему на схеме отображаются именно союзы?(Они связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного.)

Итак, союзы связывают однородные члены предложения, а также простые предложения в составе сложного. Прочитаем определения в учебнике(стр.146).

Но только ли в этом заключается их роль в предложении.

Я вижу девочек и мальчиков.

Я вижу не девочек, а мальчиков.

Одинаковы ли по смыслу предложения? Что следует из этого наблюдения? (Союзы имеют значение.  Но оно проявляется только в предложении).

Итак, подведём итоги.(Союз- это служебная часть речи, которая связывает однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного .А также выражает смысловые отношения между ними).

III.Закрепление материала.

Прочитаем текс, посвященный союзу как части речи.Упражнение 354.

 Озаглавим текст. Определим стиль и тип речи. Распределите выделенные союзы в два столбика: союзы, соединяющие ОЧП, соединяющие простые предложения в составе сложного.

1.Вещей и явлений, причина и следствие.

2.Если, так как потому что, что, и , когда.

Мы раздели союзы на две группы, а возможно ли разделить их по другим признакам?(Состоят из одного или нескольких слов).

Какое название можно предложить для союзов первой и второй группы?(простые- союзы состоящие из одного слова, составные- состоящие из двух и более слов).

Часть составных союзов вы видите в рамке на странице 146 учебника. Как видите, союзы могут состоять из нескольких слов.

Остановимся на делении союзов на сочинительные и подчинительные? Чем отличаются эти группы союзов(Сочинительные связывают однородные члены и части ССП, а подчинительные связывают простые предложения в составе СПП).

Итак, союзы бывают простыми и составными, сочинительными и подчинительными.

IV. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Что из того, о чем говорилось на уроке, было для вас новым?

Домашнее задание.

Упр.358.

Опубликовано в группе «Урок русского языка»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.