12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брагина Светлана Александровна38
Россия, Московская обл., Краснознаменск

 «Союз как часть речи»

Цель: создание условий для актуализация знаний учащихся о союзе, для формирования умений различать простые союзы от сложных, расставлять знаки препинания. Ознакомление учащихся с советами по сохранению и укреплению здоровья.

- Наверное, каждый человек хочет быть здоровым, сегодня это жизненная необходимость. Но как им стать? Как сберечь и укрепить свое здоровье? Изучая тему «Союз как часть речи», мы попробуем ответить и на эти вопросы.

 

Словарный диктант

Гигиена, поликлиника, гимнастика, стрессы, фитнес, медицина, недостаток кислорода, пагубные привычки, профилактика заболеваний, негативные эмоции, авитаминоз, компьютер, депрессия, советы специалиста, рациональное питание, бессонница, безопасное поведение, иммунитет

- Подчеркните в своем диктанте слова и словосочетания, значения которых направлены на укрепление здоровья человека.

Прочитайте внимательно текст. Как Екатерина II предотвращала заболевания? Актуальны ли эти меры в наши дни?

 

Секреты здоровья Екатерины Великой

Когда в России разразилась оспа, Екатерина Великая бросила ей смелый вызов. Английские доктора утверждали, что необходимы прививки. К сожалению, население категорически отказывалось от них. Тогда императрица собственным примером положила начало вакцинации. Во дворец привезли больного мальчика, из язвочек на его теле был взят соскоб и перенесен на руку императрицы. Несколько дней императрица тяжело болела, а по выздоровлении все приближенные потянулись делать прививки. Эпидемия отступила, и Екатерина устроила грандиозный праздник - победы над оспой.

Императрица внимательно следила, чтобы в каждом городе была открыта больница и аптека.

Уже будучи в преклонном возрасте, Екатерина уделяла большое внимание внукам. Особенно старшему - Александру, будущему императору. Она заменила колыбельки жесткими кроватками, чтобы раз и навсегда исключить соблазн покачать младенца. В комнате ребенка всегда поддерживалась прохлада - ребенка надо закаливать с первых дней жизни. Ни в коем случае не разрешала держать внуков на руках более нескольких минут. Если ребенок плакал, то его выкладывали на гладкий шерстяной ковер, расстеленный на полу.

Екатерина считала, что этим достигается двойная польза: ребенок учится сам себя успокаивать и быстрее начинает ползать. ( )

- Выпишите из первого абзаца встретившиеся союзы и определите их роль. (Союзы служат для связи однородных членов предложения и простых предложений в составе сложных: когда, что, и, а )

Познакомьтесь с русскими пословицами и поговорками о здоровье. Выберите те, которые вам наиболее понравились, и объясните их смысл.

1) Хрен да редька, лук да капуста - лихого не подпустят

2) Где просто, там живут лет со сто

3) Ум и здоровье дороже всего

4) Человека лень не кормит, а здоровье только портит

5) Даже собака знает, что травой лечатся

- Проанализируйте выбранные предложения, постройте схемы для объяснения постановки знаков препинания .

 

1) ™ да ™, ™ да ™

2) ( где ) , [ ]

3) ™ и ™

4) [ ], а [ ]

5) [ ], (что)


 

 

Перед вами афоризмы известных людей. Выберите наиболее вам понравившиеся, объясните, как вы их понимаете

1. Здоровье не ценят, пока не приходит болезнь. (Томас Фуллер)

2. Здоровье - вещь удивительная, потому что его можно накопить.

(Георгий Александров)

3. Ни насыщение, ни голод и ничто другое не хорошо, если преступить меру природы. ( Гиппократ)

4. Здоровье не купишь, так как им можно только расплачиваться.

(С.Крытый)

5. Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь (Гораций)

- Найдите в предложениях союзы. Одинаковы ли они по составу? (Нет, одни состоят из одного слова, другие – из двух)

- Как называются такие союзы? Воспользуйтесь информацией, данной в учебнике ( Союзы, состоящие из одного слова, называются простыми, а из двух и более слов – составными)

- Выпишите сначала предложения с простыми союзами, потом с составными.

V. Составьте сложные предложения из двух простых, используя следующие союзы:

Обратите внимание на их написание!

Оттого что

Вследствие того что

В силу того что

Благодаря тому что

 

Морковь содержит витамины и минеральные вещества. Она особенно полезна детям.

Теннис тренирует все мышцы, укрепляет сердце, кости, улучшает кровообращение. Многие люди выбирают этот вид спорта.

Прививка от гриппа была поставлена вовремя. Удалось избежать болезни

Компьютер дает большую нагрузку на зрение. Необходимо соблюдать некоторые правила работы с ним.

VI Физкультминутка для глаз.

Познакомимся с некоторыми упражнениями, которые помогут сохранить здоровье глаз

Снимаем нагрузку с мышц, участвующих в движении глазного яблока:
Взгляд влево - прямо, вправо - прямо, вверх - прямо, вниз - прямо, без задержки в отведенном положении.
Круговые движения глаз -от 1 до 10 кругов влево и вправо. Сначала быстрее, потом - как можно медленнее.

VII Попробуйте обобщить наши наблюдения над союзами. Расскажите о союзе как о части речи

Далее работа может быть организована по группам

(каждая группа моделирует понятие союза )

Выбираются сами полные ответы

VIII Что нового об укреплении здоровья вы узнали на уроке?

Использованные ресурсы интернета:

 

http://www.junior.ru/wwwexam/gigiena_tr/bezop4.htm

http://www.abcwoman.ru/velikie/ekaterina.html

Опубликовано


Комментарии (3)

Брагина Светлана Александровна, 25.11.15 в 22:22 0Ответить Пожаловаться
Структура и занимательный учебный материал позволит детям освоить понятие "союз как часть речи", научиться различать простые и сложные союзы, ставить необходимые знаки препинания
Алешина Ольга Николаевна, 01.12.15 в 21:51 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная методическая разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.