Опыт дистанционного обучения
В. М. Лобанова, учитель математики и
информатики филиала МКОУ СОШ № 9
п. Известковый в с. Двуречье
Источник изображения: https://dribbble.com/zhaoguoqiang
В статье представлены:
1. Собственный опыт организации дистанционного обучения.
2. Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
3. Краткая характеристика некоторых образовательных платформ для организации дистанционного обучения.
С началом дистанционного обучения в апреле 2020 года по причине низкой скорости интернета, отсутствия устойчивости канала связи в селе Двуречье и небольшого опыта использования образовательных платформ педагоги нашей школы определили, что оптимальным для организации учебного процесса будет использование телефонного приложения WhatsApp.
WhatsApp — это мессенджер, позволяющий людям связываться на расстоянии, причем абсолютно бесплатно (трафик интернета, в случае подключения через мобильную сеть, оплачивается согласно тарифу, никаких наценок). Возможно ведение переписок, отправление голосовых сообщений, мультимедийной информации, а также возможно осуществление вызовов, в том числе и видеосвязи.
Классными руководителями были созданы групповые чаты классов, которые выполняли роли учебных кабинетов, в группы были добавлены учащиеся и учителя-предметники. Были разработаны правила общения в группе, такие как не спамить, работать активно, соблюдать время выполнения, следить за речью, не делать замечания одноклассникам. Также был создан групповой чат педагогов «Учителя Двуречья», где педагогу можно было связаться с классным руководителем, а также своевременно проинформировать его о количестве учащихся на уроке.
Занятия начинались строго по расписанию и с приветствия, что позволяло определить явку учащихся и их эмоциональный настрой.
Важно, что для каждого этапа урока необходимо было заранее приготовить карточки/скриншоты заданий, так как набор текста занимал много времени, а голосовые сообщения не у всех загружались одновременно и быстро. В подготовку к урокам относилось и сохранение необходимых для урока ссылок на интернет-ресурсы. Также некоторые инструкции для проведения промежуточных работ загружались в группу вечером, чтобы была возможность ответить на вопросы и тем самым не отнимать время урока. Результаты контрольных и индивидуальных работ отправлялись учащимися личными сообщениями в строго отведенное время. Фото правильно выполненного задания отправлялось в чат, когда около 80% учащихся его уже выполнили.
Для проедения некоторого количества уроков информатики в 9 классе я использовала возможности государственной образовательной платформы «Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/19/9/. Отличный ресурс, но результаты выполнения тренировочных и контрольных заданий нельзя просматривать из своего личного кабинета. Просила учащихся отправлять мне скриншоты своих работ личными сообщениями посредством мессенджера.
Подготовка 9-классников к ОГЭ проводилась с использованием образовательного портала для подготовки к экзаменам https://oge.sdamgia.ru/, а также видеохостинга https://www.youtube.com/, предоставляющего пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. В группу для ребят помещалась ссылка на видеоразбор задач задания №5 экзаменационной работы по математике.
Для организации промежуточной аттестации находкой оказался ресурс https://videouroki.net/tests/my/ (для получения доступа к тестам и функционалу сайта необходима регистрация). Мною были разработаны тесты для проведения промежуточной аттестации по информатике для 5 и 7 классов. Гораздо позже был найден конструктор тестов, опросов, кроссвордов, логических игр — бесплатный многофункциональный сервис для проведения тестирования и обучения https://onlinetestpad.com/.
Промежуточная аттестация по алгебре и геометрии в 8 классе была организована на платформе Якласс, на которой я работаю уже не первый год. Мною была оформлена подписка, что позволило сразу видеть результаты работы учащихся.
Наряду с тем, что дистанционное обучение снимает некоторые психологические проблемы коммуникации, свойственные при работе в аудитории (С одной стороны, всем понятно, что это группа, с другой стороны, участник общения не видит лица своих собеседников. Учащийся напрямую обращается к учителю с вопросом «как сказать?» или «что такое …. ?», а учитель, давая объяснения одному учащемуся, рассчитывает на то, что все прочтут ответ и – либо удостоверятся в правильности своих знаний, либо ещё раз проанализируют и исправят свою ошибку), существует ряд трудностей, связанных с тем, что
то, что мы делаем, рассчитано на сознательного ученика,
не всегда видеоматериалы, размещенные на платформах, понятны ученикам моего класса,
качество и содержание тренинговых заданий не всегда надёжно и по качеству представления и по содержанию,
низкая скорость Интернета,
проверка работ учащихся на платформе не всегда бесплатна, если она вообще есть.
Основные вопросы, возникшие в период дистанционного обучения и требующие особого внимания и изучения:
Удержания внимания детей во время урока.
Эффективное использование ограниченного времени.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
Организация качественной обратной связи.
_____________________________________________________________________
Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Статья 13 Статья 16 Статья 17 Статья 18 Статья 28 Статья 30 Статья 41
_____________________________________________________________________________
Платформы для организации занятий
zoom - платформа разрабатывалась изначально для проведения видеоконференций для нескольких участников. Версия бесплатная для участников в количестве 100 человек, есть только ограничение видео-трансляций по времени, 40 минут. Ограничение можно снять, купив платную версию, что не обязательно.https://zoom.us/
ЯКласс – это образовательный ресурс, разработанный на базе платформы GenExis, полнофункциональной системы обучения и проверки знаний учащихся, совмещённой с электронным журналом. Особенность платформы в том, что она способна генерировать огромное количество задач по любой заданной теме, то есть представляет собой тренажёр с бесконечным числом вариантов.
Он-лайн школа "Инфоурок" - учебная система, разработанная командой проекта «Инфоурок» для максимально удобного проведения дистанционных занятий с учениками. Инструкция для работы с он-лайн школой.
Государственная образовательная платформа "Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/
«Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование.
Интерактивные уроки «Российской электронной школы» строятся на основе специально разработанных авторских программ, успешно прошедших независимую экспертизу. Эти уроки полностью соответствуют федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) и примерной основной образовательной программе общего образования. Упражнения и проверочные задания в уроках даны по типу экзаменационных тестов и могут быть использованы для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Уроки «Российской электронной школы» – это выверенная последовательность подачи дидактического материала на протяжении всего периода обучения, преемственность в изложении тем, формирование связей между предметами.
В «Российской электронной школе» можно учиться постоянно, а можно заглянуть, чтобы повторить пропущенную тему или разобраться со сложным и непонятым материалом. Это отличная возможность для учителей побывать на «открытых уроках» своих коллег и перенять лучший опыт или подобрать к своим урокам разнообразные дополнительные материалы. Родители смогут по-новому взглянуть на школьное образование, и, если появится такое желание, снова «сесть за парту» вместе со своими детьми.
Google Classroom (Класс). Виртуальная классная комната упрощает организацию и контроль дистанционной работы учеников. С помощью Google Classroom педагог может делать рассылку материалов для учащихся, собирать и оценивать их работы, а также оставлять комментарии и получать обратную связь https://classroom.google.com/.
СберКласс - эффективный инструмент учителя для планирования и организации учебного процесса. Она предполагает, что у учеников будет свобода в выборе образовательной траектории и в темпе ее освоения. Весь контент, который есть на площадке, вариативен и адаптивен, а также соответствует государственным образовательным стандартам.
Дневник.ру предлагает ряд инструментов для организации дистанционного процесса обучения, что позволит обучающимся, находясь дома, не прерывать учебный процесс, проявить способности к самостоятельному изучению предметов, перенести все классные мероприятия в виртуальное пространство и участвовать в них дистанционно. Инструкция
Сорокина Светлана Валерьевна