12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Садыкова Альбина Фирдаусовна608
Россия, Удмуртская респ., Ижевск

Сведения об авторе

Садыкова Альбина Фирдаусовна,

учитель английского языка I квалификационной категории

МБОУ "Гимназия №6 им. Габдуллы Тукая",

Удмуртская Республика, г. Ижевск.

Тезис к публикации

Чтение – неотъемлемая часть обучения иностранному языку. Оно неотделимо от других коммуникативных умений: аудирование, говорение и письмо. У читающего человека речь грамотная и богатая. Именно упражнения позволяют достичь большего эффекта от данного процесса. Для каждого из этапов чтения существуют свои. В данной публикации представлены некоторые из них, источником которых послужил сайт издательства Оксфордского университета.

Упражнения при обучении чтению на английском языке

 

Чтение – коммуникативное умение, на материале которого хорошо развивать критическое мышление, одно из умений 21 века. Кроме того, чтение улучшает правописание, умение аудирования (при сопровождении аудиотекстом), письмо, языковую догадку и т.д. Обучающийся, умеющий ориентироваться в тексте, извлекать из него необходимую информацию или строить высказывание на его основе, обогащает свой лексический запас и показывает лучшее владение иностранным языком. Но чтобы оно действительно было эффективно, необходимо соблюсти ряд условий. Во-первых, текст должен соответствовать языковому уровню читающего. Во-вторых, он должен быть сопровождён упражнениями, которые бы позволяли возвращаться к его языковому материалу, тем самым закрепляя его и увеличивая положительный эффект его использования.

По Е. А. Маслыко и П. К. Бабинской, работа с текстом делится на три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый. Для каждого из них существуют свои упражнения, выполнение которых способствует развитию соответствующих умений. Ниже представлены примеры заданий, источником которых явился сайт издательства Оксфордского университета, https://elt. oup.com . Упражнения, представленные на данном сайте, заслуживают доверия и аппробации не только из-за мирового авторитета данного учебного заведения, но и поскольку современные УМК по английскому языку составляются, как правило, в сотрудничестве с иностранными издательствами, т.е. опыт зарубежных педагогов при работе с текстами обосновано применять в практике преподавания в российской школе.

На предтекстовом этапе возможно применение следующих упражнений:

1. Классификация героев.

Цель - развитие антиципации.

Задача - предположить, какие герои из списка обладают какими качествами:

- плохие (BC = a bad character);

- помогают главному герою (HS = a character who helps Solomon);

- кому помогает главный герой (SH = a character that Solomon helps);

- другие (OC = other character).

По мере чтения отмечать верное или корректировать список. [2]

2. ИграAnna’s cat is an angry cat.”

Цель - актуализация лексики.

Задача - перечислить английские имена и прилагательные на каждую букву алфавита, используя для подстановки название игры. Например: “Anna’s cat is an angry cat. Bill’s cat is a big cat.” Таким образом, могут быть описаны любые объекты (слова для замены отмечены курсивом).

Выбор слов для описания зависит от содержания предстоящего текста. Например, если в нём превалируют профессии, целесообразно актуализировать у обучающихся их названия: “The architects cat is an attractive cat. The bakers cat is a brave cat.” Всё зависит от лексического запаса игроков. Фигурирование животных обосновано тем, что лексика по данной теме изучается одной из первых и поэтому не вызывает проблем. [1]

3. Работа над ключевыми словами текста (даются, как правило, для снятия трудностей в понимании).

Цель – проанализировать знание лексических единиц (ЛЕ), определить зоны «могу», «хочу» и «надо» - KWN сhart: знаю (З - know), хочу знать (Х - want) и нужно узнать (N - need).

Задача - поставить рядом со списком слов значки:

«х» - значения слова не знаю;

«*» - слово хорошо знаю. [7, c. 73]

На текстовом этапе:

1.“Ups and Downs”.

Цель - развитие умения оценивать эмоциональный интеллекта текста (EQ = emotional intelligence):

Задача: определить, какое эмоциональное воздействие оказали на героев события с подтверждением своих предположений из текста; отметить свои ответы на шкале, где 1 - 10 - ключевые сцены (здесь - пример из “Great Gatsbyby F. S. Fitzgerald), «+» - положительные эмоции, «-» - отрицательные:

+

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

_

1. Nick sees the Buchanans’ house in East Egg. 2. Nick meets Tom again. 3. Nick meets Daisy again. 4. Nick meets Jordan for the first time. 5. Daisy shows her hurt finger. 6. Jordan tells Nick about Tom’s woman in New York. 7. Daisy has a ‘heart-to-heart’ talk with Nick outside. 8. Nick realises who Jordan is just before she goes to bed. 9. Daisy and Tom ask about Nick being engaged out west. 10. Daisy invites Nick to come and visit Jordan often that summer.

2. “Feelings Gap-fill”.

Цель - развитие умений изучающего чтения.

Задача - выбрать героя и заполнить пропуски в предложениях о его эмоциональном состоянии от его лица. Пример: 1. I’m excited by __. 2. I’m worried about __. 3. I’m calm about ___. 4. I’m interested in __. 5. I’m bored by __. 6. I’m annoyed by __. 7. I’m afraid of ___. 8. I’m brave about__. 9. Im sad about __. 10. Im fond of___. 11. Im curious about ___. 12. Im confused by ___.

Далее можно организовать угадывание, о каком герое речь, по данным предложениям (аудирование с полным пониманием содержания).

3. “Sociogram”.

Цель - развитие умений поискового чтения.

Задача - установить отношения между героями.

Форма проведения - через вопросы к подлежащему (Who likes Nick?) или к дополнению (Who does Nick like?) или заполнение пропусков в предложениях типа: 1. … is married to… . 2. … is an old friend of… . 3. gets engaged to… . 4. …is loyal to… . 5. cheats on… . 6. abandons… . 7. makes friends with . 8. falls out with . [3]

4. Задания во время чтения вслух. К сожалению, они не способствуют смысловому пониманию, т.к. их цель - концентрация внимания во время чтения вслух. Однако их применение обосновано, поскольку вносит разнообразие в однообразное чтение текста вслух по цепочке:

1. “Fill in the blank” - отметить те слова, которые во время прочтения будут заменены на слово “blank”, затем во время чтения определить самого внимательного.

2. “Spot the missing words” – отметить те слова, которые во время прочтения будут опущены, например, артикль “the” или предлог “in”; во время чтения определить самого внимательного.

3. “Secret message” – собрать секретное слово из первых букв слов, заменяемых во время прочтения на условный звуковой сигнал. 

4. “Say only those words/ every third word/ Whats the next word?” – произносить хором во время чьего-то индивидуального чтения только определённые (выписанные на доске) слова/ каждое третье слово/ следующее (после прерывания чтеца) слово.

5. “Alphabet words” – читать вслух только те слова, начальные буквы которых выпали обучающемуся при предварительной жеребьёвке.

6. “Sentence tennis” – прочитать начало или дочитать конец предложения после одноклассника. Форма – парная.

7. “Every third sentence” – прочитать предложение в соответствии со своей группой: группа 1 читает 1, 4, 7 и т. д., группа 2 – 2, 5, 8 и т. д. Внутри группы участники определяют последовательность чтения самостоятельно или, традиционно, по часовой стрелке.

8. “Dice sentences” – прочитать предложение в соответствии со своим номером 1 – 6. При этом класс разделён на группы, в которых у каждого есть свой номер. Порядок прочтения определяется подкидыванием кубика.

9. “Secret lines” – найти в тексте выпавшие при раздаче учителем предложения и прочитать их вслух в соответствие с их положением в оригинальном тексте. Изначально учитель раздаёт 1-2 предложения, сняв копию с текста.

10. “Nominate next reader” – определить, кто будет читать следующим (обучающиеся решают самостоятельно) и прочитать. [8]

Также на текстовом этапе может быть организована и быстрая проверка скорости чтения (reading speed quick check) – за 1 минуту прочитать текст вслух/ понять его с отметкой слова, на котором обучающиеся остановились. Такую процедуру необходимо периодически повторять для фиксации прогресса. [10]

На послетекстовом этапе работа может быть продолжена с помощью упражнений, цель которых - развитие умений чтения тремя стратегиями: ознакомительное, поисковое и изучающее:

1. Заполнение опросника - заполнить форму: This story is interesting / boring / exciting / different /… . The best character isbecause … . A good thing about the story is … . A bad thing about the story is … .

Это помогает проверить не только понимание, но и выбрать следующую книгу для чтения. [6]

2. Создание интервью с главным героем. [7, c. 74]

3. “Story Collection/ Character Oscars” - распределить «Оскары» между прочитанными рассказами с объяснением своего выбора по примеру: The winner of thebest story messageOscar is “...”. Its true that ... . Примерные номинации для рассказов: best story message, best plot-twist, best character, best dialogue, best descriptive detail, best setting.

4. “A four-word story summary” - представить содержание рассказа/ эпизода в 4 словах и определить, к какому из предложенных вариантов он относится. Например:

1. The Christmas Presents

2. Soapy’s Choice

a) Man wants prison time.

b) Giving freely for love.

[4]

5. “In their shoes” - поставить себя на место героя повествования и рассказать от его лица о его мыслях, ценностях, надеждах/ целях, чувствах, физическом восприятии (вижу/ слышу/ пробую на вкус/ ощущаю запах/ осязаю) и страхах.

6. “Six thinking hats” (по Э. де Боно) - проанализировать вопрос с точки зрения одной из шляп в группе, обменяться выработанным мнением с другими группами и прийти к общему заключению. Ниже представлен пример обсуждения статьи “Should people scavenge to consume less?».

 

Шляпа

Обсуждаемые вопросы

1. Голубая = процесс - Blue = process

What type of thinking is needed?

How should we organize and manage the discussion?

How should we make the final decision and decide the next steps?

Results must be positive.

Important to consider advantages for the environment and people.

Consumer habits vs. consumer waste

2. Белая = факты - White = facts

What information and data have we got?

What do we need to find out?

How can we get the information we need?

Effects of freeganism on health – freegans’ experiences.

How can we encourage people to freegan? –› Find articles, studies or blogs online.

What products could people consume from a bin? Is rummaging through rubbish bins really worth it? How much will it decrease the extent of consumer waste? –› Research products and the frequency of their using.

3. Красная = чувства - Red = feelings

What are our instincts/ is our intuition telling us?

How does this make us feel?

How might we feel about it in the future?

What we eat and drink should be our decision. I need safe food when I’m tired and don’t want to rummage about in a bin for it. I enjoy doing the shopping in a supermarket. Scavenging through supermarket bins for discarded food would be too difficult. But maybe we would feel better about freeganism in the end?

4. Чёрная = негативные моменты - Black = negatives

What problems might this cause?

Who/ what might be affected?

Suddenly giving up eating food from a supermarket is difficult –› problems with digestion/ searching for food? People can get food poisoning due to eating discarded food –› they will stop scavenging at once. Freegans could feel embarrassed because of passers-by’s pitying looks at them. Scavengers might consume more frozen ready meals – health risks. An unbalanced diet could be stressful for the stomach. Scavengers can deprive really needy people of food. Getting free food can decrease consumer needs and lead shops to suffer a drop in profits.

5. Жёлтая = положительные моменты -Yellow = positives

What opportunities might this offer?

Who might benefit from this?

People will take responsibility for the impact of their consumer choices and find alternative ways of meeting their everyday needs –› less rubbish, less landfill sites. Freegans will spend less money on food and things. Less producing might be better for the environment. People will be happy thanks to their awareness that they contribute to the environmental protection by scavenging.

6. Зелёная = творчество - Green = creativity

What are some alternative solutions?

How can we think about this in a new or original way?

What could we do about the drawbacks?

Consider alternatives to reducing your consumer trace, e.g. scavenging for things or taking recyclable rubbish to recycling centres. Plan how to make your idea come true – include your own example/ organise environmental marathons. Ideas for recycling more – get people to contribute ideas/ experiences on a social networking sites? Consider gradual transition, e.g. one day of cooking from food you rummaged for through bins per week.[5]

7. Работа над ключевыми словами текста.

Цель – проанализировать прогресс в овладении ключевыми ЛЕ текста, определёнными на предтекстовом этапе.

Задача - поставить рядом со списком слов по разделу значки:

«+» - слово запомнил;

«х» - значения слова не помню;

«*» - слово хорошо знаю и могу использовать в предложении. [11]

8. “KWL сhart” - заполнить ЗХУ схему: знаю (З - know), хочу знать (Х - want) и узнал (У - learnt).

Цель – провести рефлексивно-оценочный этап урока, т.е. организовать рефлексию обучающимися собственной учебной деятельности, соотнести цели и результат деятельности, рассмотреть перспективы работы по теме и зафиксировать новое содержание. [9]

Разумеется, это только небольшая часть упражнений, применение которых способствует эффективному обучению чтению. Большинство из них было апробировано автором данной публикации и позволило прийти к заключению, что при работе над текстами для чтения упражнения стоит применять. Они способствуют лучшему пониманию материала обучающимися и его включению в собственную речь, что делает работу над текстом более полезной в плане обогащения их словарного запаса и развития мыслительной деятельности.

 

Список использованной литературы и источников

 

1. Bill Bowler. Indirectly introducing a factual reader. - Oxford University Press (OUP), 2018.

2. Bill Bowler. Practical Tips for Using a Historical Story. - OUP, 2018.

3. Bill Bowler. The EQ of a story. - OUP, 2018.

4. Bill Bowler. Using short story collections. - OUP, 2019.

5. Global Skills: Creating empowered 21st century citizens. - OUP, 2021.

6. Lesley Thompson. Using stories in the classroom. - OUP, 2018.

7. Motivational Teaching. - OUP, August 2019.

8. Philip Haines. 25 Alternatives to Reading Aloud Around the Class. – OUP, 2017.

9. Rachel Appleby. Ready-made video activities to liven up your classroom.- OUP, 2019.

10. Rebeca Duriga. How to liven up exam classes – part 1. - OUP, May 2017.

11. The value of continuous assessment. - OUP, 2014.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.