Статья на тему «Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы»

0
0
Материал опубликован 10 January 2022

Тема: «Смысловое чтение как основа современного эффективного обучения на уроках русского языка и литературы».

Составитель статьи: учитель русского языка и литературы

Надельнюк Алиса Александровна

МАОУ «ООШ №2», г. Верхотурье

 


 

«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Дидро)

 

Чтение играет важную роль в развитии ребенка, являясь основным из главных способов социализации, развития, воспитания и образования. Для этого ребенку недостаточно уметь говорить, видеть, слышать, необходимо, чтобы его мозг успевал идентифицировать, анализировать, синхронизировать большой объем информации в высоком темпе.

Изменение процессов информатизации общества, увеличение текстовой информации, предъявление новых требований к ее анализу, систематизации и скорости ее переработки, поставили теоретиков и практиков перед необходимостью разработки новых подходов к обучению чтению. Важно было создать условия для развития мышления, творческого воображения, интуиции, речи, умений объяснять и рассуждать. Все эти условия может обеспечить работа с текстом на уроках русского языка и литературы, которая помогает достигать оптимального результата.

В Федеральном государственном образовательном стандарте поставлены задачи обучения и развития школьников, согласно которым педагогам, необходимо сформировать у учащихся универсальные учебные действия. Немаловажным результатом освоения основной образовательной программы является усвоение навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров.

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон поведения. (Смысл» - это «с» и «мысль»). Мысль заложена внутри текста, задания. Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность, нацеленная на понимание смыслового содержания текста, извлечение из него необходимой информации (определение основной и второстепенной).

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Смысловое чтение – метапредметный навык. Поэтому предпочтение отдается методам обучения, которые помогают освоить универсальные способы деятельности: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные:

В личностные УУД

Входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе.

В регулятивные УУД

Принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности.

В познавательные УУД

Логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.

В коммуникативные УУД

Умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.


 

Исходя из документов, нового ФГОС и примерных программ по русскому языку и литературе, а также ориентируясь на требования к компетентности учеников, осмысленность чтения предполагает формирование следующих умений:

-выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;

-пользоваться сносками и школьным толковым словарём;

-отвечать на вопросы по содержанию словами текста;

-определять эмоциональный характер текста;

-выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

-опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

-определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

-уметь прогнозировать содержание читаемого;

-осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

-формулировать тему небольшого текста;

-работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;

-выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

-определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

-находить главную мысль, сформулированную в тексте;

определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску по обложке, заглавию, рисункам).

 

К основным видам смыслового чтения относятся:

Просмотровое чтение

Вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации.

Ознакомительное чтение

Вид, с помощью которого определяется главный смысл, ключевая информация.

Рефлексивное чтение

Из всего написанного выделяется главное, второстепенное удаляется.

Изучающее чтение

Самое вдумчивое чтение, во время которого читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.


 

В методической науке выделяют различные способы формирования навыка смыслового чтения: аналитический или структурный, синтетический или интерпретационный и критический.

Технология смыслового чтения включает в себя три блока работы с текстом:

1блок

Работа с текстом до чтения

Самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём говорится; воспроизведение описаний событий, героев, места и времени действия.

2 блок

Работа с текстом во время чтения

Характеризуется пониманием не только того, о чём говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых за словами текста, а именно – подтекста.

 

3 блок

Работа с текстом после чтения

Предполагает осознание читателем общего настроения произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что написано и как написано.

 

 

I этап. Работа с текстом до чтения

1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).      Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.Постановка  целей  урока с учетом общей  готовности учащихся к работе.

 II этап. Работа с текстом во время чтения

1. Первичное чтение текста.  Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия.  Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3.Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4.Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5.Выразительное чтение.

 III этап. Работа с текстом после чтения

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

1.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

 Заглавие  и ключевые понятия как опорные элементы текста

 Для  более полного  восприятия и понимания текста серьезное внимание уделяю рассмотрению  основных элементов текста, таким,  как заголовок и ключевые понятия.  Заголовок  концентрирует основную идею, тему произведения,  является ключом к его пониманию. Он позволяет осознать первоначальную перспективу, на которую нацеливается читательское понимание, и переосмыслить текст в соответствии с закодированной в нем идеей. Заголовок в высшей степени   предвосхищает, обобщает, концентрирует основное содержание текста, выражает его   суть,  является своеобразным кодом, дешифровка которого  открывает возможности «осмысленной» работы читателя с произведением.

Перед чтением любого произведения применяю приём «прогнозирования», то есть  ученикам предлагаю сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения). Затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдение за текстом, поясняют, представляют в своём воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают своё эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.).

 

Приемы смыслового чтения

 

    1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы 
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы,  требующие подробного,  развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.

-После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.  

-При подготовке к сочинению, после выбора темы, учащиеся составляют вопросы к теме сочинения. Затем, обсуждая «толстые» и «тонкие» вопросы, учащиеся распределяют  вопросы с тем, чтобы составить план сочинения. Такой прием помогает учащимся успешно написать сочинение по выбранной теме.

2.Приём «Составление краткой  записи…» 
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.

-Читая правила и  теоретический материал, ученики составляют его графическое изображение (в виде схемы, графика, таблицы и т.д.). Этот прием  учит учащихся «видеть» главное в тексте, уметь его выделять.

3. Приём  «Составление вопросов к упражнению» 
Анализ информации, представленной в объёмном тексте упражнения, формулировка  вопросов к упражнению, для ответа на которые нужно использовать все   имеющиеся  данные;  останутся   неиспользованные данные; нужны дополнительные данные.

- Назовите тип речи; определите стиль текста; укажите образные средства выразительности;

-Предложите дополнительные задания к данному тексту;

- О чем (или о ком) мы можем  узнать, используя другие источники информации?

4.  Приём  «Вопросы к тексту учебника» 
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно       работать      с    печатной   информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
- Составьте вопросы, которые помогут раскрыть образ главного героя;

- Составьте вопросы на знание текста.

5. Приём «Учимся задавать вопросы  разных типов» –  «Ромашка Блума» 
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.t1641829098aa.jpg

Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.

Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности

Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.

Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».

6. Приём «Тетрадь с печатной основой» 
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста учебника при выполнении заданий «Прочитай текст учебника на стр.9, пользуясь  введёнными терминами, опиши линии и заполни таблицу».

 

7. Приём «Инсерт» 
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

1. Чтение индивидуальное. 
Читая, ученик делает пометки в тексте: 
V – уже знал; 

+ – новое; 
 – думал иначе; 
? – не понял, есть вопросы.

2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь  мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.

8.Приём «Кластер» 
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер – способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки),  с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией.

9. Приём «Ключевые слова» 
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия.

10. Приём  «Верные и неверные утверждения» 
 Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+»,  не верно – «-».

               11. Приём «Верите  ли вы…» 
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. 
Проводится в начале урока, после сообщения темы.

12.  Приём «Синквейн» 
Развивает умение учащихся   выделять    ключевые   понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания  и проявлять творческие способности. Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов  (описание).
Существительное (перефразировка темы).

13.Прием «Несплошной текст» 

t1641829098ab.jpg

Задание :  сформулируйте 3 задания:

- на умение найти и извлечь информацию (Где находится данный театр? Какова цена билета? На каком ряду будет сидеть человек, купивший билет)

   - на умение интегрировать и интерпретировать информацию  (Когда был в Москве человек, купивший билет? )

    - на умение осмыслить и оценить информацию  (На удобном ли месте будет сидеть человек, купивший билет?  Когда лучше прийти в театр: непосредственно перед представлением или чуть раньше и почему?)

            14. Прием «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас  есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу".

Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

 

 

 

Использованные ресурсы:


 


 

Список литературы 1. Григорьева А.К. Смысловое чтение учебного и научного текста / А.К. Григорьева, И.И. Московкина. – М. 2016. 2. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

4. Фисенко Т. И. Развитие навыков смыслового чтения при работе с различными текстами на уроках в 5-11 классах

5. Логвина И., Рождественская Л. Формирование навыков функционального чтения.

6. Сметанникова Н.Н. Обучение· стратегиям чтения в 5--9 классах, 2011.


 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации