12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Камаева Жанна Абрековна24

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тема: «Собирательные числительные»

Цели урока: 1)показать особенности склонения и употребления собирательных числительных; 2)развивать навыки монологической речи; 3)учить предупреждать орфографические и речевые ошибки.

Планируемые результаты: 1)умение правильно употреблять и склонять собирательные числительные; 2)предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.

Структура урока

1.Организационный момент

2.Фронтальный опрос по плану («Имя числительное как часть речи»):

Часть речи;

Грамматическое значение, вопросы;

Морфологические признаки (постоянные, изменяемые);

Синтаксическая роль.

(одновременно два ученика на доске склоняют числительные 375,246).

3.Самоопределение к деятельности

-Запишите сегодняшнее число (двадцать шестое февраля).

-Выделите корень в слове двадцать

-Образуйте однокоренные слова от числительного два. (Работа выполняется самостоятельно) (двойка, удвоить, двоится, двойник, двойной…).

Ученики читают по очереди записанные слова.

Работа со словом двое.

-Что значит двое? (обозначает нескольких как одно целое).

-Составьте словосочетание с этим словом, попробуйте его просклонять.

-О каких числительных мы будем сегодня говорить на уроке? (Собирательных).

-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с особенностями склонения и употребления собирательных числительных).

4.Работа по теме урока

-Что значит собирать? Назовите и запишите синонимы к слову собирать (сосредоточивать, концентрировать, нагонять, стягивать, копить, коллекционировать).

-Сделайте вывод, что обозначают собирательные числительные? (несколько предметов, взятых как одно целое).

-А сколько собирательных числительных вы можете назвать? (11: двое, трое, четверо…оба,обе).

-Какой частью слова являются последние буквы в числительных (-е,-о, -а)? Почему?

Практическое задание: просклонять словосочетание двое друзей.

Устная работа со стихотворением :

В одно окно см..трели двое:

Один увидел дождь и грязь,

Другой – л…ствы з..лен(нн)ой вязь,

В..сну и небо голубое!

В одно окно см…трели двое.

-Прочитайте стихотворение.

-Работа с орфограммами.

-О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Запись словосочетаний в тетрадях:

Трое мальчиков, пятеро мужчин, семеро юношей.

Семеро козлят, трое поросят, двое галчат.

Двое очков, трое суток, четверо брюк.

-Сделайте вывод: с какими существительными сочетаются собирательные числительные? (с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных, с существительными, употребляющимися только во множественном числе).

-С какими существительными не сочетаются собирательные числительные? ( с существительными жен.рода)

Самостоятельная работа. Задание: начертить таблицу «Сочетаемость собирательных числительных с существительными». Проводится взаимопроверка таблиц, отмечаются и выбираются самые удачные.

Сочетаются с сущ-и,

Не сочетаются

1)jобозначающими:

С сущ-и жен.рода

a)лиц мужского пола,


a)детенышей животных;


2)употребляющимися только во мн.ч.








-Как вы думаете, числительные оба, обе с существительными какого рода сочетаются? Попробуйте начертить схему(самостоятельно).

ОБА +Муж.р., Ср.р.(оба друга, оба окна)

ОБЕ+Жен.р.(обе подруги).

4.Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

-упр.423(коллективное выполнение);

-упр.425(самостоятельно)

5.Подведение итогов урока

-Назовите тему нашего урока.

-Какие задачи мы ставили на уроке?

-Поднимите руки, у кого остались вопросы.

-Что конкретно непонятно?

6.Выставление отметок, комментирование

7.Домашнее задание: п.74, упр.424,426.

-



















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.