Урок русского языка в 6 классе на тему «Собирательные числительные»
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема: «Собирательные числительные»
Цели урока: 1)показать особенности склонения и употребления собирательных числительных; 2)развивать навыки монологической речи; 3)учить предупреждать орфографические и речевые ошибки.
Планируемые результаты: 1)умение правильно употреблять и склонять собирательные числительные; 2)предупреждать и исправлять речевые ошибки, объяснять языковые явления.
Структура урока
1.Организационный момент
2.Фронтальный опрос по плану («Имя числительное как часть речи»):
Часть речи;
Грамматическое значение, вопросы;
Морфологические признаки (постоянные, изменяемые);
Синтаксическая роль.
(одновременно два ученика на доске склоняют числительные 375,246).
3.Самоопределение к деятельности
-Запишите сегодняшнее число (двадцать шестое февраля).
-Выделите корень в слове двадцать
-Образуйте однокоренные слова от числительного два. (Работа выполняется самостоятельно) (двойка, удвоить, двоится, двойник, двойной…).
Ученики читают по очереди записанные слова.
Работа со словом двое.
-Что значит двое? (обозначает нескольких как одно целое).
-Составьте словосочетание с этим словом, попробуйте его просклонять.
-О каких числительных мы будем сегодня говорить на уроке? (Собирательных).
-Какие задачи мы поставим перед собой на уроке? (Познакомимся с особенностями склонения и употребления собирательных числительных).
4.Работа по теме урока
-Что значит собирать? Назовите и запишите синонимы к слову собирать (сосредоточивать, концентрировать, нагонять, стягивать, копить, коллекционировать).
-Сделайте вывод, что обозначают собирательные числительные? (несколько предметов, взятых как одно целое).
-А сколько собирательных числительных вы можете назвать? (11: двое, трое, четверо…оба,обе).
-Какой частью слова являются последние буквы в числительных (-е,-о, -а)? Почему?
Практическое задание: просклонять словосочетание двое друзей.
Устная работа со стихотворением :
В одно окно см..трели двое:
Один увидел дождь и грязь,
Другой – л…ствы з..лен(нн)ой вязь,
В..сну и небо голубое!
В одно окно см…трели двое.
-Прочитайте стихотворение.
-Работа с орфограммами.
-О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?
Запись словосочетаний в тетрадях:
Трое мальчиков, пятеро мужчин, семеро юношей.
Семеро козлят, трое поросят, двое галчат.
Двое очков, трое суток, четверо брюк.
-Сделайте вывод: с какими существительными сочетаются собирательные числительные? (с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детенышей животных, с существительными, употребляющимися только во множественном числе).
-С какими существительными не сочетаются собирательные числительные? ( с существительными жен.рода)
Самостоятельная работа. Задание: начертить таблицу «Сочетаемость собирательных числительных с существительными». Проводится взаимопроверка таблиц, отмечаются и выбираются самые удачные.
Сочетаются с сущ-и, | Не сочетаются |
1)jобозначающими: | С сущ-и жен.рода |
a)лиц мужского пола, | |
a)детенышей животных; | |
2)употребляющимися только во мн.ч. | |
| |
-Как вы думаете, числительные оба, обе с существительными какого рода сочетаются? Попробуйте начертить схему(самостоятельно).
ОБА +Муж.р., Ср.р.(оба друга, оба окна)
ОБЕ+Жен.р.(обе подруги).
4.Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
-упр.423(коллективное выполнение);
-упр.425(самостоятельно)
5.Подведение итогов урока
-Назовите тему нашего урока.
-Какие задачи мы ставили на уроке?
-Поднимите руки, у кого остались вопросы.
-Что конкретно непонятно?
6.Выставление отметок, комментирование
7.Домашнее задание: п.74, упр.424,426.
-