Родительское собрание «Роль родителей в воспитании детей в семье»
План-конспект родительского собрания старший дошкольный возраст
Форма проведения «Круглый стол»
Тема: «Роль родителей в воспитании детей в семье»
Цель: Организовать работу по просвещению родителей в вопросах развития и воспитания детей.
Задачи:
Ознакомление родителей с возрастными особенностями детей 5-6 лет
Активизировать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях..
Подвести родителей к правильному осознанию своей воспитательной роли в семье, пополнение их положительного опыта взаимоотношений с ребенком.
Материалы и оборудование: Буклет «Возрастные особенности детей 5-6 лет»; Анкета для родителей «А знаю ли я своего ребенка?»; пословицы; семейные ситуации; электронная доска
Ход собрания:
1 часть: Здравствуйте, уважаемые родители!
Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья - 50%, СМИ - 30%, школа, детские сады - 10%, улица -10%. Поэтому сегодня поговорим о роли родителей в воспитании детей в семье.
Вначале Мы предлагаем вам, поприветствовать друг друга, называя соседа ласково по имени, например, «Здравствуй, Леночка», передавая мяч. Тем самым скинув напряжение и формальность. (тренинг «Поприветствуем друг друга»)
Остановимся на 1 вопросе. Возрастные особенности детей 5-6 лет
Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание.
В этом возрасте ваш ребенок:
• Продолжает активно познавать окружающий мир. Он не только задает много вопросов, но и сам формулирует ответы или создает версии. Его воображение задействовано почти 24 часа в сутки и помогает ему не только развиваться, но и адаптироваться к миру, который для него пока сложен и малообъясним.
• Желает показать себя миру. Он часто привлекает к себе внимание, поскольку ему нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее никакого, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохими» поступками.
• С трудом может соизмерять собственные «хочу» с чужими потребностями и возможностями и поэтому все время проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ, желая заполучить то, что хочет.
• Готов общаться со сверстниками, познавая через это общение правила взаимодействия с равными себе. Постепенно переходит от сюжетно-ролевых игр к играм по правилам, в которых складывается механизм управления своим поведением, проявляющийся затем и в других видах деятельности. В этом возрасте ребенку еще нужен внешний контроль — со стороны его товарищей по игре. Дети контролируют сначала друг друга, а потом — каждый самого себя.
• Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.
• Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть во «взрослые дела» и другие социальные игры. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.
• Может начать осознавать половые различия. По этому поводу может задавать много «неудобных» для родителей вопросов.
• Начинает задавать вопросы, связанные со смертью.* Могут усиливаться страхи, особенно ночные и проявляющиеся в период засыпания.
Вам как его родителям важно:
• С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его магического мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.
• Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению, позволяя развиваться его талантам и способностям, но не акцентируя и не эксплуатируя их. Постараться обеспечить ребенку возможности для самого разнообразного творчества.
• Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
• Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками, помогая своему малышу только в случае его эмоциональных затруднений, обсуждая сложившуюся трудную ситуацию и вместе рассматривая варианты выхода из нее.
• Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.
• Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их. Важно радоваться самостоятельным успехам ребенка, и поддерживать его в случае проблем, совместно разбирая причины неудачи.
• Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на можетствование и обязанность. Осознавать, что, обращаясь к нему как к помощнику, вы больше развиваете в нем «взрослую» позицию. Делая его подчиненным и обязанным выполнять ваши требования, вы развиваете его «инфантильно-детскую» составляющую.
• По возможности не пугаться и не увиливать от «неудобных», но очень важных для ребенка вопросов. Отвечать ясно и максимально просто только на те вопросы, которые он задает, не распространяясь и не усложняя. Уметь объяснить ему специфику разности полов на его языке, в соответствии с его возрастом, в случае трудностей запастись детской литературой на эту тему.
• На вопросы о смерти отвечать по возможности честно в соответствии с вашими, в том числе и религиозными, представлениями. Помнить, что отсутствие, информации по этой теме порождает у ребенка фантазии, которые могут быть тревожнее и страшнее, чем реальность.
• Помогать ребенку (вне зависимости от пола) справляться со страхами, не осуждая его и не призывая «не бояться». Внимательно выслушивать ребенка и сочувствовать ему, разделяя его беспокойства и тревоги. Поддерживать его в процессе проживания страха, быть по возможности рядом, когда это нужно пугливому ребенку, но и постепенно предоставлять ему возможность справляться самому с чем-то менее страшным. В случае навязчивых страхов обращаться за помощью к психологам.
Часть 2
2. А хорошо ли вы знаете своих детей?. Может ли кто-нибудь знать ребёнка лучше папы и мамы?
Многие родители искренно считают, что своего ребёнка знают очень хорошо.
Чем меньше ваш ребёнок вы действительно знаете его лучше всех. Но уже в дошкольном возрасте вы замечаете, что ваши суждения о нём становятся всё более приобщительными. И возможно через 10-15 лет вы обнаруживаете в лице своего ребёнка абсолютного незнакомца.
И у вас закономерно возникает вопрос: «А знаю ли я своего ребёнка?»
Давайте мы с вами поговорим об этом.
Для начала проведём игру «Назови ласково». Взяв в руки мягкую игрушку вы говорите ласковые слова в адрес своего ребёнка, игрушка передаётся по кругу.
Вы все разные родители. Вы отличаетесь по возрасту, по родительскому стажу. Хотите узнать какой вы родитель? Тогда давайте ответим на несколько вопросов анкеты.
Вы на бланках ответов против номера ставите «ДА» или «НЕТ». Сразу после анкетирования мы обработаем результаты, и вы сделаете выводы для себя.
1. Сколько раз тебе повторять? (2б.)
2. Посоветуй мне пожалуйста! (1б.)
3. Не знаю, что бы я без тебя делала (1б.)
4. И в кого ты только такой уродился? (2б.)
5. Какие замечательные у тебя друзья (1б.)
6. Ну на кого ты похож? (2б.)
7. Я в твои годы (2б.)
8. Ты моя опора и помощник (1б.)
9. Не дружи с этим ребёнком (2б.)
10. О чём ты только думаешь (2б.)
11. Ты у меня самый лучший (1б.)
12. А как ты думаешь (1б.)
13. У всех дети как дети, а ты (2б.)
14. Какой ты у меня воспитанный (1б.)
А теперь подсчитаем баллы с ответом «ДА» от 5 до 7 баллов:
Вы живёте с ребёнком душа в душу, вы уважаете своего ребёнка, и он искренно уважает и любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
От 8 до 10 баллов:
В ваших отношениях намечаются некоторые сложности, вы не понимаете его проблем, вы переносите свою вину и недостатки на самого ребёнка.
От 11 баллов и выше:
Вы непоследовательны в общении с ребёнком, он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
Часть 3.
Мы много времени проводим на работе, кажется, главное – накормить, одеть, создать определённые блага. А времени, чтобы поговорить с ребёнком, услышать о том, что делается в его детской душе, у нас нет. Или делаем на бегу второпях.
Дорогие родители! Отложите дела в сторону, привлеките к себе ребёнка, обнимите его. Психологи утверждают, что для того, чтобы ребёнок чувствовал себя счастливым, его нужно 7 раз в течение дня погладить по голове, обнять, одобрить, т. е. через телесное прикосновение подтвердить: «Я тебя люблю».
А сейчас я предлагаю вам, уважаемые родители, вспомнить русские народные пословицы о семье, вам нужно соединить начало и конец пословицы и объяснить, как вы понимаете значение этих пословиц. (задание «Собери пословицу и объясни её смысл»).
1. При солнышке тепло, а при матери добро.
2. Мать кормит людей, как земля людей.
3. Нет лучше дружка, чем родная матушка.
4. Не нужен клад, когда в семье лад.
5. Хозяюшка в дому, что оладушек в меду или пчела в саду.
6. Не красна изба углами – красна пирогами.
7. В гостях хорошо, а дома лучше.
8. Дома – и стены помогают.
9. Мой дом – моя крепость.
10. Каковы родители, таковы и дети.
Часть 4.
Рассмотрим некоторые законы семейной жизни. (анализ семейных ситуаций).
1 ситуация. Мальчик был наказан. Он получил две двойки. Отец серьёзно с ним поговорил и в наказание не разрешил выходить ему из дома. Пришли друзья и позвали его сходить в кино. Мама пожалела сына и стала уговаривать отца отпустить его с друзьями. Между родителями произошёл конфликт.
В.: Как правильно поступить, чтобы избежать конфликта?
Закон: Родители должны предъявлять единые требования к ребёнку.
2 ситуация. Родители решили поехать за город, поработать на даче. Все нашли себе работу, кроме Пети. Ему предлагали пополоть грядки, принести воды из родника, но он отказался от всех предложений. Бегал по саду за бабочками, кричал, мешал работать. Почему сложилась такая ситуация?
Закон: Основы трудолюбия должны закладываться с детства.
3 ситуация. Девочке очень хотелось сделать сюрприз для мамы. Она пришла из школы, помыла посуду, приготовила обед. Пришла с работы мама. Девочка бросилась к ней и поцеловала её. Мама была не в настроении и никак не отреагировала на поцелуй. Затем дочь пригласила её к столу ужинать. После ужина мама сказала спасибо и ушла в свою комнату. Как бы вы поступили на ее месте?
Закон: Ребёнок нуждается в ласке, похвале.
4 ситуация. Мама пришла с работы, сын встретил её у подъезда, чтобы помочь нести сумки на пятый этаж. Дома предлагает ей тапочки и накрывает на стол. После ужина мальчик сел выполнять домашнее задание по русскому языку вместе с мамой, так как не мог справиться сам. Мама объяснила ему задание, проверила дневник, похвалила за «5» и нежно обняла его. Как вы думаете, какие взаимоотношения сложились между членами этой семьи?
Закон: В доме должны царить любовь, справедливость, терпимость, уважительно отношение к детям, а также и ко всем остальным членам семьи.
В.: Противоположенным примером этому может служить хорошая и поучительная сказка, в которой рассказывается о том, что молодые родители, имея старенького отца, не разрешали ему кушать за общим столом. А чтобы он, не дай бог, не разбил тарелки из фарфора, купили ему деревянную тарелку и ложку, из которой он практически не мог есть. Через некоторое время они застали своего четырёхлетнего сына за тем, что он пытался что-то мастерить из деревянной чурки. На вопрос родителей о том, что ребёнок мастерит, малыш ответил, что он делает посуду для своих родителей, чтобы они могли из неё кушать, когда состарятся. Это ли не иллюстрация переживаемых ребёнком эмоций и чувств в собственном доме?
5 ситуация. В семье двое детей: брат и сестра. Брат ходит в 4 класс, сестра — в детский сад. Сестре уделяют больше внимания, так как она ещё маленькая. Ей чаще покупают игрушки, чем брату, опираясь на то, что он вышел из этого возраста. Мальчик очень обижается, но родители не реагируют на это. О чем мы не должны забывать при воспитании детей разного возраста?
Закон: В семье должно быть правильное и равномерное распределение материальных и моральных средств для детей.
В.: ВЫВОД: Если эти законы в семье выполняются, значит, ребёнок состоится как личность.
Игра «Мир глазами ребенка»
В нашей жизни, как в одной детской игре, на один вопрос можно ответить по- разному:
Взрослые любят больше всего…
Мне интереснее всего…
Как меня ругали, когда…
Папа меня хвалит за…
Мама довольна, когда….
Часть 5.
Рефлексия «Свободный отчет».
Продолжите фразу:
Я благодарен сегодняшней встрече……
Я благодарен своим педагогам……
Я благодарен родителям моей группы…..
Я благодарен своему ребенку….
Я благодарен себе…..
Уважаемые родители! Ваш ребёнок в ваших руках.
Терпения и удачи Вам в его воспитании!
Спасибо за внимание!