Урок русского языка в 9 классе «Сочинение по картине Юрия Подляского "Солнце на веранде"»
Урок русского языка в 9 классе
Сочинение по картине Юрия Подляского «Солнце на веранде»
( с использованием стихотворения Бориса Пастернака «Июль»)
Цель урока: формировать умения построить сочинение-описание по картине, используя лексико-изобразительные средства стихотворения Бориса Пастернака «Июль».
Задачи урока:
Познакомить со стихотворением Пастернака и с художником Юрием Подляским.
Формировать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы.
Отобрать рабочий материал, использовать его для написания творческой работы.
Ожидаемые результаты:
Предметные: получение/закрепление знаний об анализе поэтического текста и произведения живописи.
Метапредметные: развивать интерес к познавательной деятельности, развивать навык анализировать, классифицировать и преобразовывать учебный материал, формировать и развивать компетентность коммуникативную.
Личностные: формировать мотивацию к обучению, к составлению собственных прозаических текстов.
Оборудование: компьютерная презентация, рабочая тетрадь ученика.
Ход урока
I этап: Слово учителя. Читаю стихотворение.
Борис Пастернак « Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Это стихотворение написано русским поэтом 20 века Борисом Леонидовичем Пастернаком, который всегда оставался верен идее одушевления неживых предметов и явлений, благодаря чему его стихи приобрели особую образность и метафоричность. В подобном ключе выдержано произведение «Июль», написанное поэтом летом 1956 года во время отдыха на даче в Переделкино. Именно с этим стихотворением мы и будем работать на уроке, сопоставляя его с картиной Юрия Станиславовича Подляского «Солнце на веранде». (Сообщение темы и цели урока). Перед вами лежит рабочая тетрадь, в которую мы и будем собирать материал для написания сочинения.
- После прочтения стихотворения «Июль» какую картину вы себе представили?
- Стихотворение можно условно поделить на две части - какие именно?
Первая часть: С первых строк поэт интригует читателя, описывая явления из потустороннего мира и утверждая, что «по дому бродит домовой», который сует свой нос во все дела, «срывает скатерть со стола», «вбегает в вихре сквозняка» и танцует с оконной занавеской. | Вторая часть: Однако во второй части стихотворения поэт раскрывает карты и отмечает, что виновником всех проказ является июль – самый жаркий и непредсказуемый летний месяц. |
- Какие выразительные средства использует автор для того, чтобы передать эту образность?
Олицетворения: июль – бродит домовой, болтается, крадётся к кровати, срывает скатерть, бегает, взвивается, мы сдаём ему дом, июльский воздух снял комнаты внаём.
Сравнения: «И с занавеской, как с танцоршей/ взвивается до потолка», «Степной нечесаный растрепа».
Эпитеты: «баловник-невежа», «дачник-отпускник».
Лексические средства: разговорная лексика «таскающий», «растрёпа», «везде болтается».
Также поэт использует синтаксические средства языка: обособленные определения « Степной нечесаный растрепа/Пропахший липой и травой/ Ботвой и запахом укропа/ Июльский воздух луговой»; однородные члены предложения, инверсию, вопросно-ответную форму изложения.
- Сегодня на уроке мы не случайно вспомнили поэта Б.Пастернака. 2015 год примечателен не только тем, что объявлен Годом Литературы, но также памятными историческими событиями и юбилейными датами выдающихся композиторов, писателей, поэтов и ученых.
1 25 лет назад родился поэт, прозаик, переводчик Борис Леонидович Пастернак (10 февраля 1890-1960 гг.), получивший в 1958 году Нобелевскую премию по литературе за роман «Доктор Живаго»
Интересные факты:
- Пастернак написал две прелюдии (ми-бемоль минор и соль-диез минор) и сонату (си минор) для фортепиано.
- В 1903 году при падении с лошади сломал ногу, и из-за неправильного срастания был освобождён от воинской повинности. В дальнейшем поэт уделял особое внимание этому эпизоду как пробудившему его творческие силы.
- В СССР до 1989 года в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака, и вообще о его существовании, не было никаких упоминаний.
- Советский телезритель впервые познакомился со стихами Бориса Пастернака в 1976 году в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», где звучит стихотворение «Никого не будет в доме».
- Вернёмся к стихотворению: слышим ли мы в произведении лирического героя?
Повествование идёт от лица рассказчика. Мы слышим, как он называет июль – домовым, который поселился в доме героя. Пастернака совсем не смущает подобное соседство. Более того, поэт отзывается о своем постояльце с легкой иронией и нежностью, за которыми скрывается неподдельная любовь к этой поре года, наполненной радостью и безмятежным счастьем. Природа словно бы располагает к тому, чтобы на время отложить все важные дела и составить компанию шалуну-июню в его безобидных забавах.
II этап:
- Чтобы ярче представить себе картину, которую изображает поэт, давайте обратимся к живописному произведению Юрия Станиславовича Подляского «Солнце на веранде». Немного о художнике.
Подляский Юрий Станиславович
(5 июня 1923, Хабаровск, СССР — 7 июля 1987, Ленинград, СССР) — российский советский живописец и график, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, член Ленинградского Союза художников. Среди созданных Юрием Подляским произведений картины «Огни колхозной ГЭС»(1950), «Ленинград», «Они начинали Братскую ГЭС»(обе 1959), «Снова весна», «Мост через Сену», «Колокольня Скандербега в Круе» (все 1960), «Город Касимов. Базарная площадь», «Волга. Плёс» (обе 1962), «Мои сверстницы. Почтари Севера», «Целина живёт», «Барабинская осень», «Морозное утро»(все 1964), «Освобождение»(1975), «На краю села», «Сады распускаются» (обе 1976), «Магистральный»(1977), «Разбуженный край», «Трудные километры» (обе 1980) и другие.
- Рассмотрите картину Подляского «Солнце на веранде» и ответьте на вопросы.
Что мы видим на картине? | Художник запечатлел на полотне фрагмент просторной веранды — летнего помещения, примыкающего к дому. Окно веранды распахнуто в сад, значит, погода достаточно тёплая. |
Опишите веранду. | Обстановка веранды достаточно проста. Слева от раскрытого окна выхвачен край застеленной розоватым покрывалом кровати или дивана. Рядом темно- коричневый венский стул, недавно покрытый лаком, который блестит на солнце. На полу — небольшой круглый пёстрый коврик. Такие коврики до сих пор вяжут крючком некоторые рукодельницы. Справа спинкой к окнам стоит дачная скамейка - диванчик с подлокотниками. Видел только один подлокотник, на котором небрежно брошена какая-то тёмная одежда — куртка, рубашка или пиджак. На подоконнике, как уже упоминалось, жёлтые цветы в вазе. |
В названии картины художник использует слово «солнце», значит, она наполнена светом. Как удалось это изобразить художнику? | Бамбуковые или тростниковые жалюзи подняты — по-видимому, не жарко, но солнце светит ярко, вся веранда залита светом. Именно этот свет, судя по названию картины, и привлёк внимание художника. |
Какие краски использует художник? | Чтобы акцентировать внимание на солнечном свете, подобрана и соответствующая цветовая гамма. Стены веранды и оконные рамы золотисто-коричневого цвета. Они и ещё зелёная листва сада контрастируют с более светлой передней частью картины — светлая скамейка, светлое покрывало на кровати и в особенности залитый светом пол, на котором серыми клетками падают тени от оконных рам. Пол веранды в первую очередь и позволяет судить о солнечном свете, проникающем в помещение. Всё остальное служит своего рода обрамлением для этого света. Бесспорно, художнику удалось передать ощущение солнечного летнего дня, когда самая простая обстановка, обычный сад видятся необыкновенно красивыми и светлыми. |
Какое настроение передаёт картина? | Уютной гаванью, сосредоточием мира и покоя предстаёт скромная веранда в потоках солнечного света, и трудно представить, глядя на эту картину, что-то где-то в мире есть зло. |
Есть ли что-нибудь общее между картиной Ю.С. Подляского и стихотворением Б.Л.Пастернака «Июль»? | Конечно, создаётся впечатление, что художник иллюстрирует стихотворение «Июль». То же время года, наверное, тот же дом, даже баловник-невежа и здесь ощущается: на диванчике мы видим брошена одежда, легкое дуновение ветерка ласкает нас, запах цветов наполняет веранду. Так и хочется сказать слова Б.Пастернака: Июль, таскающий в одёже |
III этап:
- Рабочий материал нами набран, давайте приступим к написанию сочинения. Не забудьте для красочности своей письменной речи использовать выразительные средства языка, которые мы выделили в стихотворении «Июль».
Итог урока:
Я люблю лето, особенно его середину. Тёплые солнечные лучи уже ранним утром будят всё вокруг: весело поют птицы, приветливо машут своими головками июльские цветы, сочная зелень травы украшает поля. Совсем по-новому, взволнованно и пылко, вспоминаешь июльские деньки после прочтения стихотворения Пастернака «Июль». Жаль, что июль – только гость, а не хозяин на этой земле. Какое удовольствие сдать дом такому неординарному гостю. И жаркий июльский воздух вытесняет не только автора с собственной дачи, но и по-хозяйски озорничает на всем пастернаковском стихотворном пространстве. Сегодня мы вспомнили с вами поэта Пастернака, который занял в русской поэзии место значительного и оригинального лирика, замечательного певца русской природы. Надеюсь, что ваши встречи с этим поэтом и писателем будут постоянны, а впереди вас ждут невероятные открытия в поэтических образах Пастернака.
Приложение1 Рабочая тетрадь ученика
Сочинение по картине Ю.С.Подляского «Солнце на веранде» и стихотворению Б.Л.Пастернака «Июль»
Подляский Юрий Станиславович (5 июня 1923, Хабаровск, СССР — 7 июля 1987, Ленинград, СССР) — российский советский живописец и график, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации, Народный художник Российской Федерации, член Ленинградского Союза художников.
Что изображено на картине?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Опишите веранду
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как удалось изобразить художнику свет?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие краски использует художник?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какое настроение передаёт картина?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Есть ли что-нибудь общее между картиной Ю. С. Подляского «Солнце на веранде» и стихотворением Б. Л. Пастернака «Июль»?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Борис Пастернак « Июль»
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
10