Обобщающий урок русского языка на тему «Имя существительное» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 8 February 2017 в группе

Пояснительная записка к презентации

Смотрова Светлана Ильинична

Учитель начальных классов

МКОУ «Первомайская СОШ»

Эртильский район, Воронежская область

Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное (обобщающий урок – путешествие)

Цели урока:

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов.

Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;

ориентироваться в разнообразии рефлексии, способов и условии действий.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве.

Тип урока: урок обобщение

Оборудование: карточки с заданиями; презентация; нарисованный локомотив и вагончики с написанными признаками имени существительного, тетради.

 

Ход урока

Ι Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие.

- Куда же мы отправимся путешествовать?

- Кто вспомнит, какую часть речи мы изучили?

Вот и отправимся мы путешествовать в страну Имени существительного. (Слайд 1)

Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 2) Путешествуем на поезде. Локомотив с названием «Имя существительное» у нас уже есть. Осталось прицепить вагончики. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)

- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)

- Что ещё вы знаете об имени существительном? (имеет род, склонение; может быть собственным или нарицательным; одушевленным или неодушевленным).

( На магнитной доске прикрепляются локомотив и вагончики с надписями:

имя существительное        предмет     кто? что?      ед.ч. мн.ч      М.р. Ж.р. С.р.                    И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.       1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

 Собст. Нариц.                              Одуш.  Неодуш.

Поезд готов!

ΙΙ Актуализация знаний.

Осталось привести его в движение. Спишите предложение, записанное на доске : Береги Родину как зеницу ока.

- Что за предложение записали? (Пословицу)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Почему слово Родину записано с заглавной буквы? (Это имя собственное)

- Определим падеж этого существительного. (В.п.)

Словознайкино.

Наш поезд отправился в путешествие по стране Имя существительное. (По щелчку мышки поезд движется в пункт Словознайкино.)

Внимание! Наш поезд прибыл в Словознайкино. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 3)

Нужно вставить пропущенные буквы.

пут..шествие в..гон вп..реди

б..седа в..кзал расст..яние

эл..ктр..воз ж..лезо д..рога

(По щелчку мыши можно проверять каждое слово.)

- Какое слово лишнее? Почему? (Впереди – местоимение)

- На какие три группы можно сгруппировать оставшиеся слова – имена существительные? (существительные мужского, женского и среднего рода).

-Запишите данные слова в тетрадь, распределив в три столбика: мужской род, женский род, средний род.

- Проверим. (Переходим по стрелке со слайда 3 на слайд 4. Щелчком мыши проверяем как распределили имена существительные по родам. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Дружный.

Продолжаем путешествие.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Дружный.)

Пункт Дружный. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 5.)

- Что могут обозначать данные сочетания букв? (Падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку. В данных предложениях имена существительные, записанные в скобках, поставить в нужную падежную форму. Определить падеж и выделить окончание.

Замело белыми (шапка) (сугробы) всё вокруг.

Иней покрыл крыши (дом), ветви (дерево).

Мороз сковал льдом воды (река, ручей, озеро).

Ах, сколько (забота) появилось у (птица)!

(Замело белыми шапками сугробов всё вокруг. Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев. Мороз сковал льдом воды рек, ручьёв, озёр. Ах, сколько забот появилось у птиц!)

Проверим, как справилась с заданием каждая группа. (Переходим по стрелке на слайд 6. По щелчку мыши проверяем, какие предложения получились. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Грамматейск.

Продолжаем путешествие.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Грамматейск.)

Пункт Грамматейск. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 7.)

-Задание: образовать от данных имен существительных единственного числа существительные множественного числа и существительные множественного числа в Родительном падеже. Во всех словах обозначить ударение.

Учитель- (учителя - учителей)

Место- (места - мест)

Килограмм- (килограммы – килограммов)

Апельсин- (апельсины – апельсинов)

Яблоко- (яблоки – яблок)

Сторож- (сторожа – сторожей)

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Орфограммск.

Наше путешествие продолжается.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Орфограммск.)

Пункт Орфограммск. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 8.)

- Вспомним орфограмму: безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе?

(По стрелке переходим на слайд 9.)

- Задание: в данных предложениях, у существительных, вставить пропущенное окончание, объяснить выбор.

В пол.. гудит вьюга. На речк.. и озер.. от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стуж.. под корой деревьев.

(В поле гудит вьюга. На речке и озере от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стужи под корой деревьев.)

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)

Сделать разбор слова на речке³.

(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Классный.

Наше путешествие подходит к концу.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Классный.)

Мы вернулись в пункт Классный. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 10.)

- Обобщим все, что мы знаем об имени существительном.

- Вставим, недостающие слова:

Имя существительное – это___, которая отвечает на вопросы ___, ___ и обозначает ___.

На вопрос кто? отвечают ___ имена существительные, на вопрос что? отвечают ___ имена существительные.

Имена существительные бывают ___ рода, ___ рода и ___ рода.

Имена существительные изменяются по ___ и ___.

Существительные бывают трёх типов ___.

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)

- Молодцы!

(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

- Наше путешествие закончилось.

(Далее по гиперссылке переходим со слайда 2 на слайд 11.)

ΙΙΙ Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке

Я вспомнил….

Было интересно…

Было трудно…

(Переходим по стрелке на слайд 12.)

Вы, ребята, молодцы! Хорошо работали. Успехов вам и новых открытий!

/data/files/n1486554772.pptx (Презентация к уроку "Имя существительное" обобщение 4 класс)


 

Используемая литература:

Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Учебник «Русский язык. 4 класс» М.: Просвещение, 2016.

Начальная школа: еженедельная газета педагогических изданий «Первое сентября» 38/2002.

Предварительный просмотр презентации

Смотрова Светлана Ильинична учитель начальных классов МКОУ «Первомайская СОШ» Воронежская область Эртильский район Имя существительное

Словознайкино Дружный Орфограммск Грамматейск Классный

Словознайкино пут . шествие в . гон вп . реди б .седа в .кзал расст .яние эл .ктр . воз ж .лезо д .рога е е е о а е о о е о

Ж.Р. М. Р. С. Р. беседа дорога вагон вокзал электровоз путешествие расстояние железо

Дружный ов ев ей ам ям ами ями ах ях

Замело белыми (шапка) (сугробы) всё вокруг. Иней покрыл крыши (дом), ветви (дерево). Мороз сковал льдом воды (река, ручей, озеро). Ах, сколько (забота) появилось у (птица)! Замело белыми шапками сугробов всё вокруг. Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев. Мороз сковал льдом воды рек, ручьёв, озёр. Ах, сколько забот появилось у птиц!

Грамматейск Учитель - Место - Килограмм - Апельсин - Яблоко - Сторож - ед. ч. мн.ч. Р.п. , мн.ч. учителя - места - килограммы - яблоки - апельсины - сторожа - учителей мест килограммов апельсинов яблок сторожей

Орфограммск Безударное падежное окончание имен существительных в единственном числе

В пол.. гудит вьюга. На речк.. и озер.. от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стуж.. под корой деревьев. в пол.. - П.п., 2 скл на речк.. - П.п., 1 скл. на озер.. - П.п., 2 скл. от стуж.. - Р.п., 1 скл. е е е и е е е и 3

Классный Имя существительное – это____________, которая отвечает на вопросы _____, ______ и обозначает _____________. На вопрос кто? отвечают _______________ имена сущ., на вопрос что? отвечают _________ имена сущ. Имена сущ. бывают _______________, ____________ и ______________ рода. Имена сущ. изменяются по ____________ и _______. Существительные бывают трёх типов ____________. Часть речи Кто? Что? предмет одушевлённые неодушевленные женского мужского среднего падежам числам склонений

Сегодня на уроке я: вспомнил….. было интересно… было трудно ….

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.