12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Смотрова Светлана Ильинична34
Россия, Воронежская обл., п. Первомайский
0

Обобщающий урок на тему «Имя существительное»



Смотрова Светлана Ильинична

Учитель начальных классов

МКОУ «Первомайская СОШ»

Эртильский район, Воронежская область

Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа России»

Тема урока: Имя существительное (обобщающий урок – путешествие)

Цели урока:

Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов.

Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.

Метапредметные:

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;

ориентироваться в разнообразии рефлексии, способов и условии действий.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве.

Тип урока: урок обобщение

Оборудование: карточки с заданиями; презентация; нарисованный локомотив и вагончики с написанными признаками имени существительного, тетради.

 

Ход урока

Ι Самоопределение к деятельности.

Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие.

- Куда же мы отправимся путешествовать?

- Кто вспомнит, какую часть речи мы изучили?

Вот и отправимся мы путешествовать в страну Имени существительного. (Слайд 1)

Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 2) Путешествуем на поезде. Локомотив с названием «Имя существительное» у нас уже есть. Осталось прицепить вагончики. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.

- Что обозначает имя существительное? (предмет)

- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)

- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)

- Что ещё вы знаете об имени существительном? (имеет род, склонение; может быть собственным или нарицательным; одушевленным или неодушевленным).

( На магнитной доске прикрепляются локомотив и вагончики с надписями:

имя существительное        предмет     кто? что?      ед.ч. мн.ч      М.р. Ж.р. С.р.                    И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п.       1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.

 Собст. Нариц.                              Одуш.  Неодуш.

Поезд готов!

ΙΙ Актуализация знаний.

Осталось привести его в движение. Спишите предложение, записанное на доске : Береги Родину как зеницу ока.

- Что за предложение записали? (Пословицу)

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Почему слово Родину записано с заглавной буквы? (Это имя собственное)

- Определим падеж этого существительного. (В.п.)

Словознайкино.

Наш поезд отправился в путешествие по стране Имя существительное. (По щелчку мышки поезд движется в пункт Словознайкино.)

Внимание! Наш поезд прибыл в Словознайкино. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 3)

Нужно вставить пропущенные буквы.

пут..шествие в..гон вп..реди

б..седа в..кзал расст..яние

эл..ктр..воз ж..лезо д..рога

(По щелчку мыши можно проверять каждое слово.)

- Какое слово лишнее? Почему? (Впереди – местоимение)

- На какие три группы можно сгруппировать оставшиеся слова – имена существительные? (существительные мужского, женского и среднего рода).

-Запишите данные слова в тетрадь, распределив в три столбика: мужской род, женский род, средний род.

- Проверим. (Переходим по стрелке со слайда 3 на слайд 4. Щелчком мыши проверяем как распределили имена существительные по родам. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Дружный.

Продолжаем путешествие.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Дружный.)

Пункт Дружный. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 5.)

- Что могут обозначать данные сочетания букв? (Падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку. В данных предложениях имена существительные, записанные в скобках, поставить в нужную падежную форму. Определить падеж и выделить окончание.

Замело белыми (шапка) (сугробы) всё вокруг.

Иней покрыл крыши (дом), ветви (дерево).

Мороз сковал льдом воды (река, ручей, озеро).

Ах, сколько (забота) появилось у (птица)!

(Замело белыми шапками сугробов всё вокруг. Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев. Мороз сковал льдом воды рек, ручьёв, озёр. Ах, сколько забот появилось у птиц!)

Проверим, как справилась с заданием каждая группа. (Переходим по стрелке на слайд 6. По щелчку мыши проверяем, какие предложения получились. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Грамматейск.

Продолжаем путешествие.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Грамматейск.)

Пункт Грамматейск. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 7.)

-Задание: образовать от данных имен существительных единственного числа существительные множественного числа и существительные множественного числа в Родительном падеже. Во всех словах обозначить ударение.

Учитель- (учителя - учителей)

Место- (места - мест)

Килограмм- (килограммы – килограммов)

Апельсин- (апельсины – апельсинов)

Яблоко- (яблоки – яблок)

Сторож- (сторожа – сторожей)

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Орфограммск.

Наше путешествие продолжается.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Орфограммск.)

Пункт Орфограммск. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 8.)

- Вспомним орфограмму: безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.

- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе?

(По стрелке переходим на слайд 9.)

- Задание: в данных предложениях, у существительных, вставить пропущенное окончание, объяснить выбор.

В пол.. гудит вьюга. На речк.. и озер.. от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стуж.. под корой деревьев.

(В поле гудит вьюга. На речке и озере от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стужи под корой деревьев.)

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)

Сделать разбор слова на речке³.

(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

Классный.

Наше путешествие подходит к концу.

(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Классный.)

Мы вернулись в пункт Классный. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 10.)

- Обобщим все, что мы знаем об имени существительном.

- Вставим, недостающие слова:

Имя существительное – это___, которая отвечает на вопросы ___, ___ и обозначает ___.

На вопрос кто? отвечают ___ имена существительные, на вопрос что? отвечают ___ имена существительные.

Имена существительные бывают ___ рода, ___ рода и ___ рода.

Имена существительные изменяются по ___ и ___.

Существительные бывают трёх типов ___.

(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)

- Молодцы!

(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)

- Наше путешествие закончилось.

(Далее по гиперссылке переходим со слайда 2 на слайд 11.)

ΙΙΙ Рефлексия.

- Продолжите предложения:

Сегодня на уроке

Я вспомнил….

Было интересно…

Было трудно…

(Переходим по стрелке на слайд 12.)

Вы, ребята, молодцы! Хорошо работали. Успехов вам и новых открытий!

/data/files/n1486554772.pptx (Презентация к уроку "Имя существительное" обобщение 4 класс)


 

Используемая литература:

Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Учебник «Русский язык. 4 класс» М.: Просвещение, 2016.

Начальная школа: еженедельная газета педагогических изданий «Первое сентября» 38/2002.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.