Обобщающий урок русского языка на тему «Имя существительное» (4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Смотрова Светлана Ильинична
Учитель начальных классов
МКОУ «Первомайская СОШ»
Эртильский район, Воронежская область
Урок русского языка в 4 классе УМК «Школа России»
Тема урока: Имя существительное (обобщающий урок – путешествие)
Цели урока:
Личностные: формировать мотивацию к обучению, целенаправленной познавательной деятельности; заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов.
Предметные: закреплять умение правильно подбирать проверочные слова, решать учебные и практические задачи – правильно писать безударные гласные в корне слова.
Метапредметные:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
Познавательные: обобщить и систематизировать имеющиеся знания об имени существительном;
ориентироваться в разнообразии рефлексии, способов и условии действий.
Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; использовать в речи языковые средства, соответствующие цели и условию общения; стремиться к координации позиций в деловом сотрудничестве.
Тип урока: урок обобщение
Оборудование: карточки с заданиями; презентация; нарисованный локомотив и вагончики с написанными признаками имени существительного, тетради.
Ход урока
Ι Самоопределение к деятельности.
Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие.
- Куда же мы отправимся путешествовать?
- Кто вспомнит, какую часть речи мы изучили?
Вот и отправимся мы путешествовать в страну Имени существительного. (Слайд 1)
Перед вами карта нашего путешествия. (Слайд 2) Путешествуем на поезде. Локомотив с названием «Имя существительное» у нас уже есть. Осталось прицепить вагончики. Для этого необходимо назвать все признаки имени существительного.
- Что обозначает имя существительное? (предмет)
- На какие вопросы отвечает? (кто? что?)
- Как изменяется имя существительное? (по числам и падежам)
- Что ещё вы знаете об имени существительном? (имеет род, склонение; может быть собственным или нарицательным; одушевленным или неодушевленным).
( На магнитной доске прикрепляются локомотив и вагончики с надписями:
имя существительное предмет кто? что? ед.ч. мн.ч М.р. Ж.р. С.р. И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Собст. Нариц. Одуш. Неодуш.
Поезд готов!
ΙΙ Актуализация знаний.
Осталось привести его в движение. Спишите предложение, записанное на доске : Береги Родину как зеницу ока.
- Что за предложение записали? (Пословицу)
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Почему слово Родину записано с заглавной буквы? (Это имя собственное)
- Определим падеж этого существительного. (В.п.)
Словознайкино.
Наш поезд отправился в путешествие по стране Имя существительное. (По щелчку мышки поезд движется в пункт Словознайкино.)
Внимание! Наш поезд прибыл в Словознайкино. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 3)
Нужно вставить пропущенные буквы.
пут..шествие в..гон вп..реди
б..седа в..кзал расст..яние
эл..ктр..воз ж..лезо д..рога
(По щелчку мыши можно проверять каждое слово.)
- Какое слово лишнее? Почему? (Впереди – местоимение)
- На какие три группы можно сгруппировать оставшиеся слова – имена существительные? (существительные мужского, женского и среднего рода).
-Запишите данные слова в тетрадь, распределив в три столбика: мужской род, женский род, средний род.
- Проверим. (Переходим по стрелке со слайда 3 на слайд 4. Щелчком мыши проверяем как распределили имена существительные по родам. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)
Дружный.
Продолжаем путешествие.
(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Дружный.)
Пункт Дружный. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 5.)
- Что могут обозначать данные сочетания букв? (Падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Класс делится на группы. Каждая группа получает карточку. В данных предложениях имена существительные, записанные в скобках, поставить в нужную падежную форму. Определить падеж и выделить окончание.
Замело белыми (шапка) (сугробы) всё вокруг.
Иней покрыл крыши (дом), ветви (дерево).
Мороз сковал льдом воды (река, ручей, озеро).
Ах, сколько (забота) появилось у (птица)!
(Замело белыми шапками сугробов всё вокруг. Иней покрыл крыши домов, ветви деревьев. Мороз сковал льдом воды рек, ручьёв, озёр. Ах, сколько забот появилось у птиц!)
Проверим, как справилась с заданием каждая группа. (Переходим по стрелке на слайд 6. По щелчку мыши проверяем, какие предложения получились. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)
Грамматейск.
Продолжаем путешествие.
(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Грамматейск.)
Пункт Грамматейск. (По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 7.)
-Задание: образовать от данных имен существительных единственного числа существительные множественного числа и существительные множественного числа в Родительном падеже. Во всех словах обозначить ударение.
Учитель- (учителя - учителей)
Место- (места - мест)
Килограмм- (килограммы – килограммов)
Апельсин- (апельсины – апельсинов)
Яблоко- (яблоки – яблок)
Сторож- (сторожа – сторожей)
(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания. Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)
Орфограммск.
Наше путешествие продолжается.
(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Орфограммск.)
Пункт Орфограммск. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 8.)
- Вспомним орфограмму: безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе.
- Что нужно знать, чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного в единственном числе?
(По стрелке переходим на слайд 9.)
- Задание: в данных предложениях, у существительных, вставить пропущенное окончание, объяснить выбор.
В пол.. гудит вьюга. На речк.. и озер.. от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стуж.. под корой деревьев.
(В поле гудит вьюга. На речке и озере от мороза трещит лёд. Букашки спрятались от стужи под корой деревьев.)
(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)
Сделать разбор слова на речке³.
(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)
Классный.
Наше путешествие подходит к концу.
(Щелкаем мышкой. Поезд движется в пункт Классный.)
Мы вернулись в пункт Классный. ( По щелчку мыши на синем прямоугольнике попадаем на слайд 10.)
- Обобщим все, что мы знаем об имени существительном.
- Вставим, недостающие слова:
Имя существительное – это___, которая отвечает на вопросы ___, ___ и обозначает ___.
На вопрос кто? отвечают ___ имена существительные, на вопрос что? отвечают ___ имена существительные.
Имена существительные бывают ___ рода, ___ рода и ___ рода.
Имена существительные изменяются по ___ и ___.
Существительные бывают трёх типов ___.
(По щелчку мыши можно проверять выполнение задания.)
- Молодцы!
(Далее по гиперссылке переходим на карту - слайд 2.)
- Наше путешествие закончилось.
(Далее по гиперссылке переходим со слайда 2 на слайд 11.)
ΙΙΙ Рефлексия.
- Продолжите предложения:
Сегодня на уроке
Я вспомнил….
Было интересно…
Было трудно…
(Переходим по стрелке на слайд 12.)
Вы, ребята, молодцы! Хорошо работали. Успехов вам и новых открытий!
/data/files/n1486554772.pptx (Презентация к уроку "Имя существительное" обобщение 4 класс)
Используемая литература:
Канакина В.П., Горецкий В.Г.. Учебник «Русский язык. 4 класс» М.: Просвещение, 2016.
Начальная школа: еженедельная газета педагогических изданий «Первое сентября» 38/2002.