Конспект коррекционного занятия Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

3
0
Материал опубликован 6 April 2021

Конспект коррекционного занятия: Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Цель: формирование навыка описательного рассказывания по картине- натюрморту.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение составлять описательный рассказ по картине-натюрморту.

- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами, сравнениями).

Развивающие:

- формирование навыков наблюдения неподвижного художественного произведения и его описания.

- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.

- развивать художественно- эстетическое восприятие.

Воспитательные:

-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.

- воспитывать интерес детей к произведениям живо­писи.

Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: старшие дошкольники.

Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.

Предварительная работа: беседа с воспитателем о натюрморте, биографии и творчестве П.П. Кончаловского; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Сирень в корзине». Прогулки на участке и рассматривание кустов сирени.

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрирование, демонстрация, прослушивание музыкальных произведений), практические (упражнения, физкультминутка, рисование).

Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», «Пение птиц», «Голоса леса»

Структура занятия:

I. Вводная часть – 3 минуты.

II. Основная часть – 25 минут.

III. Заключительная часть – 2 минуты.

Пояснение: В старшем дошкольном возрасте произвольное внимание становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания произведений изобразительного искусства.

Образная память и воображение существенно меняются: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. В старшем дошкольном возрасте формируется преднамеренное воображение. Эти своеобразия способствуют восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.

Наглядно - образные формы формируются на основе имеющегося наглядно-действенного мышления. Вследствие этого, дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи (художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем).



Ход НОД

Вводная часть

Логопед: Здравствуйте дети! Давайте закроем глаза и представим, что ранним майским утром мы вышли в сад, наполненный чудесным ароматом сирени. (Музыкальное сопровождение: «Пение птиц», «Голоса леса»). Мы раздвигаем ветки сирени и вот, преодолев последнюю преграду, оказываемся в самом центре сиреневого царства. Посмотрите, какая восхитительная, роскошная, чудесная сирень! Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей легкостью, а художников яркими красками. Послушайте стихотворение, которое посвящено сирени:

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти [Маршак, 1970].

Основная часть

Предварительная беседа

Логопед: Так же нам известно много натюрмортов с изображением сирени. Ребята, скажите о творчестве какого художника вы говорили с воспитателем?

Дети: Нам рассказывали о творчестве П.П. Кончаловского.

Логопед: Правильно! П. П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не написал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. А вы догадались о какой картине, мы с вами сегодня поговорим?

Дети: Мы будем говорить о картине «Сирень в корзине».

Логопед: Да, сегодня нам с вами предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы будем составлять описательный рассказ по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Рассматривание картины

Логопед: Давайте рассмотрим натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Приложение 1). Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?

Дети: Посмотрев на картину, на нас сразу пахнуло весной.

Логопед: Сейчас я вам включу отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», а вы скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?

Дети: Настроение музыки и картины созвучно.

Логопед: Удалось ли художнику показать, что веточки сирени свежие, будто их только что срезали?

Дети: Глядя на картину видно, что веточки сирени только что срезаны.

Логопед: Какого цвета, каких оттенков сирень?

Дети: Веточки сирени белые, нежно-розовые, нежно-фиолетовые.

Логопед: С чем можно сравнить цветы?

Дети: Цветы можно сравнить с облаками, цветущим полем.

Логопед: Опишите грозди сирени.

Дети: Грозди сирени белые, красные, розовые, фиолетовые. И хоть они такие разные, но очень хорошо смотрятся вместе, в одном букете.

Логопед: Опишите корзину, в которой стоит сирень.

Дети: Корзина, в которой стоит сирень, коричневого цвета, плетеная.

Логопед: Как вы думаете, почему художник выбрал для сирени корзину, а не банку или вазу?

Дети: Художник выбрал корзинку, чтобы подчеркнуть всю красоту сирени, и то, что это необычный цветок.

Логопед: Эти роскошные веточки сирени создают у нас хорошее настроение, напоминают о весне и солнышке. Трудно найти человека, который не любил бы эти изумительные цветы. П. П. Кончаловский сказал об этой картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется»

Физкультминутка

Логопед: А сейчас давайте все встанем со своих мест и немного разомнемся, повторяйте движения за мной:

Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
[Аверина, 2008]

Упражнения по картине

Логопед: Присаживаемся обратно на свои места и продолжаем наше занятие. Сейчас я вам буду называть элементы картины, а вы подбирать к ним слова- признаки. Листочки.

Дети: Листочки темно-зеленые, сердцевидные, тоненькие.

Логопед: Соцветия.

Дети: Соцветия пышные, крупные, тяжелые.

Логопед: Запах на картине.

Дети: Запах душистый, нежный, приятный, вкусный.

Логопед: Букет.

Дети: Букет роскошный, очаровательный, дивный, восхитительный, чудесный.

5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.

Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараем­ся понять настроение автора и попробуем составить рас­сказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 2):

Название картины, ее автор и жанр.

Место действия.

Время действия.

Композиция картины.

Цветовая палитра.

Отношение к картине.

(Дети по очереди представляют свои рассказы)

6. Рефлексия детей

Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

чем понравился рассказ?

о чем удалось интересно рассказать?

какие красивые необычные слова услышали в рассказе (украсили рассказ)?

III.Подведение итогов занятия

Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?

Дети: Да!

Логопед: С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?

Дети: Мы познакомились с творчеством П.П. Кончаловского.

Логопед: К какому жанру относятся его картины? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?

Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт. Картина, с которой мы сегодня познакомились, называется «Сирень в корзине».

Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка).

Логопед: А натюрморт с какими цветами нарисовали бы вы?

Дети: Розы, фиалки, ромашки, васильки, подснежники.

Логопед: Продумайте все детали своей будущей картины, и на занятии с воспитателем вы их нарисуете, а потом мы устроим выставку у нас в группе. Спасибо за занятие!

Список литературы

Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.

Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.

Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.





Приложение 1

П.П. Кончаловский «Сирень в корзине» [Василенко,2018]

t1617703713aa.gif





















Приложение 2

Картинный план [Ткаченко,2004]

t1617703713ab.gift1617703713ab.gif

1.

2.

t1617703713ac.gift1617703713ad.gif



t1617703713ab.gift1617703713ab.gif

4.

3.

t1617703713ae.gift1617703713af.gif

t1617703713ab.gift1617703713ab.gif

6.

5.

t1617703713ag.gift1617703713ah.gif



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации