Конспект коррекционного занятия Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Конспект коррекционного занятия: Составление рассказа по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»
Цель: формирование навыка описательного рассказывания по картине- натюрморту.
Образовательные:
- формировать умение составлять описательный рассказ по картине-натюрморту.
- обогащение словаря детей новой лексикой (эпитетами, сравнениями).
Развивающие:
- формирование навыков наблюдения неподвижного художественного произведения и его описания.
- развивать наблюдательность и зрительное внимание детей.
- развивать художественно- эстетическое восприятие.
Воспитательные:
-формирование познавательной активности, интереса к русскому языку, умение слушать и слышать друг друга.
- воспитывать интерес детей к произведениям живописи.
Образовательные области: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: старшие дошкольники.
Тип занятия: занятие по получению и закреплению новых знаний.
Предварительная работа: беседа с воспитателем о натюрморте, биографии и творчестве П.П. Кончаловского; рассматривание его произведений, акцентирование внимания на картине «Сирень в корзине». Прогулки на участке и рассматривание кустов сирени.
Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ, беседа), наглядные (иллюстрирование, демонстрация, прослушивание музыкальных произведений), практические (упражнения, физкультминутка, рисование).
Материалы и оборудование: настенная доска, магниты; демонстрационный материал: репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»; раздаточный материал: картинный план на листе А4 (вопросительный знак, место действия, время действия; композиция картины, действующие лица, одежда, настроение и характер действующих лиц, цветовая палитра, символ «сердце».) Музыкальное сопровождение: отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», «Пение птиц», «Голоса леса»
Структура занятия:
I. Вводная часть – 3 минуты.
II. Основная часть – 25 минут.
III. Заключительная часть – 2 минуты.
Пояснение: В старшем дошкольном возрасте произвольное внимание становится более устойчивым, адекватным, целостным, осознанным. Это создает основу для развития последовательного, планомерного и логического восприятия содержания произведений изобразительного искусства.
Образная память и воображение существенно меняются: увеличивается объем сохраняемых представлений, они становятся осмысленными, четкими, дифференцированными, связными и системными. В старшем дошкольном возрасте формируется преднамеренное воображение. Эти своеобразия способствуют восприятию изобразительного искусства в форме обобщенных представлений.
Наглядно - образные формы формируются на основе имеющегося наглядно-действенного мышления. Вследствие этого, дошкольники познают связи и отношения между предметами и явлениями, изображенными на картине, понимают язык живописи (художественный образ и выразительные средства, используемые живописцем).
Ход НОД
Вводная часть
Логопед: Здравствуйте дети! Давайте закроем глаза и представим, что ранним майским утром мы вышли в сад, наполненный чудесным ароматом сирени. (Музыкальное сопровождение: «Пение птиц», «Голоса леса»). Мы раздвигаем ветки сирени и вот, преодолев последнюю преграду, оказываемся в самом центре сиреневого царства. Посмотрите, какая восхитительная, роскошная, чудесная сирень! Она притягивает к себе взоры поэтов и композиторов своей легкостью, а художников яркими красками. Послушайте стихотворение, которое посвящено сирени:
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.
За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти [Маршак, 1970].
Основная часть
Предварительная беседа
Логопед: Так же нам известно много натюрмортов с изображением сирени. Ребята, скажите о творчестве какого художника вы говорили с воспитателем?
Дети: Нам рассказывали о творчестве П.П. Кончаловского.
Логопед: Правильно! П. П. Кончаловский очень любил изображать цветы. Пожалуй, никто из советских живописцев не написал так много натюрмортов с изображением цветов, как он. А вы догадались о какой картине, мы с вами сегодня поговорим?
Дети: Мы будем говорить о картине «Сирень в корзине».
Логопед: Да, сегодня нам с вами предстоит сложная, но увлекательная работа. Мы будем составлять описательный рассказ по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».
Рассматривание картины
Логопед: Давайте рассмотрим натюрморт П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (Приложение 1). Не правда ли, на вас сразу же пахнуло весной?
Дети: Посмотрев на картину, на нас сразу пахнуло весной.
Логопед: Сейчас я вам включу отрывок из пьесы П.И. Чайковского «Фея сирени», а вы скажите: созвучно ли настроение музыки и картины?
Дети: Настроение музыки и картины созвучно.
Логопед: Удалось ли художнику показать, что веточки сирени свежие, будто их только что срезали?
Дети: Глядя на картину видно, что веточки сирени только что срезаны.
Логопед: Какого цвета, каких оттенков сирень?
Дети: Веточки сирени белые, нежно-розовые, нежно-фиолетовые.
Логопед: С чем можно сравнить цветы?
Дети: Цветы можно сравнить с облаками, цветущим полем.
Логопед: Опишите грозди сирени.
Дети: Грозди сирени белые, красные, розовые, фиолетовые. И хоть они такие разные, но очень хорошо смотрятся вместе, в одном букете.
Логопед: Опишите корзину, в которой стоит сирень.
Дети: Корзина, в которой стоит сирень, коричневого цвета, плетеная.
Логопед: Как вы думаете, почему художник выбрал для сирени корзину, а не банку или вазу?
Дети: Художник выбрал корзинку, чтобы подчеркнуть всю красоту сирени, и то, что это необычный цветок.
Логопед: Эти роскошные веточки сирени создают у нас хорошее настроение, напоминают о весне и солнышке. Трудно найти человека, который не любил бы эти изумительные цветы. П. П. Кончаловский сказал об этой картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется»
Физкультминутка
Логопед: А сейчас давайте все встанем со своих мест и немного разомнемся, повторяйте движения за мной:
Раз –два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись- низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики) [Аверина, 2008]
Упражнения по картине
Логопед: Присаживаемся обратно на свои места и продолжаем наше занятие. Сейчас я вам буду называть элементы картины, а вы подбирать к ним слова- признаки. Листочки.
Дети: Листочки темно-зеленые, сердцевидные, тоненькие.
Логопед: Соцветия.
Дети: Соцветия пышные, крупные, тяжелые.
Логопед: Запах на картине.
Дети: Запах душистый, нежный, приятный, вкусный.
Логопед: Букет.
Дети: Букет роскошный, очаровательный, дивный, восхитительный, чудесный.
5. Составление рассказа детьми с использованием опорного картинного плана.
Логопед: Художник выразил свои чувства на картине с помощью красок, а мы постараемся понять настроение автора и попробуем составить рассказ по картине с опорой на картинный план (Приложение 2):
Название картины, ее автор и жанр.
Место действия.
Время действия.
Композиция картины.
Цветовая палитра.
Отношение к картине.
(Дети по очереди представляют свои рассказы)
6. Рефлексия детей
Логопед: Сейчас мы с вами разберем рассказ (Имя ребенка). (Рассказ каждого ребенка) Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
– чем понравился рассказ?
– о чем удалось интересно рассказать?
– какие красивые необычные слова услышали в рассказе (украсили рассказ)?
III.Подведение итогов занятия
Логопед: Молодцы! хорошие рассказы у вас получились! Понравилось вам занятие?
Дети: Да!
Логопед: С творчеством какого художника мы сегодня познакомились?
Дети: Мы познакомились с творчеством П.П. Кончаловского.
Логопед: К какому жанру относятся его картины? Как называется картина, с которой мы сегодня познакомились?
Дети: Его картины относятся к жанру натюрморт. Картина, с которой мы сегодня познакомились, называется «Сирень в корзине».
Логопед: Вы большие молодцы! Мне очень понравились ваши сегодняшние рассказы по картине. (Выделение элементов рассказа каждого ребенка).
Логопед: А натюрморт с какими цветами нарисовали бы вы?
Дети: Розы, фиалки, ромашки, васильки, подснежники.
Логопед: Продумайте все детали своей будущей картины, и на занятии с воспитателем вы их нарисуете, а потом мы устроим выставку у нас в группе. Спасибо за занятие!
Список литературы
Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях.- М: Айрис-пресс, 2008.144с.
Василенко Н. В. Шедевры натюрморта – М.: Абрис/ОЛМА, 2018. – 256 с.
Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. -
М.: Художественная литература, 1970. С. 106.
Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М., 2004. – 16 с.
Приложение 1
П.П. Кончаловский «Сирень в корзине» [Василенко,2018]
Приложение 2
Картинный план [Ткаченко,2004]
1.
2.
4.
3.
6.
5.