Урок русского языка во 2 классе «Обозначение твёрдых и мягких согласных»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Фабеш Виктория Николаевна.
Предмет: русский язык.
Класс 2«А».
Тема урока: «Обозначение твёрдых и мягких согласных».
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Обозначение твёрдых и мягких согласных».
Задачи: | Планируемые результаты: |
Дидактические: Формировать понятие о способах обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Формировать умения: правильно обозначать твёрдые и мягкие согласные на письме. | Предметные. Учащиеся получат представление о способах обозначения на письме твёрдых и мягких согласных звуков. Учащиеся научатся обозначать твёрдые и мягкие согласные. Учащиеся получат возможность научиться: правильно обозначатьтвёрдые и мягкие согласные на письме. |
Развивающие: 1. Формировать умения: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять итоговый контроль по результату, осуществлять самооценку деятельности. 2. Формировать умения: осуществлять анализ объектов; осуществлять обобщение изученного. 3.Формировать умения: слушать и понимать речь других; владеть диалогической речью; аргументировать свою позицию. | 1.Метапредметные: Регулятивные: Учащиеся научатся: осуществлять волевую саморегуляцию; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; Учащиеся получат возможность научиться: осуществлять итоговый контроль по результату; осуществлять самооценку деятельности. 2. Познавательные: - Учащиеся научатсяосуществлять анализ объектов. - Учащиеся получат возможность научиться осуществлять обобщение изученного. 3.Коммуникативные: Учащиеся научатся: слушать и понимать речь других; владеть диалогической формой речи. Учащиеся получат возможность научиться аргументировать свою позицию |
Воспитательные: - вырабатывать способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. | Личностные: - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: презентация, карточки, учебник.
Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (Р, П, К) | Личностные | ||||
1. Мотивация учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Николаевна. Прошу проверить свою готовность к уроку. У вас на парте должны быть: пенал, учебник и тетрадь. Молодцы! Готовы к уроку? Начинается урок. | Приветствуют учителя. Внимательно слушают. | | Р: осуществлять волевую саморегуляцию. К: слушать и понимать речь других. | |
2.Актуализация опорных знаний и способов действий | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) Словесный (беседа) | - Прежде чем приступим к письму, проведем пальчиковую гимнастику. -Открываем тетради, записываем число и классную работу. - Минутка чистописания (буквы Чч и Щщ) Письмо заглавной буквы «Ч». Начинаем писать с середины междустрочного пространства, ведем вверх, закругляем, ведем прямую наклонную линию вниз с закруглением вправо, не доводя до верхней линии рабочей строки, закругляем вправо; коснувшись верхней линии рабочей строки, ведем вверх до высоты первого элемента и, не отрывая руки, ведем длинную прямую наклонную линию с закруглением вправо. Письмо строчной буквы «ч». Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вверх до верхней линии рабочей строки, затем ведем плавную провисшую линию слева направо опять до верхней линии рабочей строки, потом пишем короткую прямую наклонную линию с закруглением вправо. Письмо заглавной буквы «Щ». - начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной линии: ведём линию вверх вправо, закругляем; ведём длинную наклонную линию вниз, к нижней линии РС; чуть не дойдя до нижней линии РС, закругляем вправо, доводим до нижней линии; поднимаемся вверх до верхней линии РС; ведём длинную наклонную линию вниз, к нижней линии РС; чуть не дойдя до нижней линии РС, закругляем вправо, доводим до нижней линии; поднимаемся вверх до верхней линии РС; - пишем длинную наклонную линию с закруглением вправо до середины вспомогательной строки; ведём вниз небольшую прямую линию, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии РС. Письмо строчной буквы «щ». - начинаем писать от верхней линии РС: ведём вниз наклонную линию; закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, и ведём вверх короткую наклонную линию до верхней линии РС; ведём вниз по написанному короткую наклонную линию, чуть не дойдя до нижней линии РС; закругляем вправо, касаясь нижней линии РС, и ведём вверх короткую наклонную линию до верхней линии РС; ведём вправо короткую наклонную линию с закруглением внизу (вправо), до середины РС; ведём вниз небольшую прямую линию, закругляем влево, пересекаем петлю на нижней линии РС. Хорошо, молоды! Сейчас будет словарная работа. - Посмотрите на парты, на них лежат маленькие листочки. Приложение №1. Прочитайте, что на них написано. Обл…ка, ч…снок, чу…ство, лес…ница, праз…ник, п…года, п…ссажир. А какие это слова? Хорошо, ваша задача вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть орфограмму, поставить ударение в словах. Я вам даю на это не больше 3 минут. Приступайте к работе. Молодцы, а сейчас обменяйтесь работой с соседом. Давайте проверим. Ребята, а что может быть мягким? А твердым? Да, но оказывается, твёрдыми и мягкими могут быть и звуки русской речи, согласные. Давайте посмотрим видеоролик. видео: Шишкина школа. Русский язык. фрагмент – 2 мин). - Ребята, кто-то мне может назвать тему урока, которую мы сегодня с вами продолжим? - А какая цель у нас на уроке будет? - Что бы достичь нам этой цели, какие задачи нам нужно перед собой поставить? | Проводят разминку для рук. Минутка чистописания Словарные слова. Проверка словарных слов. подушка, хлеб, шапка, матрас камень, лед, дерево - «Обозначение твёрдых и мягких согласных». - Продолжить изучение темы «Обозначение твёрдых и мягких согласных». 1. Повторить способы обозначения твёрдых и мягких согласных. 2. Закрепить обозначение твёрдых и мягких согласныхна письме. | | К: слушать и понимать речь других К: владеть диалогической формой речи. Р: принимать и сохранять учебные задачи. Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; | Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу. |
3.Комплексное применение и систематизация знаний | Практический (упражнение) Словесный (беседа) | - Выполним упражнение 1. Стр. 44. Рассмотрите схему в данном упражнении и расскажите о способах обозначения на письме мягких согласных звуков. Давайте дополним ленту звуков. - С помощью каких гласных обозначается мягкость согласных? - С помощью каких гласных обозначается твердость согласных? -Какие согласные всегда мягкие? -Какие согласные всегда твердые? (буквы ц,ж,ш обозначают твердые согласные) Выполним упражнение 2. Стр. 44. Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А. Плещеева «В бурю» . - Выпиши текст колыбельной песни. Почему слова в ней звучат напевно, задушевно? - На малютку сына Нежно мать глядела; Колыбель качая, Тихо песню пела; «Ах, уймись ты, буря! Не шумите ели! Мой малютка дремлет Сладко в колыбели…» Подчеркни в словах буквы, сочетания букв, которыми обозначены мягкие согласные. Мягкие согласные обозначают, т.е подчеркивают зеленой ручкой. Твердые- синей пастой. Гласные красной пастой. Физминутка «Улыбка». А теперь все вместе встали, Руки дружно вверх подняли, Руки в стороны, вперёд, А теперь, наоборот, Влево - вправо повернулись И друг другу улыбнулись, Тихо сели, и опять, будем снова мы писать. Выполним упражнение 3. Стр. 44. Найдите во втором столбике первую строчку. Назовите гласные, обозначающие твердость предыдущего согласного. - Назовите гласные, обозначающие мягкость предыдущего согласного. - Выпишите из упр. 2 первой части стихотворения слова, в которых мягкость согласных обозначена мягким знаком. Сделайте запись их звукового строения. | (мягкого знака и гласных и,е,ё,ю,я) (а,о,у,ы,э) (буквы й,ч,щ обозначают мягкие согласные) ровный ритм, спокойная напевность, медленный темп Двое работают за доской. Проверка по эталону. - Выполняют физминутку. (о,э,а,у,ы) (ё,е,ю,я,и) (мать, колыбель). [ма́т'] [калыб'э́л'] | Учащиеся получат представление о способах обозначения твёрдых и мягких согласных звуков | К: владеть диалогической формой речи. П: осуществлять анализ объектов. К: слушать и понимать речь других. К: аргументировать свою позицию | |
4. Проверка, коррекция и оценка знаний и способов деятельности | Практический (упражнение) Наглядный (демонстрация) | На закрепление выполним упражнение 4. Прочитайте задание. Стенд- пишем стенд, а говорим- [стэнд] Тест- пишем тест, а говорим – [тэст] Модель- пишем модель, а говорим - [модэл'] Свитер – пишем свитер, а говорим - [свитэр] Итак, скажите, в чем же здесь противоречие? Карточка 1. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания? Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель. - Как обозначаются на письме твердые и мягкие согласные? | (что мягкие гласные произносятся твердо) Выполняют самостоятельную работу. - Мягкость согласных на письме обозначают буквы е, ё, ю, я и мягкий знак. - Твёрдость согласных на письме обозначают буквы, а, о, у, ы, э и твердый знак. | Учащиеся научатся обозначать твёрдые и мягкие согласные. | П: осуществлять анализ объектов. Р: осуществлять итоговый контроль по результату. | |
5. Информация о домашнем задании | Наглядный (демонстрация) | Вашим домашним заданием будет выполнить упражнение 6, стр. 45. | Записывают домашнее задание. | | К: слушать и понимать речь других | |
6. Рефлексия учебной деятельности | Словесный (беседа) | - Достигли ли мы поставленной цели в начале урока? - На все ли пункты плана ответили? - Хлопните, если вы отлично поработали на уроке. - Поднимите руку те, кто о себе может сказать: «Я научился различать твердые и мягкие согласные» Мне было приятно работать с вами на уроке. До свидания! | Осуществляют рефлексию. | | П: осуществлять обобщение изученного Р: осуществлять самооценку деятельности. | Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
Обл…ка, ч…снок, чу…ство, лес…ница, праз…ник, п…года, п…ссажир.
Карточка 1. Прочитай текст упражнения. Сравни по смыслу и звучанию слова, выделенные жирным шрифтом, выписать их парами. Как выражается в письме различие их звучания?
Брату шесть лет. Поставь шест под навес. Хорь – хищный зверек. Сегодня выступит наш хор. Малыш ел яблоко. На поляне росла красивая ель.
Обл…ка, ч…снок, чу…ство, лес…ница, праз…ник, п…года, п…ссажир.