Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Твердые и мягкие согласные»

1
0
Материал опубликован 1 March 2020

КЛАСС: 2 для обучающихся c нарушением интеллекта

Тема: Твердые и мягкие согласные

Цель:

Формирование навыка употребления гласных 1 и 2 ряда после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях.

Задачи:

  • Совершенствовать умение определять и различать твердые и мягкие согласные.
  • Закрепить умение выделять и дифференцировать гласные 1 и 2 ряда.
  • Развивать речь, орфографическую зоркость, логику, внимание, память.
  • Воспитывать аккуратность, чувство товарищества, взаимовыручку, любовь к родному языку.

Развитие навыков:

Высказывание оценочного суждения.

Формулирование вопросов и ответов.

Соблюдение орфографических норм.

Планируемые

результаты:

Все учащиеся смогут:

Определять мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных на письме.

Большинство учащихся смогут:

Различать гласные 1 и 2 ряда.

Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям.

Оценить правильность выполнения работы.

План

Временное

планиро­ван

Планируемые мероприятия

Ресурсы

2 мин

Создание положительного эмоционального настроя.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки, делают движения руками в такт словам учителя:

Урок наш начинается -цветочек раскрывается. Как лепестки тянутся к солнцу, так и мы тянемся к знаниям

-Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха!

Выполняя задания, вы будете двигаться по «лестнице успеха», пока не окажетесь на вершине.

Музыкальное сопровождение




Изображение «лестницы успеха»

4 мин

Артикуляционная разминка

 Спеть приветствие, растягивая и выделяя голосом гласные звуки: при- вет, друзья!

Дыхательная гимнастика.

Повторить артикуляцию гласных звуков по образцу.

Упражнения на развитие фонематического слуха и дифференциацию звуков, сходных по произношению (ш –ж, с –з, ш –с, з –ж).

Упражнения на развитие мелкой моторики рук (работа с массажными мячиками).

Подготовительная работа. Работа на уровне звука.

Повторение материала, пройденного на прошлом занятии. Закрепление способов произношения твердых и мягких согласных (наблюдение над положением языка и губ).


Картинки с изображением артикуляционной гимнастики





Карточки для индивидуальной работы

3 мин

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Работа на уровне слога.

-Мы знаем особенности произношения твердых и мягких согласных, но от чего зависит, как надо произносить звук в каждом слове, твердо или мягко? ( От следующего за ним гласного звука).

Наблюдение за произношением согласных в слогах, выделение твердых и мягких звуков с помощью  гласных 1 и 2 ряда. Особое внимание уделяем гласным А - Я

Вывод: Согласные звучат твердо перед гласными: а, о, у, ы, е. такие согласные называются твердыми. Согласные звучат мягко перед гласными: я, ё, ю, и, е. Такие согласные называются мягкими.


Таблица «Гласные 1 и 2 ряда»



15 мин

 Работа над темой урока. Работа на уровне слова.

- Сегодня к нам  пришли герои Тяпа и Тапа (вывешиваются на доску изображения).

- Это Тяпа! Слышите, как звучит его имя? (Учитель особо выделяет голосом мягкие согласные в произносимых словах). Он любит все слова, в которых есть мягкие согласные.

- А это Тапа! Слышите, как твердо звучит его имя? Они – верные друзья, оберегают согласные звуки. Тяпа – мягкие, а Тапа твердые. Каждый из братьев заботится о своих звуках и будет помогать нам на уроках не путать эти звуки, правильно определять их. (Учитель соотносит внешний вид (по цвету одежды) Тима и Тома с условными обозначениями мягкого и твердого согласного звуков).

- Как вы думаете, как мы можем обозначить тему нашего урока? (Определение твердости и мягкости согласных звуков).

Распределение с объяснением слов по 2 столбикам в соответствии с твердостью или мягкостью согласных: бак, вяз, мак, таз, сядь, каша, дядя.

Найти и исправить ошибки (групповая работа): лагушка, дател, зямок, лошядь, весня, полана.


Картинки с изображением гномиков







 Карточки со  словами



Карточки со  словами

3 мин

 Физминутка

Беленькое облако -               округленные руки перед собой

Поднялось над крышей. -     поднять руки над головой

Устремилось облако -           подтянуться руками вверх

Выше, выше, выше.

Ветер это облако -                 плавные покачивания руками над головой

Зацепил за кручу.

Превратилось облако -          руками описать через стороны большой круг            

В грозовую тучу.                    и   опустить их

Музыкальное сопровождение

5 мин

Работа над словосочетанием.

- Ребята, вам даны слова, объедините их в словосочетания: слова с твердыми или, наоборот, мягкими согласными должны быть в одном словосочетании (1 ребенок собирает словосочетания с твердыми согласными, а другой с мягкими согласными). В словосочетаниях определить число и род прилагательных и существительных.

Слова: тяжелая, гиря; грязный, мяч; старое, масло; сладкие, вафли.

Карточки со словами

5 мин

Работа на уровне предложения.

На карточках написаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы и составить предложения (индивидуальная работа).

П_ша, н_копал, к_артофель. Кот_та, гул_ли, по пл_жу.

Карточки

3 мин

Итог урока. Рефлексия.

- Сегодня на уроке мы выполняли разные задания.

Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и).

А какие твердость? (а, о, у, ы, э)

Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные”

На столе у каждого из вас лежат цветочки. Оцените свою работу на уроке и приклейте на вершину «лестницы успеха» цветочек.

Большой – отлично поработал, справился со всеми заданиями.
Маленький – поработал хорошо, но мог бы лучше.

Цветы  для рефлексии







Комментарии
Комментариев пока нет.