Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме «Твердые и мягкие согласные»
КЛАСС: 2 для обучающихся c нарушением интеллекта | Тема: Твердые и мягкие согласные | ||
Цель: | Формирование навыка употребления гласных 1 и 2 ряда после твердых и мягких согласных на письме в словах, словосочетаниях, предложениях. | ||
Задачи: |
| ||
Развитие навыков: | Высказывание оценочного суждения. Формулирование вопросов и ответов. Соблюдение орфографических норм. | ||
Планируемые результаты: | Все учащиеся смогут: Определять мягкость и твердость согласных звуков с помощью гласных на письме. | ||
Большинство учащихся смогут: Различать гласные 1 и 2 ряда. Развивать умение подбирать слова к обобщающим понятиям. Оценить правильность выполнения работы. | |||
План | |||
Временное планирован | Планируемые мероприятия | Ресурсы | |
2 мин | Создание положительного эмоционального настроя. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, делают движения руками в такт словам учителя: Урок наш начинается -цветочек раскрывается. Как лепестки тянутся к солнцу, так и мы тянемся к знаниям -Улыбнулись друг другу и учителю. Я желаю вам успеха! Выполняя задания, вы будете двигаться по «лестнице успеха», пока не окажетесь на вершине. | Музыкальное сопровождение Изображение «лестницы успеха» | |
4 мин | Артикуляционная разминка Спеть приветствие, растягивая и выделяя голосом гласные звуки: при- вет, друзья! Дыхательная гимнастика. Повторить артикуляцию гласных звуков по образцу. Упражнения на развитие фонематического слуха и дифференциацию звуков, сходных по произношению (ш –ж, с –з, ш –с, з –ж). Упражнения на развитие мелкой моторики рук (работа с массажными мячиками). Подготовительная работа. Работа на уровне звука. Повторение материала, пройденного на прошлом занятии. Закрепление способов произношения твердых и мягких согласных (наблюдение над положением языка и губ). | Картинки с изображением артикуляционной гимнастики Карточки для индивидуальной работы | |
3 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Работа на уровне слога. -Мы знаем особенности произношения твердых и мягких согласных, но от чего зависит, как надо произносить звук в каждом слове, твердо или мягко? ( От следующего за ним гласного звука). Наблюдение за произношением согласных в слогах, выделение твердых и мягких звуков с помощью гласных 1 и 2 ряда. Особое внимание уделяем гласным А - Я Вывод: Согласные звучат твердо перед гласными: а, о, у, ы, е. такие согласные называются твердыми. Согласные звучат мягко перед гласными: я, ё, ю, и, е. Такие согласные называются мягкими. | Таблица «Гласные 1 и 2 ряда» | |
15 мин | Работа над темой урока. Работа на уровне слова. - Сегодня к нам пришли герои Тяпа и Тапа (вывешиваются на доску изображения). - Это Тяпа! Слышите, как звучит его имя? (Учитель особо выделяет голосом мягкие согласные в произносимых словах). Он любит все слова, в которых есть мягкие согласные. - А это Тапа! Слышите, как твердо звучит его имя? Они – верные друзья, оберегают согласные звуки. Тяпа – мягкие, а Тапа твердые. Каждый из братьев заботится о своих звуках и будет помогать нам на уроках не путать эти звуки, правильно определять их. (Учитель соотносит внешний вид (по цвету одежды) Тима и Тома с условными обозначениями мягкого и твердого согласного звуков). - Как вы думаете, как мы можем обозначить тему нашего урока? (Определение твердости и мягкости согласных звуков). Распределение с объяснением слов по 2 столбикам в соответствии с твердостью или мягкостью согласных: бак, вяз, мак, таз, сядь, каша, дядя. Найти и исправить ошибки (групповая работа): лагушка, дател, зямок, лошядь, весня, полана. | Картинки с изображением гномиков Карточки со словами Карточки со словами | |
3 мин | Физминутка Беленькое облако - округленные руки перед собой Поднялось над крышей. - поднять руки над головой Устремилось облако - подтянуться руками вверх Выше, выше, выше. Ветер это облако - плавные покачивания руками над головой Зацепил за кручу. Превратилось облако - руками описать через стороны большой круг В грозовую тучу. и опустить их | Музыкальное сопровождение | |
5 мин | Работа над словосочетанием. - Ребята, вам даны слова, объедините их в словосочетания: слова с твердыми или, наоборот, мягкими согласными должны быть в одном словосочетании (1 ребенок собирает словосочетания с твердыми согласными, а другой с мягкими согласными). В словосочетаниях определить число и род прилагательных и существительных. Слова: тяжелая, гиря; грязный, мяч; старое, масло; сладкие, вафли. | Карточки со словами | |
5 мин | Работа на уровне предложения. На карточках написаны слова. Необходимо вставить пропущенные буквы и составить предложения (индивидуальная работа). П_ша, н_копал, к_артофель. Кот_та, гул_ли, по пл_жу. | Карточки | |
3 мин | Итог урока. Рефлексия. - Сегодня на уроке мы выполняли разные задания. Какие гласные обозначают мягкость согласного? (я, е, е, ю, и). А какие твердость? (а, о, у, ы, э) Поднимите руку те, кто о себе может сказать: “Я научился различать твердые и мягкие согласные” На столе у каждого из вас лежат цветочки. Оцените свою работу на уроке и приклейте на вершину «лестницы успеха» цветочек. Большой – отлично поработал, справился со всеми заданиями. | Цветы для рефлексии | |