Согласные звуки: Н - Нь. Буква Н. Слог. Слово
Тема: «Согласные звуки: Н - Нь. Буква Н. Слог. Слово».
Цель: Познакомить детей с понятиями звуки: Н – Нь, буква Н.
Развитие способности различать звуки: Н – Нь на слух, букву Н
зрительно среди множества букв.
Условные обозначения звуков: Н – Нь, буква Н.
Закрепление способности составлять предложения с данными словами.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с твёрдым и мягким согласными звуками: Н - Нь,
буквой Н.
2. Научить детей правильно произносить звуки: Н - Нь и подбирать слова
на звуки: Н - Нь.
3. Научить детей узнавать и прописывать печатную букву Н.
4. Продолжать обучать детей составлять слоги и слова.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звуков Н - Нь в трёх позициях: начало, середина и конец слова.
Воспитательная:
1. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей со звуками: Н - Нь. Буквой Н.
4. Подбор слов на звуки: Н - Нь.
5. Подготовка руки к письму.
* Закрашивание контурного изображения буквы Н синим и зелёным
карандашом (развитие мелкой моторики).
* Штриховка буквы Н вертикальными, горизонтальными и линиями по
диагонали (формирование графических навыков).
* Прописывание печатной буквы Н в тетради по образцу педагога.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с согласными и гласными
буквами.
3. Картинки предметных изображений.
4. Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки и
прописывания.
5. Простые и цветные карандаши.
6. Синие и зелёные кружочки для условного обозначения
твёрдого и мягкого звуков: Н - Нь.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. К/упр.: «назовите сладкие слова». - развитие слухового внимания, расширение словарного запаса. К/упр.: «Вспомним песенку трёх поросят». - развитие памяти, мышления. | Называют: сахар, конфеты, печенье и т.д. Вспоминают и поют. |
Если дети затрудняются, педагог подсказывает: «…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь. Эту дверь…». | ||
- Как звали поросят? - Верно. - На какой звук начинаются их имена? - Правильно. | Наф, Нуф, Ниф. На звук Н. | |
Педагог выставляет картинки с изображением поросят. | ||
- Давайте выложим из букв имена поросят. - Первым выложим имя Наф, затем Нуф и последним Ниф. - Теперь по очереди произнесите имя каждого поросёнка. - Как звучит звук Н в именах Наф и Нуф? - Каким цветом обозначим твёрдый звук Н? - Правильно. - Теперь произнесите имя последнего поросёнка. - Как звучит звук Н в этом имени? - Правильно. - Каким цветом обозначим мягкий звук Нь? | Работают с разрезной азбукой. Произносят. Твёрдо. Синим. Произносят. Мягко. Зелёным. | |
3. | На сегодняшнем занятии мы будем работать со звуком Н. Артикуляция звука «Н». При произнесении звука Н воздух проходит через нос, и поэтому звук называют носовым. Передняя часть спинки языка соединяется с верхними зубами. Звук Н, как мы уже убедились, может быть твёрдым и мягким. | |
| - Как вы думаете, какой этот звук – гласный или согласный? | Согласный. |
4. 5. | К/упр.: «Распредели картинки по группам в зависимости от места расположения звука Н в их названии». - развитие фонематического восприятия, мышления. Предлагаются картинки: 1. Нож, ножницы, носки. 2. Санки, луна, банка. 3. Слон, телефон, фонтан. | Распределяют картинки по группам. |
Физкультурная минутка. | ||
6. 7. |
Анализ буквы Н. На письме звуки: Н - Нь обозначаются буквой ЭН. Звуки произносим коротко: Н - Нь; Букву произносим полно: ЭН – ЭН - Посмотрите, как выглядит буква ЭН. - На что похожа буква ЭН? На букве Н Я, как на лесенке, Сижу и распеваю песенки. Буква Н. Ты букву Н найдёшь в свинце. И в никеле, и в цинке. Найдёшь в начале и конце, А так же в серединке. Найдёшь и в солнце, и в луне, И в синем океане. Найдёшь и в полной тишине, И в звонком барабане. Не может быть без буквы Н У бочки дна, у дома стен. К/упр.: «Найди букву Н, среди множества других букв». - развитие зрительного внимания, концентрации внимания. | Произносят за взрослым Рассматривают печатную букву на доске. Ответы детей. Слушают стихотворение Выполняют задание на индивидуальных листах. |
8. | Детям предлагается указательным пальцем правой руки нарисовать в воздухе букву Н, а затем выложить её из счётных палочек. | |
9. |
К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предложенную книжечку |
| На первой страничке закрасить букву, Н синим цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Н. На третьей страничке обвести контур буквы Н по точкам и закрасить зелёным цветом. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображения предметов на звуки: Н - Нь. |