Урок 23 (с. 40 - 41)
Тема |
Согласные звуки [н], [н’], буквы Н, н. Любовь к Родине. Труд на благо Родины |
Педагогическая цель |
Создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [н], [н’], буквами Н, н, развития речи |
Тип урока |
Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) |
Различают твёрдость и мягкость согласных звуков; обозначают твёрдые и мягкие согласные на схеме-модели слова; определяют функции букв, обозначающих гласный звук в открытом слоге; владеют способом чтения прямого слога (ориентация на букву, обозначающую гласный звук), слияний согласного с гласным в слогах. Знакомятся с двумя видами чтения: орфографическим и орфоэпическим. Читают предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания |
Личностные результаты |
Осознают свою принадлежность к народу, стране, государству |
Универсальные учебные действия (метапредметные) |
Регулятивные: удерживают цель до получения ее результата. Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют согласные звуки [н], [н’]. Коммуникативные: выразительно рассказывают сказку по сюжетной картинке |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Согласные звуки [н], [н’], твердые и мягкие; заглавная, строчная, печатная и письменная буквы Н, н. |
Образовательные ресурсы |
Счетные палочки. Барабан, шахматная фигура – конь. Синие и зеленые карточки |
Сценарий урока
Этапы урока |
Формы, методы, методические приёмы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма контроля |
||
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствие учащихся. Прозвенел звонок веселый. Мы начать урок готовы! Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют |
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
оборудования; эмоциональный настрой на урок |
– Проверим готовность к уроку |
наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
|||
II. Речевая разминка. Фонетическая зарядка Закрепление |
Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка |
– Как погоняют лошадь?
|
– Но! Но! Но! |
Готовят артикуляционный аппарат к чтению |
Коллективный. Правильное произношение звуков |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
– Сегодня мы отправляемся |
Слушают учителя, рассматривают изображение буквы |
Принимают учебную задачу |
Фронтальный. Наблюдение учителя |
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [н] |
Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа
|
Перед учениками стоят барабан и шахматная фигура – конь. – Рассмотрите схему слова барабан. – Произнесите все слово. Выделите последний звук. – Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Рассмотрите схему слова конь. – Произнесите все слово. Выделите последний звук |
Дети протяжно произносят все слово, выделяя последний звук, затем произносят его отдельно: [н]. Дети протяжно произносят слово. Выделяют звук [н’]. |
Производят слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками (барабан, конь). Выделяют звуки [н], [н’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. Слышат и различают звуки [н], [н’] |
Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
– Это согласный звук, так как при его произнесении выдыхаемый воздух встречает преграду. – Попеременно произнесите оба слова, обозначающие представленные предметы. Выделите звуки [н] и [н’], сравните их. – В слове барабан звук [н] – твердый (будем отмечать его |
Выделяют звуки [н] и [н’], сравнивают. Смотрят на обозначение твердого и мягкого звуков на схеме слова |
в словах. Обозначают твёрдость и мягкость согласных на схемах-моделях. Сопоставляют слова, различающиеся одним звуком |
|||
2. Дидактическая игра «Твердый – мягкий» |
Фронтальная. Словесный. Дидактическая игра |
– Я буду называть слова, если вы слышите в слове твердый согласный [н], поднимаете синюю карточку; если слышите мягкий звук [н’] – зеленую карточку. – Сон, лень, сосна, встань, нитка, книга, Наташа, Дина, Нина |
Поднимают синюю карточку, если слышат твердый согласный [н], зеленую карточку – если слышат мягкий звук [н’] |
Определяют твёрдость и мягкость согласных в словах |
Фронтальный. Игра |
3. Знакомство с буквой Н |
Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы |
– Звуки [н] и [н’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой н (эн). – На что похожа буква Н? Н – натянутая сетка, |
Находят букву Н на «ленте букв». Высказывают свои предположения. |
Находят букву Н на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек |
Фронтальный. Устные ответы, моделирование |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Сетку держат очень крепко, Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. – Выложите букву Н из счетных палочек |
Из палочек выкладывают букву Н |
||||
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Совушка – сова большая голова. На пеньке сидит Во все стороны глядит. Глазами хлоп – хлоп, Ножками топ – топ. Тишина стоит вокруг, Вышли косари на луг, Взмах косой туда – сюда Делай раз делай два. |
Выполняют движения под руководством учителя |
Осуществляют профилактику утомления |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
4. Чтение слияний согласного с гласным в слогах. Чтение предложения |
Коллективная. Словесный, практический. Объяснение, чтение
|
– Рассмотрите слоги. – Какая первая буква во всех слогах? – Буква н может обозначать или твердый согласный, или же мягкий согласный. Как же правильно определить, в каких случаях звук будет твердым, в каких мягким. Для этого необходимо внимательно посмотреть на гласную букву в слиянии слога. Гласные буквы а, о, ы, у в данных слогах обозначают гласные звуки, которые указывают на твердость согласного звука, стоящего перед ними. Слоги на, но, ны, ну надо произносить твердо Гласная и указывает на мягкость предшествующего согласного звука, поэтому слог ни надо произносить мягко, прочитайте слоги и предложение |
Рассматривают слоги. – Первая буква н. Слушают объяснение учителя и смотрят на слоги. Хором читают слоги и предложение |
Соотносят новые звуки и буквы Н, н, их обозначающие; делают вывод о том, что звуки [н], [н’] обозначаются одинаково, одной и той же буквой. Наблюдают работу буквы гласного как показателя твёрдости предшествующего согласного звука (буквы а, о, у, ы) или как показателя мягкости предшествующего согласного звука (буква и). Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний с изменением буквы гласного. Соблюдают восклицательную интонацию при чтении восклицательных предложений |
Коллективный. Чтение слогов, восклицательного предложения |
|
|||||
5. Работа над выразительностью речи. Чтение стихотворения И. Никитина «Русь» (учебник, |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
– Как называется стихотворение? – Как вы понимаете это слово? – Русью в давние времена называлось государство, в котором жили славянские народы. – Прочитайте стихотворение. – Автор в стихотворении высказал свою любовь к Родине, а как бы вы передали свое отношение к Родине |
– Русь. Объясняют слово. Слушают объяснение учителя. Читают стихотворение. Отвечают на вопрос учителя |
Понимают смысл читаемого стихотворения. Составляют высказывания о любви к Родине |
Коллективный. Чтение, устные ответы |
6. Работа с пословицами (учебник, с. 40) |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Как вы понимаете смысл пословицы: «Труд кормит, а лень портит»? |
Отвечают на вопрос учителя |
Объясняют смысл пословицы, высказывают свое мнение |
Фронтальный. Устные ответы |
7. Развитие связной речи. Составление рассказа по сюжетной картинке |
Групповая. Словесный, практический, наглядный. Рассказ |
– Никита Кожемяка – славный русский богатырь. – Рассмотрите картинку. Расскажите, что на ней изображено |
Рассматривают картинку, рассказывают сюжет |
Составляют рассказ |
Групповой. Рассказ по картинке |
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Стали мы учениками, Соблюдаем режим сами: Утром мы, когда проснулись, Улыбнулись, потянулись. Для здоровья, настроенья, Делаем мы упражненья: Руки вверх и руки вниз, На носочки поднялись. То присели, то нагнулись. И опять же улыбнулись. А потом мы умывались, Аккуратно одевались. Завтракали не торопясь, В школу к знаниям стремясь |
Выполняют движения по тексту |
Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют в физкультминутке |
Коллективный. Правильное выполнение движений |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1Работа с пословицами (учебник, с. 40) |
Парная, фронтальная. Словесный, практический. Беседа, поиск букв |
– Найдите в пословицах букву Н. Сколько их? – Почему так говорят..? – В какой части слов стоит буква н? |
Находят буквы, считают. – В начале и в середине слов |
Осуществляют взаимопроверку друг друга. Находят слова с буквой Н в тексте пословиц. Объясняют смысл пословиц |
Парный. Распознание буквы Н. Устные ответы |
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2. Работа с «лентой букв» |
Индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Где на «ленте букв» расположена буква Н? Почему? |
– На синем поле, это согласный звук. Бывает заглавная |
Определяют место изученной буквы на «ленте букв» |
Индивидуальный. Устные ответы |
VI. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа |
– Что нового вы узнали на уроке? – Что особенно вам понравилось? Почему? – Что вызвало затруднение? Почему? – Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке? – Спасибо за урок |
Отвечают на вопросы учителя |
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке |
Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы |