Занятие по развитию речи «Согласные звуки, буквы. Слог. Слово»

0
0
Материал опубликован 21 September 2022

Тема: «Согласные звуки, буквы. Слог. Слово».


Цель: - Познакомить детей с понятием согласные звуки, буквы.

- Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.

- Закреплять понятие слог, слово.

Задачи:

Образовательная: 1. Познакомить детей с различием гласных и согласных

звуков.

2. Познакомить детей с условными обозначениями мягких

и твёрдых согласных букв и звуков (цвет).

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слухового и речевого фонетического

восприятия гласных и согласных звуков.

2. Закреплять понятие слог, слово.


Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.



Структура занятия:

1. Познакомить детей с понятием согласные звуки, буквы.

2. Обучение детей различать гласные и согласные звуки.

3. Закреплять понятие слог, слово.

4. Закреплять умение делить слова на слоги.


Методическое оснащение занятия:


1. Магнитная доска и магниты.

2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.

3. Фотографии и картинки предметных изображений.

4. Схемы длинных и коротких слов.









задания


Педагог:


Дети:

1.





2.

Присоединение.

И/упр.: «Что видели по дороге в детский

сад?».

- развитие памяти, мышления,

монологической речи.

К/упр.: «Что случилось с буквами?».

- развитие понятия гласные и согласные

звуки, буквы.


Каждый рассказывает о

том, что он видел по дороге в детский сад.



Рассматривают буквы разложенные на столе.



Детям предлагается разрезная азбука гласных букв красного цвета, согласных букв синего и зелёного цвета, например: К – К.



- Что перед вами?

- Правильно.

- Найдите среди множества буквы,

которые вы уже выучили и

прикрепите их на доску.



- Какие это буквы? Назовите их

одним словом.

- Каким цветом мы обозначаем их?

- Почему?


- Правильно!


Буквы.


Находят гласные

буквы.


Прикрепляют на доску.


Гласные.


Красным.

Они поющие, весёлые, легко произносятся.

3.

Знакомство с понятием согласные звуки и буквы.


- А теперь посмотрите на стол, какие здесь остались буквы, почему мы их

Не прикрепляем на доску?

- Правильно, они не гласные, не

поющие.

- Это дети, СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ.

- В русском языке есть гласные и

согласные звуки.

- Гласные звуки и буквы мы знаем, а о согласных сейчас вам расскажу.

- Согласные звуки произносятся с

трудом. Струе воздуха, при их

произнесении, мешают губы, например: - Произнесём звук «М», что мешает

струе воздуха?

- Произнесём звук «Т», что мешает?

Ответы детей.













Произносят звук - М -

Губы.

Произносят. Язык, зубы.


Согласные звуки – это те звуки, при произнесении которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы.

4.

Физкультурная минутка.



5.

- Посмотрите на стол – это согласные

буквы. Какого они цвета?

- Правильно! Синие согласные буквы обозначают твёрдые звуки, а зелёные – это мягкие звуки. Мы с вами на следующем занятии будем их учить.


Синего и зелёного.


В нашей речи больше согласных звуков, нежели гласных. Соединяя согласные и гласные звуки вместе, получаются слоги. А когда мы соединяем слоги – получаются слова. Слова мы можем делить на слоги.

6.

К/упр.: «Поделим слова на слоги».

Детям предлагается поделить на слоги слова: кот, рыба, бананы.

(слова подтверждаются картинками).


1. - В слове КОТ – сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки.

- Сколько гласных звуков в слове КОТ?

- Правильно, значит в слове КОТ – один

слог.

- Какую мы подберём полоску, длинную или короткую?



2.- В слове РЫБА - сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в

ладоши, выделяя гласные звуки.


- Сколько гласных звуков в слове

РЫБА?

- Правильно, в слове РЫБА – два

слога.

- Какую мы подберём полоску, длинную

или короткую?


3.- В слове БАНАНЫ – сколько

слогов?

Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки.



- Сколько гласных звуков в слове

БАНАНЫ?

- Правильно, значит в слове –

БАНАНЫ три слога.


- Какую мы подберём полоску:

короткую, подлиннее или самую

длинную?

- Правильно самую длинную. Потому, что слово БАНАНЫ, самое длинное.



Дети отгадывают загадки.





Дети хлопают один раз.

Один.


Короткую, потому что слово КОТ короткое.

Находят полоску и выкладывают на столе.



Дети хлопают два раза.



Два.



Длинную, потому что

слово РЫБА длиннее.



Дети хлопают три раза.



Три.





Самую длину.

Дети находят у себя на столе самую длинную полоску и выкладывают её под второй полоской.


7.

- О каких звуках мы сегодня узнали?

- Правильно!

- Подумайте и скажите, чем отличаются

гласные звуки от согласных?



О согласных звуках.



Ответы детей.



Детей подводят к тому, чтобы сформировать чёткое представление о согласных звуках: Согласные звуки – это те звуки, при произнесении которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы. Согласные звуки произносятся твёрдо и мягко.




- Чтобы узнать, сколько слогов в слове,

что нужно сделать?


Прохлопать гласные звуки. Сколько гласных звуков – столько и слогов.


Домашнее задание.

1. Закрепить понятие: согласные звуки – это те звуки, при произнесении

которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы.

Согласные звуки произносятся твёрдо и мягко.


2. Поделить на слоги и зарисовать схему слов: СЫР, КОШКА, ЛИМОНЫ.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.