Занятие по развитию речи «Согласные звуки, буквы. Слог. Слово»
Тема: «Согласные звуки, буквы. Слог. Слово».
Цель: - Познакомить детей с понятием согласные звуки, буквы.
- Учить различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки.
- Закреплять понятие слог, слово.
Задачи:
Образовательная: 1. Познакомить детей с различием гласных и согласных
звуков.
2. Познакомить детей с условными обозначениями мягких
и твёрдых согласных букв и звуков (цвет).
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слухового и речевого фонетического
восприятия гласных и согласных звуков.
2. Закреплять понятие слог, слово.
Воспитательная: Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи.
Структура занятия:
1. Познакомить детей с понятием согласные звуки, буквы.
2. Обучение детей различать гласные и согласные звуки.
3. Закреплять понятие слог, слово.
4. Закреплять умение делить слова на слоги.
Методическое оснащение занятия:
1. Магнитная доска и магниты.
2. Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.
3. Фотографии и картинки предметных изображений.
4. Схемы длинных и коротких слов.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение. И/упр.: «Что видели по дороге в детский сад?». - развитие памяти, мышления, монологической речи. К/упр.: «Что случилось с буквами?». - развитие понятия гласные и согласные звуки, буквы. | Каждый рассказывает о том, что он видел по дороге в детский сад. Рассматривают буквы разложенные на столе. |
| Детям предлагается разрезная азбука гласных букв красного цвета, согласных букв синего и зелёного цвета, например: К – К. | |
| - Что перед вами? - Правильно. - Найдите среди множества буквы, которые вы уже выучили и прикрепите их на доску. - Какие это буквы? Назовите их одним словом. - Каким цветом мы обозначаем их? - Почему? - Правильно! | Буквы. Находят гласные буквы. Прикрепляют на доску. Гласные. Красным. Они поющие, весёлые, легко произносятся. |
3. | Знакомство с понятием согласные звуки и буквы. | |
| - А теперь посмотрите на стол, какие здесь остались буквы, почему мы их Не прикрепляем на доску? - Правильно, они не гласные, не поющие. - Это дети, СОГЛАСНЫЕ БУКВЫ. - В русском языке есть гласные и согласные звуки. - Гласные звуки и буквы мы знаем, а о согласных сейчас вам расскажу. - Согласные звуки произносятся с трудом. Струе воздуха, при их произнесении, мешают губы, например: - Произнесём звук «М», что мешает струе воздуха? - Произнесём звук «Т», что мешает? | Ответы детей. Произносят звук - М - Губы. Произносят. Язык, зубы. |
| Согласные звуки – это те звуки, при произнесении которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы. | |
4. |
Физкультурная минутка. | |
5. | - Посмотрите на стол – это согласные буквы. Какого они цвета? - Правильно! Синие согласные буквы обозначают твёрдые звуки, а зелёные – это мягкие звуки. Мы с вами на следующем занятии будем их учить. | Синего и зелёного. |
| В нашей речи больше согласных звуков, нежели гласных. Соединяя согласные и гласные звуки вместе, получаются слоги. А когда мы соединяем слоги – получаются слова. Слова мы можем делить на слоги. | |
6. |
К/упр.: «Поделим слова на слоги». Детям предлагается поделить на слоги слова: кот, рыба, бананы. (слова подтверждаются картинками). 1. - В слове КОТ – сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове КОТ? - Правильно, значит в слове КОТ – один слог. - Какую мы подберём полоску, длинную или короткую? 2.- В слове РЫБА - сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове РЫБА? - Правильно, в слове РЫБА – два слога. - Какую мы подберём полоску, длинную или короткую? 3.- В слове БАНАНЫ – сколько слогов? Чтобы узнать, нужно хлопнуть в ладоши, выделяя гласные звуки. - Сколько гласных звуков в слове БАНАНЫ? - Правильно, значит в слове – БАНАНЫ три слога. - Какую мы подберём полоску: короткую, подлиннее или самую длинную?
- Правильно самую длинную. Потому, что слово БАНАНЫ, самое длинное. | Дети отгадывают загадки. Дети хлопают один раз. Один. Короткую, потому что слово КОТ короткое. Находят полоску и выкладывают на столе. Дети хлопают два раза. Два. Длинную, потому что слово РЫБА длиннее.
Дети хлопают три раза. Три. Самую длину. Дети находят у себя на столе самую длинную полоску и выкладывают её под второй полоской. |
7. |
- О каких звуках мы сегодня узнали? - Правильно! - Подумайте и скажите, чем отличаются гласные звуки от согласных? | О согласных звуках. Ответы детей. |
| Детей подводят к тому, чтобы сформировать чёткое представление о согласных звуках: Согласные звуки – это те звуки, при произнесении которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы. Согласные звуки произносятся твёрдо и мягко. | |
| - Чтобы узнать, сколько слогов в слове, что нужно сделать? | Прохлопать гласные звуки. Сколько гласных звуков – столько и слогов. |
Домашнее задание.
1. Закрепить понятие: согласные звуки – это те звуки, при произнесении
которых, струе воздуха проходящей через рот, мешают язык, зубы, губы.
Согласные звуки произносятся твёрдо и мягко.
2. Поделить на слоги и зарисовать схему слов: СЫР, КОШКА, ЛИМОНЫ.