Занятие в 1 классе на тему «Звуки Н - Нь. Буква Н»
Тема: «Звуки Н – НЬ». Буква Н.
Цель: уточнение произношения звуков Н – Нь, знакомство с буквой Н.
Коррекционные задачи:
Закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях.
Совершенствовать навык дифференциации согласных по твердости мягкости в слогах, словах.
Развивать звукобуквенный анализ и синтез.
Знакомство с буквой Н, развитие зрительного восприятия.
Совершенствование навыка чтения слогов, слов с опорой на слоговую таблицу.(слоговой синтез).
Развитие лексико-грамматического строя речи, обогащение словаря путем подбора слов с противоположным значением, работа над предложением.
Развивающие задачи: развитие внимания, мышления, пространственной ориентировки, закрепление знаний геометрических фигур, развитие воображения.
Воспитательные задачи: воспитание навыков самоконтроля, самооценки.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, предметные картинки, рабочие тетради.
Ход занятия
Орг. момент. Зрительная гимнастика «Ежик»
II. Работа по теме
1.- Выделить указанный звук в названии картинок, составь слово.
Цель: формирование звукового анализа, синтеза.
1 1 5 5
Одежда – Кольцо - Диван - Пушка - ОКНА
3 1 3 5
Жук - Овощи - Бинокль - Флаги - КОНИ
- Назвать третий звук в получившихся словах.
2. Артикуляция, характеристика звука Н-НЬ, работа с зеркалами.
Н - губы в улыбке, кончик языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
НЬ – губы в улыбке, передняя часть языка упирается в альвеолы, зубы не сомкнуты,
Н – согласный, звонкий, твердый
НЬ – согласный, звонкий, мягкий
3. Выделение звуков Н - НЬ из слогов. Работа с сигналами.
Цель: развитие слухового внимания. Фонематического восприятия.
НИК – НАР – НОД – ВЫМ – НЕФ - БЕНЬ - ПУН
МНА – КТУ – РНЕ – БНО – СНЯ - ПРО – ДНЫ
АСНЬ – ЫМН - УПР – ИБН - ИЗНЬ – ОЛП- ЮВН
4. Выделение звуков Н – НЬ из рассказа.
Цель: развитие памяти, фонематического восприятия.
Нина пошла в зоопарк. Девочка приготовила гостинцы для животных. Обезьянке – банан, носорогу – ананас, а слону – конфету.
- Отложить столько кружочков, сколько слов со звуками Н – Нь вы услышите в рассказе
( 8–слов).
- Кто запомнил слова и сможет их повторить?
- В каких словах вы услышали больше одного звука Н? (Нина, банан, ананас)
- А в каком слове были твердый и мягкий звук Н? (Нина)
- Нина вместе с вами будет выполнять все последующие задания.
5. Формирование звукового анализа
Цель: развитие мышления, звукового анализа, фонематического восприятия.
- Каждому из вас Нина дает две картинки, выберите ту, в которой есть звук – Н -Нь, поставь соответствующий сигнал, определи место звука Н- Нь в слове с опорой на цифровую линейку.
- Нина проверит, как Вы выполнили задания.
(Индивидуальный подход)
СОСНА – ЕЛКА НИТКА – ИГОЛКА ЗОНТ - ПЛАЩ
КНИГА – ТЕТРАДЬ ЛИМОН – ЯБЛОКО ДЫНЯ - АРБУЗ
6. Физминутка
Цель: развитие слухового внимания, координации движения, переключаемости движения.
- «Слушай, не зевай, за мною повторяй!»
Хлопаем в ладошки - А когда скажу «Вставай»
Пусть попляшут ножки. Им рукой не помогай.
Побегут ножки Ножки вместе, ножки врозь,
По ровненькой дорожке. Ножки прямо, ножки вкось,
Ножки накрест – опускайся Ножки здесь и ножки там,
И команды дожидайся. Что за шум, что за гам?
- Сядет на место тот, кто скажет слово наоборот. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Налево – направо снять – надеть короткий - длинный
Верхний – нижний веселый - грустный высокий – низкий
Высушить - намочить старый – новый опустить - поднять
- Какой звук повторялся во всех ваших словах?
7. Знакомство с буквой Н. Написать на доске печатные и письменные буквы Н.
А) Стоят два ровненьких столбца
И держатся за руки.
Им вместе весело всегда
Они не знают скуки.
Б) По пунктирной линии узнай букву Н и обведи ее. (Работа в тетрадях).
В) Сосчитай количество Н в буквенном ряду. (На доске)
Н Г н и Б н м А Ю п Н М н и Т п И ш К (Бантик)
- Составь из букв одинаковой ширины слово. Найди звуковую схему этого слова.
Г) Работа по слоговой таблице.
- Составь слово из слогов одинакового цвета. Банан, стакан, книги, луна, носок
(Индивидуальный подход)
НО |
СТА |
КИ |
ГА |
БА |
ЛУ |
КАН |
СОК |
НАН |
НИТ |
НА |
КНИ |
-Написать в тетради слово, которое обозначает: (индивидуальное задание каждому ученику)
- предмет для шитья
- предмет для чтения
- южный фрукт
- ночное небесное светило
- название посуды
- короткий гольф
Д) - К какому слову предмету подходит данное слово признак?
Полная ………… (луна) Новая ………(книга)
Пустой ……. (стакан) Синий ……….(носок)
Тонкие …… (нитки) Вкусный …….(банан)
Е) Составить предложения из 4 – 5 слов с получившимися словосочетаниями. Выбрать схему своего предложения, начертить в тетради. (Схемы предложений начерчены на доске).
(Индивидуальный подход)
Ночью светит полная луна.
Пустой стакан стоит на столе.
Тонкие нитки купили в магазине.
У Кати есть новая книга.
Бабушка связала синий носок.
Дети ели вкусный банан.
Ж) - Нина внимательно смотрела, как Вы работаете на занятии, и приготовила Вам конвертик с сюрпризом. Откройте его и посмотрите, что там находится. (Геометрические фигуры).
- Составьте из геометрических фигур мордашку, которая подскажет нам, какое настроение у Вас и у нашей гостьи.
-Посчитайте, сколько цветов вы использовали, и узнаете, какую оценку Вы получили.
III. Итог занятия.