Урок развития речи в 1 классе «Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р»
Конспект урока по обучению грамоте (Чтение)
Дата 05.11.2018
Тема. Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р. (Закрепление). Особенности артикуляции звуков [р], [р’].Чтение предложений в соответствии со знаками препинания.
Цели: закрепить знания учащихся о согласных звуках [р], [р′], букве Р р; развивать речь, память, логическое мышление.
УУД:
Регулятивные: совершенствовать у учащихся умение работать с текстом. Формировать навыки чтения слов с «р» .
Познавательные: воспитывать интерес к русскому языку. Развивать фонематический слух, речь, мышление, внимание.
Коммуникативные: определять наиболее эффективные способы достижения результата, оценивать себя, границы своего знания и незнания, слушать учителя и выполнять его требования, делать выводы, работать в паре.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося, проявляют эмоциональную отзывчивость, стараются понимать и сопереживать сверстникам в неудачном выполнении ими заданий. Воспитывать трудолюбие, взаимовыручку, интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, презентация, слоги.
Ход урока
I. Организационный момент
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок.
Все ль на месте, все ль в порядке
Книги, карандаш, тетрадки?
II. Актуализация опорных знаний
1. Повторение пройденного.
а) Ученики читают рассказ «Кактус» по отдельным предложениям, отвечая на вопросы:
– Как зовут девочку?
– Что у нее растет?
– Что сделала Ира?
– Что с ней случилось?
б) Назовите буквы.
Какие звуки они обозначают? Что общего у этих звуков?
Какие буквы обозначают глухие согласные звуки?
Дайте характеристику звукам .(Слайд 2,3)
III Постановка учебной задачи
Фонетическая зарядка:
- как вороны кричат?
- как собаки рычат?
- как едет мотоцикл?
- как ставни скрипят?
С каким звуком мы сегодня будем работать?
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?
1) Познакомиться с буквой (эр).
2) Узнать какие звуки обозначает эта буква.
3) Упражняться в чтении слогов и слов с новой буквой.
4) Научиться печатать слоги и слова с изученными буквами.
5) Составление схем слов
3.1 Упражнения в произношении звуков [р], [р′] в чистоговорках (Слайд 4)
- Ребята, а для чего нам нужны чистоговорки,
Ыр-ыр-ыр — у Захара жирный сыр.
Ир-ир-ир — в кружке с сахаром кефир.
Ру-ру-ру — в роще бродит кенгуру.
Ры-ры-ры — Жора прыгает с горы.
- Мы подготовились к чтению и сейчас начнем (Слайд5-7)
- Ребята, нашим гостям нужна помощь, малышарики очень маленькие и постоянно с ними происходят непонятные ситуации. Вы готовы помочь им?
- И вот первая неудача, малышарики гуляли и случайно отпустили с рук воздушные шарики, они очень расстроились. Поможете им?
- Прочитайте слоги в которых встречается буква Р, звуки [р], [р′]. И воздушные шарики вернутся малышам.
Ра ро ри ру ры
Ар ор ир ыр ур
Тра уро тры кру рки
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием. И помогли малышам.
Физмнутка для глаз (Слайд 8)
4. Работа по теме урока
4.1 Первичное закрепление.
Чтение столбиков слов на с. 67. Определение места звука [р], [р′] в словах.
- Ребята, ёжик очень плохо видит, даже очки не помогли ему, прочитайте слова записанные в азбуке. Поделите эти слова на слоги, какой слог будет ударный? Мы с вами уже доказали, что звук Р бывает твердый и мягкий. Два звука (твердый и мягкий) обозначаются одной буквой эР. Буква эР может быть маленькой и большой.
Физмнутка (Слайд 10)
Работа в тетради (Слайд 11,12)
-Вспомните как нужно работать в тетради.
- Положите тетрадь под наклоном, правильно возьмите ручку.
-Ребят, а как вы думаете, почему Нюша такая счастливая? Она не знала как писать эту букву, и благодаря вам, научится ее писать. Пропишите заглавную и строчную буквы Р р. Ребята, в каких случаях мы будем писать маленькую букву, а в каких – большую?
-Спишите в тетрадь первый столбик ( астра, лилии) (Слайд 13)
IV Закрепление изученного (Слайд 14,15)
- А сейчас мы поиграем
Игра со словами
- Я назову слова, а вы, если услышите мягкий звук Р - хлопните в ладоши. Если твердый звук Р – топните ногами.
Рак, рис, роза, рысь, репа, речка, ребята, рама, рыба, рисунок, руки.
- Кроша очень любит есть морковку, если вы правильно составите звуковую модель, то поможете Кроше собрать морковку.
Физминутка для пальцев
5. Включение в систему знаний и повторений. (Слайд 16)
Чтение текста по отдельным предложениям, с. 67.
-Ёжик и Пандочка любят рисовать, и это рассказ они написали для вас. Прочитайте.
Вопросы:
– Сколько было картинок?
– Что раскрасила Лара? Рита? Ира?
(Слайд 17,18)
- Прочитайте второе предложение.
- Докажите что это предложение
- Сколько слов в этом предложении?
- Как пишется первое слово?
- Что ставится в конце предложения?
Но наши малыши сильно испачкались, спишите второе предложение и составьте схему предложения, таким образом поможем ребятам искупаться.
III. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Мы хорошо потрудились. Пора подвести итог.
-С какой буквой сегодня познакомились?
-Какие звуки обозначает буква Р?
-Что у вас получалось лучше всего?
- В чём испытывали затруднения?
-Вы смогли их преодолеть?
-Удалось вам сохранить хорошее настроение?
-Спасибо ребятки, вы помогли нашим маленьким друзьям, Малышарикам.
настроения.
Голдина Лилия Вильевна