Материал к уроку развития речи «Согласный звук Ч, буква Ч. Предложение»
Тема: «Согласный звук Ч, буква Ч. Предложение».
Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук Ч, буква Ч.
Закрепление способности произносить звук Ч, зрительно различать
букву Ч среди множества других букв.
Условные обозначения согласного звука Ч, буквы Ч.
Закрепление способности составлять слова с данным звуком и делить
их на слоги.
Задачи:
Образовательная:
1. Познакомить детей с мягким согласным звуком Ч, буквой Ч,
которой обозначается изучаемый согласный звук Ч.
2. Закрепить умение правильно произносить звук Ч, подбирать слова со
звуком Ч в начале слова, в середине и конце слова.
3. Учить детей узнавать и прописывать печатную букву Ч.
4. Продолжать обучать детей составлять слова и делить их на слоги.
Коррекционно-развивающая:
Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).
Развитие способности определять место звука Ч в словах: начало, середина и конец слова.
Структура занятия:
1. Психологическое присоединение.
2. Развитие слухового и речевого восприятия.
3. Знакомство детей с согласным мягким звуком Ч. Буквой Ч.
4. Подбор слов, со звуком Ч.
5. Подготовка руки к письму.
Закрашивание контурного изображения буквы Ч зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).
Штриховка буквы Ч вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).
Прописывание печатной буквы Ч в тетради по образцу.
Методическое оснащение занятия:
Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.
Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.
Фотографии и картинки предметных изображений.
Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски).
Простые и цветные карандаши.
Условные обозначения для согласного мягкого звука Ч.
№ задания | Педагог: | Дети: |
1. 2. | Присоединение: К/упр.: «Расскажите о своём настроении». К/ упр.: «Отгадайте загадки». - развитие внимание и мышления. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела Пейте чай, вода вскипела. Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик в свой чуланчик. С головой в нору ныряю – Вам ворота отворяю | Каждый рассказывает о своём настроении. Отгадывают. Чайник. Перчатки. Ключ. |
Отгадки подтверждаются иллюстрациями. | ||
3. | - В слове ЧАЙНИК, какой звук я выделила голосом? - В каком месте слова мы слышим звук Ч? - Теперь давайте произнесём слово ПЕРЧАТКИ, выделяя голосом звук Ч. - В каком месте слышится звук Ч? - Произносим вместе слово КЛЮЧ голосом, выделяя звук Ч. - В каком месте слышится звук Ч? | Звук Ч. В начале слова. В середине слова. В конце слова |
| Сегодня мы будем знакомиться со звуком Ч. | |
4. | Артикуляция звука «Ч». При произнесении звука Ч – губы немножко округляются и вытягиваются вперёд. Зубы видны, но не сомкнуты. Кончик языка находится за верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха тёплая. Произнесите: Ч – Ч – Ч. Анализ звука «Ч». Звук Ч – глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Звук Ч– шипящий. | |
5. | К/упр.: «Составь предложения с данными словами». - развитие фонематического восприятия, слухового внимания. Слова: бочка, луч, чемодан, дочка, чайка, спички, плач. | Составляют. |
6. | Физкультурная минутка.
| |
7. | Анализ буквы Ч. На письме звук Ч обозначается буквой Ч. - Посмотрите, как выглядит буква Ч. Кто-то взял обычный стул Вверх ногами повернул. Букву Ч или четыре Мы с тобою начертили? Меж собой ты их сравни. Одинаковы они? - Звук произносим коротко: Ч – Ч. - Букву произносим полно: Ч. - На что похожа буква Ч? | Рассматривают букву Ч на доске. Произносят. Ответы детей. |
9. | К/упр.: «Волшебная книжка». Детям предлагается выполнить несколько заданий на развитие графических навыков. |
Рассматривают предлагаемую книжечку. |
| На первой страничке закрасить букву Ч зелёным цветом. На второй страничке заштриховать три буквы Ч. На третьей страничке обвести контур буквы Ч по точкам. На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить изображение предметов на согласный звук Ч. |