Материал к уроку развития речи «Согласный звук Ч, буква Ч. Предложение»

2
0
Материал опубликован 12 March 2023

Тема: «Согласный звук Ч, буква Ч. Предложение».

Цель: Познакомить детей с понятием согласный звук Ч, буква Ч.

Закрепление способности произносить звук Ч, зрительно различать

букву Ч среди множества других букв.

Условные обозначения согласного звука Ч, буквы Ч.

Закрепление способности составлять слова с данным звуком и делить

их на слоги.

Задачи:

Образовательная:

1. Познакомить детей с мягким согласным звуком Ч, буквой Ч,

которой обозначается изучаемый согласный звук Ч.

2. Закрепить умение правильно произносить звук Ч, подбирать слова со

звуком Ч в начале слова, в середине и конце слова.

3. Учить детей узнавать и прописывать печатную букву Ч.

4. Продолжать обучать детей составлять слова и делить их на слоги.

Коррекционно-развивающая:

Развитие у детей слуховой, речевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации).

Развитие способности определять место звука Ч в словах: начало, середина и конец слова.

Структура занятия:

1. Психологическое присоединение.

2. Развитие слухового и речевого восприятия.

3. Знакомство детей с согласным мягким звуком Ч. Буквой Ч.

4. Подбор слов, со звуком Ч.

5. Подготовка руки к письму.

Закрашивание контурного изображения буквы Ч зелёным карандашом (развитие мелкой моторики).

Штриховка буквы Ч вертикальными, горизонтальными и линиями по диагонали (формирование графических навыков).

Прописывание печатной буквы Ч в тетради по образцу.

Методическое оснащение занятия:

Магнитная доска (магниты), стихи и загадки.

Индивидуальные разрезные азбуки с гласными и согласными буквами.

Фотографии и картинки предметных изображений.

Индивидуальные листы для закрашивания, штриховки прописывания, условные обозначения слогов и слов (чёрные полоски).

Простые и цветные карандаши.

Условные обозначения для согласного мягкого звука Ч.


задания


Педагог:


Дети:


1.




2.


Присоединение:

К/упр.: «Расскажите о своём настроении».


К/ упр.: «Отгадайте загадки».

- развитие внимание и мышления.


Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела

Пейте чай, вода вскипела.


Пять мальчиков, пять чуланчиков.

Каждый мальчик в свой чуланчик.


С головой в нору ныряю –

Вам ворота отворяю



Каждый рассказывает о своём настроении.



Отгадывают.





Чайник.



Перчатки.



Ключ.

Отгадки подтверждаются иллюстрациями.

3.


- В слове ЧАЙНИК, какой звук я

выделила голосом?

- В каком месте слова мы слышим звук

Ч?


- Теперь давайте произнесём слово

ПЕРЧАТКИ, выделяя голосом звук Ч.

- В каком месте слышится звук Ч?


- Произносим вместе слово КЛЮЧ

голосом, выделяя звук Ч.

- В каком месте слышится звук Ч?



Звук Ч.


В начале слова.




В середине слова.





В конце слова



Сегодня мы будем знакомиться со звуком Ч.


4.


Артикуляция звука «Ч».

При произнесении звука Ч – губы немножко округляются и вытягиваются вперёд. Зубы видны, но не сомкнуты. Кончик языка находится за верхними зубами. Струя выдыхаемого воздуха тёплая. Произнесите: Ч – Ч – Ч.


Анализ звука «Ч».

Звук Ч – глухой согласный звук, всегда произносится мягко. Звук Ч– шипящий.



5.


К/упр.: «Составь предложения с

данными словами».

- развитие фонематического

восприятия, слухового внимания.

Слова: бочка, луч, чемодан, дочка,

чайка, спички, плач.







Составляют.


6.


Физкультурная минутка.





7.


Анализ буквы Ч.


На письме звук Ч обозначается буквой Ч.

- Посмотрите, как выглядит буква Ч.

Кто-то взял обычный стул

Вверх ногами повернул.

Букву Ч или четыре

Мы с тобою начертили?

Меж собой ты их сравни.

Одинаковы они?

- Звук произносим коротко: Ч – Ч.

- Букву произносим полно: Ч.

- На что похожа буква Ч?







Рассматривают букву Ч на доске.






Произносят.


Ответы детей.


9.



К/упр.: «Волшебная книжка».

Детям предлагается выполнить

несколько заданий на развитие

графических навыков.



Рассматривают

предлагаемую

книжечку.


На первой страничке закрасить букву Ч зелёным цветом.

На второй страничке заштриховать три буквы Ч.

На третьей страничке обвести контур буквы Ч по точкам.

На четвёртой страничке дома нарисовать или наклеить

изображение предметов на согласный звук Ч.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.