Занятие по развитию речи «Звук [Ч']. Буква Ч.»

2
0
Материал опубликован 11 September 2022

Тема занятия «Звук [Ч']. Буква Ч.»

Цель: формирование представлений о звуке [ч'] и букве Ч.

Задачи:

- совершенствовать навыки произношения звука [ч'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;

- уточнить знание артикуляции и характеристики звука [ч'];

- совершенствовать умение определять позицию звука в слове;

- упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»;

- формировать представления о графическом обозначении звука [ч'];

- совершенствовать навыки выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза слов;

- формирование умения читать слоги, слова, предложения;

- упражнять в написании слов с буквой Ч;

- развивать фонематические процессы;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать графические навыки;

- проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.

Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, зеркала, доска, предметные картинки, карточки с напечатанными предложениями, тетради, ручки, карандаши простые и цветные.

Ход занятия

Организационный момент

-Здравствуйте!

Сегодня мы с вами начнем занятие с загадки. Кто отгадает, поднимет руку.

«Он пыхтит, как паровоз, важно держит кверху нос.

Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться.»



-Правильно! С какого звука начинается слово «чайник?»

(выслушиваем ответы учащихся)

Основная часть.

- Возьмите зеркала. Выполним артикуляционную гимнастику.

«Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки».

А сейчас произнесите звук [ч'].

Обратите внимание, губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба за альвеолами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.

- Молодцы. Повторите за мной слоговые песенки.

ЧА-ЧА-ЧА ЧО-ЧО-ЧО ЧИ-ЧИ-ЧИ ЧУ-ЧУ-ЧУ ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ

ЧА-ЧА-ЧО ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧУ-ЧА-ЧА ЧЕ-ЧЕ-ЧИ

ЧО-ЧА-ЧО-ЧА ЧИ-ЧИ-ЧО-ЧО ЧУ-ЧА-ЧУ-ЧО ЧЕ-ЧИ-ЧА-ЧУ



АЧ- АЧ-АЧ ОЧ-ОЧ-ОЧ ИЧ-ИЧ-ИЧ ЭЧ-ЭЧ-ЭЧ УЧ-УЧ-УЧ

АЧ-ОЧ-АЧ УЧ-АЧ-УЧ ОЧ-ИЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ИЧ ОЧ-АЧ-ОЧ

АЧ-ОЧ-УЧ-ЫЧ ЫЧ-УЧ-ОЧ-АЧ ЕЧ-ИЧ-ЮЧ-ЯЧ АЧ-ЯЧ- ОЧ-ЕЧ



- Прекрасно! Отложите зеркала и посмотрите на экран.

Назовите слова. Определите место звука [ч'] в слове.



t1662913574aa.png

- Поиграем в упражнение «Почему?»- «потому что». Для этого надо ответить на вопросы полным предложением.

Почему на столе стоит чайник?

Почему чайник называется электрическим?

Почему на столе стоит чашка?

Почему лежат пончики и печенье?

- Замечательно. Посмотрите на доску. Сложите из счётных палочек картинку по образцу.

t1662913574ab.png



- Посмотрите на букву Ч. На что она похожа? Да, вы правильно решили- Ч похожа на четыре.

Звук [Ч] всегда мягкий глухой согласный. Буква окрашена зелёным цветом.

t1662913574ac.png





Откройте тетради. Напишите печатную и рукописную буквы.

t1662913574ad.jpg

t1662913574ae.jpg

- На доске вывешены карточки со слоговыми рядами. Прочитайте по очереди.

ач-оч-еч, уч- еч- ач, уч- ач- эч, ыч- ач- оч, ач- ыч- эч, уч- ыч- оч.

-Замечательно! А теперь прочитайте небольшой текст.

У нас дача. На грядках растут кабачки.

На даче стоит чучело. Птички боятся чучела.

Выложите звуковую схему слова кабачки.

Сколько звуков в слове?

Сколько слогов в слове?

Сколько предложений в тексте?

Прочитай 3 предложение.

Начерти схему 3 предложения в тетрадь.


Итог

С каким звуком и буквой вы сегодня работали?

* Найдите чашку с правильно написанной буквой. Раскрасьте.

t1662913574af.jpg





 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.