Занятие по развитию речи «Звук [Ч']. Буква Ч.»
Тема занятия «Звук [Ч']. Буква Ч.»
Цель: формирование представлений о звуке [ч'] и букве Ч.
Задачи:
- совершенствовать навыки произношения звука [ч'] изолированно, в слогах, словах, предложениях;
- уточнить знание артикуляции и характеристики звука [ч'];
- совершенствовать умение определять позицию звука в слове;
- упражнять в составлении сложноподчиненных предложений с союзом «потому что»;
- формировать представления о графическом обозначении звука [ч'];
- совершенствовать навыки выполнения звуко-буквенного анализа и синтеза слов;
- формирование умения читать слоги, слова, предложения;
- упражнять в написании слов с буквой Ч;
- развивать фонематические процессы;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать графические навыки;
- проводить работу по профилактике дисграфии и дислексии.
Оборудование: карточки со слоговыми цепочками, зеркала, доска, предметные картинки, карточки с напечатанными предложениями, тетради, ручки, карандаши простые и цветные.
Ход занятия
Организационный момент
-Здравствуйте!
Сегодня мы с вами начнем занятие с загадки. Кто отгадает, поднимет руку.
«Он пыхтит, как паровоз, важно держит кверху нос.
Пошумит, остепенится – пригласит чайку напиться.»
-Правильно! С какого звука начинается слово «чайник?»
(выслушиваем ответы учащихся)
Основная часть.
- Возьмите зеркала. Выполним артикуляционную гимнастику.
«Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье», «Почистим зубки».
А сейчас произнесите звук [ч'].
Обратите внимание, губы слегка выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка касается нёба за альвеолами. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка поднята. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба. Голосовые связки отдыхают, горло не дрожит, голоса нет.
- Молодцы. Повторите за мной слоговые песенки.
ЧА-ЧА-ЧА ЧО-ЧО-ЧО ЧИ-ЧИ-ЧИ ЧУ-ЧУ-ЧУ ЧЕ-ЧЕ-ЧЕ
ЧА-ЧА-ЧО ЧО-ЧИ-ЧО ЧИ-ЧУ-ЧУ ЧУ-ЧА-ЧА ЧЕ-ЧЕ-ЧИ
ЧО-ЧА-ЧО-ЧА ЧИ-ЧИ-ЧО-ЧО ЧУ-ЧА-ЧУ-ЧО ЧЕ-ЧИ-ЧА-ЧУ
АЧ- АЧ-АЧ ОЧ-ОЧ-ОЧ ИЧ-ИЧ-ИЧ ЭЧ-ЭЧ-ЭЧ УЧ-УЧ-УЧ
АЧ-ОЧ-АЧ УЧ-АЧ-УЧ ОЧ-ИЧ-ОЧ ИЧ-АЧ-ИЧ ОЧ-АЧ-ОЧ
АЧ-ОЧ-УЧ-ЫЧ ЫЧ-УЧ-ОЧ-АЧ ЕЧ-ИЧ-ЮЧ-ЯЧ АЧ-ЯЧ- ОЧ-ЕЧ
- Прекрасно! Отложите зеркала и посмотрите на экран.
Назовите слова. Определите место звука [ч'] в слове.
- Поиграем в упражнение «Почему?»- «потому что». Для этого надо ответить на вопросы полным предложением.
Почему на столе стоит чайник?
Почему чайник называется электрическим?
Почему на столе стоит чашка?
Почему лежат пончики и печенье?
- Замечательно. Посмотрите на доску. Сложите из счётных палочек картинку по образцу.
- Посмотрите на букву Ч. На что она похожа? Да, вы правильно решили- Ч похожа на четыре.
Звук [Ч] всегда мягкий глухой согласный. Буква окрашена зелёным цветом.
Откройте тетради. Напишите печатную и рукописную буквы.
- На доске вывешены карточки со слоговыми рядами. Прочитайте по очереди.
ач-оч-еч, уч- еч- ач, уч- ач- эч, ыч- ач- оч, ач- ыч- эч, уч- ыч- оч.
-Замечательно! А теперь прочитайте небольшой текст.
У нас дача. На грядках растут кабачки.
На даче стоит чучело. Птички боятся чучела.
Выложите звуковую схему слова кабачки.
Сколько звуков в слове?
Сколько слогов в слове?
Сколько предложений в тексте?
Прочитай 3 предложение.
Начерти схему 3 предложения в тетрадь.
Итог
С каким звуком и буквой вы сегодня работали?
* Найдите чашку с правильно написанной буквой. Раскрасьте.