12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Илона191
Мой девиз:"Самообразование — это ключ к успеху в жизни".
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Ардон

Конспект урока по химии в 8 классе

Тема: Физические и химические свойства солей. Применение.

Цели:

1) Систематизировать знания о физических химических свойствах солей, типах химических реакций, в которые могут вступать соли, условиях протекания реакций ионного обмена

2) Развивать умение групповой и индивидуальной работы.



Задачи:

Образовательные:

1. изучение физических и химических свойств солей.

2. умение записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей.

Развивающие:

а) учебно-познавательные:

развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения ставить познавательную задачу, умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативных: навыков работы в паре, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационных: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

Воспитательные:

1. Воспитание активности, аккуратности, умения работать в сотрудничестве с другими;

2. Активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели, заинтересованности в получении знаний.



Здоровьесберегающие:

1.закрепление навыков безопасного обращения с реактивами.

Оборудование и реактивы:

лабораторное оборудование (штатив с пробирками, пипетки);

дидактический материал (таблица растворимости, рабочие карты, карточки-инструктажи);

ТСО: экран, презентация.

Реактивы: серная кислота, сульфат меди р-р, железные опилки, медь, сульфат железа, хлорид бария, карбонат натрия, нитрат серебра, , гидроксид натрия, соляная кислота.



Структура урока

Организационный момент.

Актуализация знаний.

Химическая разминка.

Целеполагание и мотивация

Изучение нового материала

Закрепление

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.


Ход урока:



I. Организационный момент.

Приветствие. Прежде чем начать урок, предлагаю повернуться друг к другу, прикоснуться одноименными пальчиками рук своего соседа и произнести: Желаю успеха большого во всем и везде! Здравствуйте!

На доске записан эпиграф: «Химии ни коим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции.(М.В.Ломоносов)» . Как вы понимаете это высказывание?

II. Актуализация опорных знаний.



Вопросы:

1.О чем говорили на предыдущих уроках?

2.Что такое химия?

3.Что такое вещество? (приведите примеры)

4.Какие бывают вещества?

5.Какие явления вы знаете?

6. Что называется химической реакцией? Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие.

7. Какие типы химических реакций известны? Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.

8. Какими признаками сопровождаются химические реакции?

9. Назовите условия протекания реакций обмена.

10.Назовите классы сложных веществ? Дайте определения каждому классу веществ.


III. Химическая разминка


Из приведённых формул веществ выпишите формулы оксидов, оснований и кислот.


Вариант 1

H2SO4, ZnO, Ca(OH)2, HCl, NaOH, MgO, H2S, CO2 , Fe(OH)3, НNO3, Cr (OH)3 , К2О.

Вариант 2

HBr, P2O5, HNO2 , SO2, Al(ОН)3, H2CO3, Cu(OH)2, H2SiO3, KOH, Li2О, Fe(OH)2, Al2O3.


IV.Целеполагание и мотивация:

Мы продолжаем говорить сложных веществах. Для того чтоб узнать тему нашего сегодняшнего урока мы с вами поиграем «Убери лишнее».

Логический ряд «Найди лишнее»:

1 вариант

а) Na2SO4, CaCO3, BaCl2, CaO;

б) Cu(OH)2, FeCl3, NaCl, AgNO3.



2 вариант

а) Li2SO4, KOH, Pb(NO3)2, Na2CO3;

б) K2SO3, K3PO4, H2O, AgBr.

В каждом столбце выберите лишнее на ваш взгляд и зачеркните. Что их объединяет? К какому классу неорганических соединений относятся все зачеркнутые вами вещества? Значит, о чем мы будем говорить на уроке? А что вы знаете о солях? Где в жизни вы с ними встречаетесь? Все ли соли одинаковые? Следовательно, соли можно классифицировать. Запишите тему урока в рабочих листах.

Изучение нового материала:

Учитель: Соли – сложные неорганические соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Соли - самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью - NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3. Сегодня мы познакомимся с физическими и химическими свойствами солей.

Соли относятся к веществам немолекулярного строения. Вспомните, какие свойства характерны для таких веществ. А теперь сравните свои ответы с данными опорного конспекта. Далее учащимся предлагается рассмотреть образцы солей, сделать общий вывод об их физических свойствах.

На демонстрационном столе образцы:

1. мел (карбонат кальция)

2. сода техническая (карбонат натрия)

3. медный купорос (сульфат меди)

4. поваренная соль (хлорид натрия)

1. СаСО3 – твердое вещество, белого цвета, нерастворимо в воде.

2. Na2CO3 – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

3. CuSO4 – твердое вещество, синего цвета, хорошо растворимо.

4. NaCl – твердое вещество, белого цвета, хорошо растворимо.

Вывод: соли - твердые вещества, отличаются цветом, растворимостью в воде.




Данное упражнение помогает активизировать все процессы головного мозга , так как на кончиках пальцев располагаются многочисленные нервные окончания.

V Физкультминутка поставили руки на локотки,  

ладошки смотрят друг на друга. Каждый  палец руки должен по очереди совершить mах нажатие на большой палец со словами:

Здравствуй мальчик,

Здравствуй пальчик,

С добрым утром,

С ясным днем.



VI Практическая часть

А теперь наступило время практической части нашего урока, без которой не возможна сама химия. Но прежде чем приступить к работе, что должны вспомнить?


t1614088413aa.png


Вы поделены на группы, каждая из которой выполнит практическое задание, а затем мы выслушаем представителей всех команд и сделаем выводы о свойствах солей. Записи ведете в рабочих листах.


Лаборатория №1

Взаимодействие с металлами. Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из раствора его соли.

Fe+CuCI2=Cu+FeCI2

FeSO4 + Cu =

- При каких условиях протекает эта реакция? - Определите тип реакции.

Лаборатория №2

Взаимодействие со щелочами. В результате обязательно должно образоваться нерастворимое основание. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.

CuCI2+2NaOH=

Лаборатория №3

Взаимодействие солей с растворами кислот. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.

1-я пробирка- соляной кислоты и карбоната натрия Na2CO3;

2-я пробирка – серной кислоты и хлорида бария BaCl2.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия солей с кислотами, вписав пропущенные слова в предложение : «Соли взаимодействуют с кислотами , если в результате реакции образуется …или…».









Лаборатория №4



Взаимодействие растворимых солей между собой с образованием осадка.

NaCI+AgNO3=

- При каких условиях протекает эта реакция? - Определите тип реакции.

V II. Закрепление изученного материала.

Предлагаю поработать в группах:

Группа № 1

Установите соответствие

Формула

Название

1. CuSO4

а) карбонат натрия

2. Na2CO3

б) хлорид кальция

3. CaCl2

в) сульфат меди (II)

4. AgNO3

г) нитрат серебра



Группа №2

Задание: допишите схемы реакций, составьте химические уравнения:

а) HgSO4 + Mg ®

б) SrSO3 + HBr ®

в) CrSO4 + KOH ®

Группа № 3

Формула

Название

1. FeSO4

а) карбонат кальция

2. CaCO3

б) сульфат натрия

3. Na2SO4

в) хлорид бария

4. BaCl2

г) сульфат железа (II)







Группа № 4

Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:

KCl, BaSO4, NaРO4





VIII. Итог занятия.

Какую тему изучали?

Чем занимались на уроке?

VIII. Рефлексия «Сигнальные карточки»

Зеленая – «Мне было интересно»

Синяя – «Я усвоил новую информацию»

Желтая – «Мне было сложно»

Красная – «Я ничего не понял»

IX. Домашнее задание.

Составить кластер на тему соли.









Рабочий лист ученика 8 Б класса Ф.И. О.________________________________





Вариант 1





1) H2SO4, ZnO, Ca(OH)2, HCl, NaOH, MgO, H2S, CO2 , Fe(OH)3, НNO3, Cr (OH)3 , К2О.



оксиды

основания

кислоты















Логический ряд «Найди лишнее»:

а) Na2SO4, CaCO3, BaCl2, CaO;

б) Cu(OH)2, FeCl3, NaCl, AgNO3.

















Рабочий лист ученика 8 Б класса Ф.И. О.________________________________





Вариант 2

1) HBr, P2O5, HNO2, SO2, Al(ОН)3, H2CO3, Cu(OH)2, H2SiO3, KOH, Li2О, Fe(OH)2, Al2O3.


оксиды

основания

кислоты















Логический ряд «Найди лишнее»:



а) Li2SO4, KOH, Pb(NO3)2, Na2CO3;

б) K2SO3, K3PO4, H2O, AgBr.














Лаборатория №1

Взаимодействие с металлами. Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из раствора его соли.

Fe+CuCI2=Cu+FeCI2

FeSO4 + Cu =

- При каких условиях протекает эта реакция? - Определите тип реакции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________





Группа № 1

Установите соответствие:

Формула

Название

1. CuSO4

а) карбонат натрия

2. Na2CO3

б) хлорид кальция

3. CaCl2

в) сульфат меди (II)

4. AgNO3

г) нитрат серебра









Лаборатория №2

Взаимодействие со щелочами. В результате обязательно должно образоваться нерастворимое основание. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.

CuCI2+2NaOH=



_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Группа №2

Задание: допишите схемы реакций, составьте химические уравнения:

а) HgSO4 + Mg =_________________________________

б) SrSO3 + HBr =_________________________________

в) CrSO4 + KOH =_________________________________






Лаборатория №3

Взаимодействие солей с растворами кислот. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.

1-я пробирка- соляной кислоты и карбоната натрия Na2CO3;

2-я пробирка – серной кислоты и хлорида бария BaCl2.

Сформулируйте вывод о возможности взаимодействия солей с кислотами, вписав пропущенные слова в предложение : «Соли взаимодействуют с кислотами , если в результате реакции образуется …или…».



___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Группа № 3

Установите соответствие:

Формула

Название

1. FeSO4

а) карбонат кальция

2. CaCO3

б) сульфат натрия

3. Na2SO4

в) хлорид бария

4. BaCl2

г) сульфат железа (II)




Лаборатория №4



Взаимодействие растворимых солей между собой с образованием осадка.

NaCI+AgNO3=

- При каких условиях протекает эта реакция? - Определите тип реакции.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Группа № 4

Проверь формулы солей по валентности, найди ошибку:

KCl, BaSO4, NaРO4

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.