План-конспект урока по химии «Химические реакции» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 18 April 2018 в группе

ТЕМА: ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ.

Образовательные: Продолжить знакомство с признаками химических реакций и условиями, влияющими на их протекание. Сформировать понятия об экзо- и эндотермических реакциях.

Развивающие: Продолжить работу над формированием у учащихся:

умения анализировать;

умения наблюдать и описывать признаки и условия течения химических реакций;

умения делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

умения классифицировать химические реакции по тепловому эффекту;

умения описывать реакции с помощью естественного русского языка и языка химии.

Воспитательная: Развивать мотивацию изучения химии при обращении к жизненному опыту школьников. Воспитывать экологическую культуру, обращая внимание на опасность, связанную с использованием горючих веществ. Содействовать трудовому воспитанию, ознакомив учащихся с мерами по предупреждению пожаров.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

План урока:

Организационный момент.

Тестовый контроль знаний.

Изучение нового материала.

Закрепление полученных знаний.

Итог урока.

Задание на дом.

Оборудование урока:

FeCl3, KSCN, HCl, мрамор, Mg (стружка), NaOH, CuSO4, NH4Cl, спиртовка, спички

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Тестовый контроль знаний по теме: «Смеси. Разделение смесей»

3. Изучение нового материала. Химические реакции.

Учитель (объявляет тему урока)

Главным итогом химической реакции является образование новых веществ. У новых веществ, конечно, новые свойства, отличные от свойств исходных реагентов. Поэтому, химические реакции часто сопровождаются внешними признаками.

Ученики(записывают тему урока)

Химические реакции

Учитель (демонстрирует опыты, иллюстрирующие признаки химических реакций)

Вопрос: Перечислите признаки химических реакций.

ДЭ «Признаки химических реакций»

Опыт №1. «Взаимодействие мрамора с соляной кислотой»

Опыт №2. «Взаимодействие хлорида железа (III) и роданида калия”

Опыт №3. «Получение гидроксида меди (II)»

Опыт №4. «Растворение полученного гидроксида в кислотах»

Опыт №5. «Взаимодействие щелочи с хлоридом аммония»

Опыт №6. «Горение магниевой стружки»

Реакции, протекающие с выделением теплоты и света, называют реакциями горения

Ученики (наблюдают за явлениями, происходящими с веществами)

Предполагаемый ответ:

Выделение газа

Изменение окраски

Образование осадка

Растворение осадка

Появление запаха

Выделение теплоты и света

Учитель (знакомит с экзо- и эндотермическими реакциями)

Химические реакции сопровождаются выделением или поглощением теплоты.

Реакции горения представляют собой частный случай экзотермических реакций.

Ученики (записывают определение экзо- и эндотермических реакций в тетрадь)

Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются экзотермическими. («экзо» - наружу)

Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими. («эндо» - внутрь)

Учитель (знакомит с условиями протекания химических реакций)

Всем известно, что полено дров труднее поджечь, чем тонкую лучинку. Чем это можно объяснить? Оказывается, для начала химической реакции, прежде всего, необходимо реагирующие вещества привести в тесное соприкосновение. Это достигается измельчением и перемешиванием, что значительно увеличивает площадь соприкосновения реагирующих веществ. Чем больше измельчены вещества, тем теснее соприкасаются их частички, тем легче идёт реакция между ними. Наиболее тонкое дробление веществ происходит при их растворении. Поэтому многие реакции проводят в растворах.

В некоторых случаях соприкосновение веществ, например, железа с влажным воздухом, достаточно, чтобы происходила реакция. Но часто одного соприкосновения недостаточно. Так, медь не вступает в реакцию с кислородом воздуха при невысокой температуре, чтобы вызвать эту реакцию, нужно прибегнуть к нагреванию.

Эндотермические реакции нуждаются в постоянной подаче тепла, а экзотермические – только первоначальный подогрев, т.к. теплота выделяется в ходе реакции.

Ученики (записывают условия протекания химических реакций в тетрадь)

Условия протекания химических реакций:

1. перемешивание

2. измельчение

3. нагревание веществ до определённой температуры

4. Закрепление полученных знаний.

Учитель (проверяет усвоение основных терминов)

Вопросы:

упр.1, стр.138

упр.6, стр.139

Когда загорается одежда, советуют не бежать. Почему?

Ученики (выполняют задания)

Предполагаемые ответы:

Наблюдается изменение цвета чая – он светлеет.

Если тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, то очаг

возгорания станет только больше, т.к. нефтепродукты легче воды и не смешиваются с ней, продолжая гореть. Их необходимо тушить песком. Вспыхнувшие электрические провода нужно тушить углекислотным огнетушителем, т.к. вода проводит электрический ток.

При беге увеличивается доступ кислорода к объекту возгорания.

5. Итог урока.

Существенным признаком всякой химической реакции является один – образование нового вещества. Новое вещество обнаруживают по признакам, свойствам, отличающих его от исходных молекул. Химические реакции протекают в различных условиях. Во многих случаях, например, при горении природного газа и других горючих веществ, нагревание требуется только для возникновения реакции (служит как бы толчком). При таких реакциях выделяется теплота – экзотермические реакции. Известны и такие реакции, для протекания которых требуется нагревание или приток другого вида энергии, необходимые как для возникновения, так и для продолжения данной реакции, т.к. эти реакции протекают с поглощением теплоты.

Задание на дом.

§ 26, задание 2, стр.139, творческое задание: мини-сообщение или презентация) – упр.5, стр.139.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.