Урок химии в 11 классе «Химические свойства и применение алкенов»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Органическая химия 11 кл.
авторы: Н.С. Новошинская,
И.И. Новошинский
Уровень образования: общеобразовательный
МБОУ СОШ с.Сырское
Липецкий район
Тема урока: «Химические свойства
и применение алкенов»
Тип урока: Урок построен на основе
деятельностного подхода в обучении
(эвристическая деятельность учащихся)
Время проведения: I четверть 2016-2017 уч.года
Участники: ученики - 11 класса МБОУ СОШ с.Сырское;
учитель - Башкин Анатолий Васильевич –
Победитель конкурса лучших учителей РФ
в рамках приоритетного национального
проекта «Образование»
Цель: повторить ранее пройденный материал по теме: «Алкены».
Изучить химические свойства и применение алкенов и получить
качественные знания, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ,
Образовательные задачи: осуществить повторение ранее изученных вопросов,
относящихся к классу алкенов: строение, получение,
физические свойства, гомология, изомерия, номенклатура
(«Мозговая атака», т.е. подготовить учащихся,
настроить их на изучение нового).
Изучить химические свойства и применение алкенов, отметить, что алкены вступают в реакции электрофильного присоединения – Ае по сравнению с алканами – радиальное замещение SR. Особое внимание уделить фамильным реакциям (!), привилу Марковникова, а также исключениям из него, реакции Вагнера (мягкому окислению) и жесткому окислению симметричных и несимметричных алкенов (!). Постоянно говорить об условиях химических реакций. Продолжая подготовку учащихся к выполнению заданий ЕГЭ, обязательно отмечаем, ориентируем в течение урока, как при повторении, так и при изучении нового материала, какие вопросы относятся к части «А», а какие к части «В» или «С».
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к изучению предмета.
Патриотическое воспитание на примере русских ученых
химиков: Е.Е.Вагнера, А.М.Зайцева, В.В.Марковникова –
научные труды которых позволили понять механизм химической реакции в зависимости от различных условий их проведения, продвинули органическую химию к открытию новых веществ, необходимых стране, несуществующих в природе, тем самым принесли славу своей Родине и процветание.
Экологическое и здоровье-сберегающее воспитание. Здесь необходимо говорить о применении этилена и получении его производных, действии этих веществ на природу и человеческий организм, о ПДК при производстве этих веществ и осторожном обращении с самими веществами (антифризом, спиртом, взрывчатыми веществами, растворителями, моющими средствами и т.д.).
Развивающие развивать личностные, регулятивные, познавательные,
задачи: коммуникативные универсальные учебные действия
(ФГОС второго поколения), для достижения глубоких,
прочных и качественных знаний – успешности ученика.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, диск с заданиями частей «А»,
вопросы для фронтальной работы с классом и ответами на
задания 4-х учащихся у доски, как самостоятельная работа.
Таблицы: 1, 2, 3, 4. Портреты ученых: В.В.Марковникова,
Е.Е.Вагнера, А.М.Зайцева.
Планируемый результат обучения: 94 – 75% хороший.
Тема урока: «Химические свойства и применение алкенов»
Цель: Дать учащимся понятие о химических свойствах и применении алкенов. . Отметить сходство и различие алканов и алкенов.
Оборудование: Демонстрационный опыт «Обесцвечивание этиленом Br2 воды и KMnO4 – перманганата калия»; р-р KMnO4; Br2 вода; спиртовка; пробирки; газоотводная трубочка; песок прокаленный; С2H5OH спирт этиловый; конц. H2SO4; Т/Б.
Таблицы:
№1 Нуклеофилы («любитель положительного заряда» - частица имеющая неподеленную электронную пару, которую она может предоставить на образование связи: Сl- Br-, ОН- CN-, а также молекулы: H2O, NH3, R-OH, кратные связи).
№2 Электрофилы («любитель электронов» - частица, имеющая вакантную (свободную) валентную орбиталь, катионы: H+ NO2+ Cl+, а также молекулы: BF3 AlCl3).
№3
Связь |
Тип гибридизации |
Длина связи |
Тип связи |
Энергия связи кДж/моль |
С – С |
SP3 |
0,154 |
|
352 |
С = С |
SP2 |
0,134 |
+ П |
587 |
П |
587-352) = 235 |
№4
Н+
Mn2+ б/ц или слабо розовый
MnO4- H2O
KMnO4 MnO2 бурый
ок-ль OH-
MnO42- зеленый
Портреты:
В.В. Марковникова – русский химик-органик (1837-1904), Е.Е. Вагнера.
Этапы урока |
Содержание учебного материала, деятельность учителя |
Деятельность обучающихся ФОУД |
Формирование УУД |
I Вызов: а) собственно вызов Вызов интереса к рассмотрению данной темы |
Введение: В 1860г. Беккером впервые был получен газ этилен при нагревании смеси серной кислоты и винного спирта. В настоящее время из него получают различные жидкие и твердые вещества с разнообразными удивительными свойствами, без которых человек не может обойтись.
Приложение1. Рис.11, стр.79 «Применение этилена и его производных».
Предлагаю сформулировать тему урока. |
Зачитывают информацию к размышлению см.прил.1). В ходе обсуждения и рассматривая рис.11 «Применение этилена и его производных» приходят к выводу, чтобы получить производные этилена: спирт, полиэтилен, растворители и т.д., необходимо изучить взаимодействие этилена с другими веществами, т.е. химические свойства этилена. Учащиеся в тетрадь записывают тему урока: «Химические свойства и применение алкенов» |
Регулятивные УУД целеполагание |
II Основная часть Повторение ранее пройденного материала Подготовка к усвоению новой темы Актуализация знаний учащихся III Открытие нового знания IV Собственно рефлексия цель: развитие умений самостоятельно проанализировать степень усвоения материала Домашнее задание VI Подведение итогов |
Строение алкенов. - общая формула алкенов….. - в списке веществ к алкенам относятся: CH4, С2H4, С4H8, С5H12, С3H6, С3H4, С3H8, С6H12, С2H6. - двойная связь образована….. - сигма связь – это ….. - пи связь – это ….. - длина двойной связи ….. - гибридизация атомов углерода при двойной связи ….. - угол между SP2 гибридными облаками ….. - одинаковая ли прочность сигма и пи связей…. ---------------------------------------------------------- А-1 расстояние между ядрами атомов в молекуле этилена а) 0,154нм б) 0,140нм в) 0,120нм г) 0,134нм А-2 число сигма и пи связей в молекуле этилена а) 2 б) 5 в) 7 г) 6 А-3 все атомы углерода имеют валентность IV, а степень окисления -2 в молекуле: а) СО2 б) С3Н6 в) С2Н4 г) С3Н8 А-4 какое вещество более химически активно? Н Н Н Н Н С С Н или С = С Н Н Н Н (см.табл.3) А-5 молекулы алканов, алкенов а) полярны б) неполярны А-6 алканы, алкены хорошо растворимы а) в органических растворителях б) в воде А-7 tкип С2Н6 = -890С, tкип С2Н4 = -1030С а) размер молекулы С2Н6 больше С2Н4 б) размер молекулы С2Н6 меньше С2Н4 А-8 установите соответствие между УВ и агрегатным состоянием а) С2Н4 1) газ б) С18Н36 2) твердое в) С5Н10 3) жидкое г) С4Н8 А-9 определите степень окисления ат.«С» в соединениях: 1) СН2 = СН2; 2) СН2 = СН - СН3; 3) СО2; О 4) СН3 – С 5) СН2 – СН2 ОН ОН ОН А-10 закончите уравнения реакцией получения алкенов (1) С8Н18 >tC, крекинг (2) СН3-СН2-СН3 tC, Cr2О3 (3) СН3-СН2-CH-СН3 t>140C, Н2SO4 (конц.) ОН (4) СН3-СН2-CH-СН3 + КОН спирт tC Br
(5) Н3С-СН2-CH2 + Zn tC Br Br ---------------------------------------------------------- I. Какой простейший алкен имеет изомер а) бутен-2 б) пропен в) этилен г) 2-метил пропен, напишите их. II. Установите соответствие между соединением и типом гибридизации а) СН3-СН3 1) SP3 б) СН2=СН2 2) SP2 в) СН3-СН2-СН3 3) SP2, SP3 г) СН2=СН-СН3 III. Назовите все вещества и выпишите Формулы: а) гомологи, б) изомеры. (1) СН3-СН2-CH2-СН=CH2 (2) СН3-СН=CH-CH3 (3) СН2=СН-CH-CH3 CH3 (4) СН2=СН-CH3 (5) СН3-СН=CH-СН2-CH3 (6) СН3-С=CH-CH3 CH3 IV. Цис-транс изомеры имеются у вещества: а) СН3-СН=СН2 в) BrHC=CBr2 б) С2Н5-СН=СН2 г) BrHC=CHBr Напишите формулы этих изомеров. Для достижения цели работы мы вспомнили «Что знаем?» по этому вопросу и полностью настроены на сегодняшнюю тему. Итак, строение предельных УВ и непредельных, как мы выяснили различно. Будут ли непредельные УВ в хим.реакциях так же замещать атом «Н» на другие частицы, или у них все будет по другому? Что является реакционным центром в молекуле алкена? Нам необходимо выяснить, как происходит присоединение простых и сложных веществ к несимметричным и симметричным молекулам алкенов. Таблица №1, №2, №3 или спроецирован текст таблицы на экран). Что хотим узнать? Предлагаю сформулировать цель исходя из проблемы. Качественная реакция на алкены СН2=СН2+Br2 СН2-СН2 этен водный Br Br 1,2-дибром этан Гидрирование СН2=СН2+H2 tC, р, Ni СН3-СН3 при более высоких t0C дегидрирование СН2 = СН2 tC, р, Ni СН СН + Н2 Реакция полимеризация n СН2 = СН2 tC, р, кат (- СН2 - CН2-) n этилен полиэтилен мономер полимер Правило Марковникова: Х СН=СН2 +J СН3 СН=СН2 + HBr СН3-СН-СН3 +J Br определение 2-бромпропан правила Марковникова Атом водорода присоединяется к более гидрированному, а атом галогена – к менее гидрированному атому углерода при двойной связи. Отклонения от правила Марковникова Х СН=СН2 Н2O2 пероксидный эффект -J -F -CN
! Свободно- -N = O радикальный O механизм -C = O OH 3 2 1 1 2 3 F3C CH=СН2+HCl CF3-СН2-СН2Cl -J 1,1,1,-трифтор-3-хлорпропан 3,3,3,-трифторпропен Н Cl СН3-С = С + HCl СН3-С- СН3 :Cl: Н Cl Реакция идет по правилу Марковникова. Здесь мезомерный эффект сильнее чем индуктивный. При удалении галогена от двойной связи мезомерный эффект исчезает. Горение С2Н4+3О2 tC 2СО2+2Н2О Окисление 2СН2= СН2+О2 Аg 300C 2СH2-СН2 Мягкое окисление Н2О нейтр. среда, О окислитель КMnO4 р-я Вагнера Разрыв только «Пи» связи 3СН2=СН2+2КMnO4+4Н2О 3СН2 -СН2 + 2MnO2 +2КОН ОН ОН 3 2С-2 -2е- 2С-1 окисление, в-ль 2 Mn+7 +3е- Mn+4 в-е, окислитель Жесткое окисление КMnO4 в кислой среде. Разрыв полностью «Пи» и сигма связи. а) 5СН3-СH = CH- СН3+8КMnO4+12H2SO4 tC 10CH3COOH+4K2SO4+8MnSO4+12H2O 2С-1 -8е- 2С+3 5 окисление, в-ль Mn+7 +5е- Mn+2 8 в-е, окислитель б) СH2 = CH-СН3+2КMnO4+3H2SO4 tC СО2+CH3COOH+K2SO4+2MnSO4+4H2O концевая двойная связь) С-2 -6е- С+4 5 1 ок-е; в-ль С-1 -4е- С+3 10 2 в-е; ок-ль Мn+7 +5е- Mn+2 Приложение 3. 1) СН2 = СН2+H2 tC, р, Ni СН3 = СН3 2) СН2 = СН2+H2 tC, р, Ni СН3 – СН3 3) СН2 = СН-CH3+HCl CH3-CH-CH3 Cl 4) СН2 = СН-CH3+HCl CH2-CH2-CH3 Cl Схемы: + 5) СН2 = СН-CH2-СН3+О Н KMnO4,tC O O
H-C + CH3 – CH2 - C OH OH 6) СН2 = СН-CH2-СН3+О Н KMnO4,tC O CO2 +CH3 - CH2 - C OH 7) СН2 = СН2 + Br2 CH2 - CH2 Br Br Br 8) СН2 = СН2 + Br2 CH3 - CH Br Верные утверждения отмечают галочкой (v). Проанализировав тест на следующем уроке можно ликвидировать пробелы в знаниях. §12 стр.67 - 76 Задания 1, 2, 3, 4, 5. Составить ОВР, уравнять: 1) СН3 – СН = СН – СН3 + КMnO4 + H2SO4 2) СН3 – СН = СН – СН3 + КMnO4 + H2O Учитель оценивает деятельность учащихся на уроке. |
фронтальная работа класса по строению алкенов устный опрос --------------------- Каждое задание «А» - 1 балл. Письменно Индивидуально Отмечают (v) правильный ответ На столах карты многокомпонентных заданий А --------------------- Работа учащихся у доски (4 ученика) по карточкам Работа учащихся у доски Задания предварительно записаны Учащиеся формулируют цель урока: Как будет реагировать этилен? - с простыми и сложными веществами; - в реакции замещения или присоединения; - трудно или легко; - способен ли этилен к реакции окисления. Цель записываем в тетрадь. Учащиеся отвечают, что связь «Пи» менее прочная, значит она будет разрываться и будут протекать реакции присоединения по месту ее разрыва, а не замещения, так как это энергетически выгодно. Могут протекать и реакции замещения, но при высоких tС. Реакционным центром в молекуле алкена является П-связь см.табл.№3 Учащиеся записывают что узнали Вывод: Что узнали: - алкены УВ более активны, чем алканы; - реакционный центр у алкенов – двойная связь (п-связь); - для алкенов характерны реакции присоединения, полимеризации, для алканов замещения; - мягкое и жесткое окисление алкенов, каталитическое-Ag); - фамильные реакции Марковникова В.В., Вагнера Е.Е. приложение 2.) Индивидуальная работа Ученики высказывают свое мнение об уроке, пожелания, задают вопросы. |
Регулятивные УУД оценка - осознание учащимися того, что уже усвоено, оценивание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД * учебное сотрудничество с учителем и сверстниками * инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Познавательные УУД * умение структурировать знания Познавательные УУД * выделение познавательной цели Осмысление а) постановка учебной задачи, цели б) открытие нового знания Цель: 1) изучить новый материал; 2) предложить свой вариант решения проблемы; 3) формировать умения кратко сжато излагать изученный материал, развивать умение слушать и воспринимать чужую информацию; 4) составление алгоритма Цель: формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать изученный материал Логические УУД * анализ хим.реакций для алкенов с целью выделения существенных признаков * выбор критериев для сравнения с алканами Регулятивные УУД * оценка учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. |