12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алёна16
Оренбургская обл.
0

Эффективные методы и приемы для урочной и внеурочной деятельности. Работа с текстом на уроках иностранного языка

Мастер –класс: «Эффективные методы и приемы для урочной и внеурочной деятельности.

Работа с текстом на уроках иностранного языка».

Учитель- тьютор английского языка 1 квалификационной категории

МОАУ «Гимназия №1 имени Романенко Ю.В.» Бирёва А.Р.


Текст является основной языковой единицей содержания обучению иностранным языкам. В контексте рассматриваются лексические и грамматические единицы, состоящие из фонетических и графических единиц. Сами тексты служат материалом для коммуникативных заданий при обучении говорению и чтению. Именно на основе текстов происходит формирование умений аудирования и письменного высказывания. Посредством текста сообщается экстралингвистическая информация о быте и жизнедеятельности народа — носителе данного языка.

С введением ФГОС ООО системно-деятельностный подход, положенный в основу новых Стандартов, диктует необходимость организации деятельности на уроке таким образом, чтобы учащийся занимал активную учебную позицию. Происходит овладение учащимися универсальными учебными действиями, через которые приобретается умение учиться, то есть формируется умение самостоятельно усваивать новые компетентности, применять знания в действии.

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом).

Выбор того или иного упражнения и структуры урока зависит от того какой тип чтения тренируется: аналитическое, общее чтение, чтение вслух и про себя, чтение в классе, домашнее чтение, индивидуальное чтение, групповое чтение, хоровое чтение, управляемое чтение, интенсивное, экстенсивное, коммуникативное, беглое, критическое, чтение для удовольствия.

Особое внимание уделяется коммуникативному чтению. В него входят следующие виды чтения: чтение с целью извлечения информации, с общим охватом содержания, с полным пониманием прочитанного.

Чтение с целью извлечения информации не предполагает детального чтения, напротив, учащиеся учатся отыскивать глазами именно то, что необходимо им для решения их задачи.

Чтение с общим охватом содержания – это умение понять общее содержание текста. Учащийся учится охватывать глазами весь текст и выбирать самое важное из него. Так же как и при сканировании учащиеся не должны вникать в детали текста, ибо могут увязнуть в тексте и не смогут уловить общую идею, потому что они слишком концентрируются на деталях. Выбор одного из данных видов работы зависит от того, какой вид текста учащийся читает.

Чтение с полным пониманием текста происходит гораздо медленнее, и внимание обращается на детали текста или на языковые моменты. Это совершенно отличный вид чтения от двух предыдущих, т.к. требует концентрации на мелочах, которые имеются в тексте.

Технология работы с текстом на уроках английского языка

В ходе чтения и работы с текстами формируются Универсальные Учебные Действия: познавательные, коммуникативные, личностные, регулятивные.
Существует три этапа работы с текстом:
1.Предтекстовый (Pre-reading)

2.Текстовый (While-reading)

3.Послетекстовый (Post-reading)


Цели предтекстового этапа:

-        определить/ сформулировать речевую задачу для первого   прочтения.

-        создать необходимый уровень мотивации у учащихся.

-         по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей.

Возможные упражнения:

1. По заголовку можно попросить учащихся определить:

-        тематику текста;

-        перечень поднимаемых в нем проблем;

-        ключевые слова и выражения, ассоциации.

2. Сформулировать предположения о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций, либо фрагментов видео или даже музыкальных отрывков.

3. Определить основную идею текста по данным словам, какие ассоциации вызывают эти слова. Могут быть даны слова с переводом, либо слова с определениями.

4. Просмотреть текст/ первый абзац и определить, о чем этот текст.

5. Прочесть вопросы/ утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику.

6. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.

Цели текстового этапа:

-    Проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений.

-         Продолжить формирование соответствующих навыков и умений.

Возможные упражнения:

1. Найти ответы на предложенные вопросы.

2. Подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что это в тексте не упомянуто.

3. Составить предложения по порядку

4.Найти соответствия.

5.Выполнить задание на множественный выбор

6. Подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев.

7. Вставить подходящее по смыслу слово или предложение, попущенное в тексте .

8. Выбрать предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и так далее.

9.Прочесть описание внешности, места события,  иллюстрации, отношения кого-либо к чему-либо.

10. Догадаться о значении слова или слов по контексту,  какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте.

11. Предложить как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста.

12. Прочитать отрывок и пересказать его.

13. Восполнить недостающую информацию.

Цели послетекстового этапа:

-         Использовать ситуацию текста в качестве языковой, речевой, содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.

Возможные упражнения:

Выявить новое из прочитанного текста, высказать свое мнение по поводу прочитанного.

Опровергнуть утверждения или согласиться с ними.

Доказать или охарактеризовать что-то

Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обосновать свой ответ.

Составить план текста, выделив его основные мысли.

Пересказать/кратко изложить содержание текста, возможно и письменно

Рассказать текст от лица главного героя, возможно и письменно

Придумать, что могло бы случиться, если бы … Придумать новый конец текста, возможно и письменно.

Придумать новое название.

Драматизация целого текста или его отрывков



Далее приводится пример возможных вариантов заданий для разных этапов работы с текстом «Tea» на уроке английского языка в 4 классе (УМК Spotlight).

Дотекстовый этап и задания (Pre-reading tasks)

Answer the questions:

Do you like tea?

Is tea hot or cold ?

When do you/your parents/friends drink tea?

What do you/your parents/friends usually drink tea with?

What kinds of tea do you know?

Vocabulary:

Match the words with definitions:

1.people

2.teatime

3.call

4.a glass

5.a lemon

 

a. we drink tea from it (not a cup)

b. a yellow fruit

c. children, men, women

d. drinking of tea

e. to give a name

Текстовый этап  и задания(While-reading tasks)

Answer the questions:

1. Who likes tea?

2. How many cups of tea do English families have?

3.Do English people drink tea from glasses?

4. What tea is “Russian tea”?

Choose the right variant:

1.English people drink tea from...

a)glasses

b)cups

c)bottles

2.They like to have tea with...

a)milk

b)sweets

c)lemon

3.They call tea with lemon...

a)Russian

b)English

c)African

Say true or false:

1.English people don’t drink tea.

2.They have tea for breakfast, lunch, dinner, supper.

3.English people drink tea from cups.

4.They call tea with lemon “English tea”.

Complete the sentences:

 

tea   lemon   glasses   call    people       teatime

 

 

1.Russian_________like tea.

2.They have ________for breakfast.

3.Some families have two cups of tea at _________.

4. English people don’t drink tea from ________.

5.They like to have tea with milk, not with ________.

6.They ______it “Russian tea”.

Послетекстовый этап и задания (Post-reading tasks)

1. What tea do you like – “English tea” or “Russian tea”?

2. What is new for you about tea? /What do you think is interesting about tea?

3. Retell the text

 

Answer the questions in written form:

Do you like tea?

Is tea hot or cold ?

When do you/your parents/friends drink tea?

What do you/your parents/friends usually drink tea with?

What kinds of tea do you know?

 

TEA

Russian people like tea.  English people like tea, too.  They drink a lot of tea.  They have tea for breakfast. They have tea for lunch, dinner and supper. Some English families have two or threecups of tea at tea time.

English people drink tea from cups, not from glasses.English people like to have tea with milk, not with lemon.  They call tea with lemon "Russian tea".

 
Do you like tea?

 Do you like it with milk or with lemon?

 Do you like "English tea" or "Russian tea"?


 

Заключение

Таким образом, прорабатывая текст, используя наибольшее количество упражнений, можно смело утверждать, что чтение текстов на иностранном языке в огромной мере способствует расширению лексического запаса, умению понимать значения незнакомых слов из контекста, закреплению различных разделов грамматики, совершенствованию речевых навыков.

Кроме того, нельзя отрицать и воспитательный характер чтения: чтение повышает культуру человека, заставляя его задуматься над различными проблемами и аспектами нашей жизни.


Список используемой литературы:

1. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: АСТ, 2005.

2. Колкер Я. М. и др. Практическая методика обучения иностранному языку. - М.: «Академия», 2000.

3. Маслыко Е. А. и др. Настольная книга преподавателя иностранного языка. - Минск: Высшая школа, 2001.

4. Миролюбов А. А. Общая методика преподавания иностранных языков в средних учебных заведениях. - М.: Академия, 2003.

5. Фоломкина М. К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом ВУЗе. - М.: Колибри, 2003.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.