12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Орлова Оксана Владимировна433
3

Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего возраста с расстройствами аутистического спектра

Психолого-педагогическое сопровождение

детей младшего возраста с расстройствами аутистического спектра
















Пояснительная записка

Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра

В своей работе используем Коррекционно-развивающую программу «Птичка-невеличка» и материалы к ней А. Виневской. Также программа дополнена играми и игровыми упражнениями С.В. Ихсановой «Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками», Е.А. Янушко «Игры с аутичным ребенком», Е.А.Стребелевой, Г.А.Мишиной «Методическое пособие: игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями»

Развитие современного общества предъявляет новые требования к развитию ребенка и его социализации в обществе. Данная программа разработана на основе:

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

Конвенции о правах ребенка ООН;

Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.2660-10;

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13»)

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

Программа определяет содержание, организацию коррекционно-развивающего процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями сенсорного развития и аутизмом) и направлена на создание для них специальных условий.

Поэтому разработка коррекционно-развивающей программы, учитывающей специфику развития, коррекции и компенсации детей с аутизмом, является актуальной. Коррекционно-развивающая программа рассчитана на детей в возрасте с 2-х до 7-ми лет. Сегодня, как никогда актуальным становится вопрос включения детей с различными нарушениями в социум. В этой связи особенно острым является вопрос создания современных программ, учитывающих специфику развития, коррекции и компенсации детей с сенсорными нарушениями и аутизмом и методических материалов к ним.

Цели программы:

- смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;

- развитие познавательных навыков;

- повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;

- развитие речи (пассивного и активного словарного запаса);

- преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения;

Задачи:

- осуществлять индивидуально-ориентированную и социально-психолого-педагогическую помощь детям с сенсорными нарушениями и аутизмом с учетом особенностей психического и физического развития, индивидуальных особенностей детей, которая заключается в следующем:

- формирование (поддержание) устойчивого контакта в совместной предметно-практической деятельности ребёнка и педагога;

-тонизирование эмоциональной сферы сенсорными играми;

- побуждение к визуальному контакту через игры и простые инструкции;

- формирование умения слышать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Покажи где….», «Дай…»;

- обучение выполнению упражнений, подражая движениям взрослого: «Похлопай в ладоши», «Потопай ножками» и т.д.;

- формирование социальных контактов;

-формирование образа собственного «я», обучение узнаванию себя в зеркале, выбиранию своего отражения из двух в паре с педагогом или другим ребенком;

-закрепление желания и готовности к совместной с педагогом деятельности через игру и игровые упражнения «Бросай, лови мячик», «Мой кубик, твой кубик» и т.д.

-обучение простым навыкам контакта;

Занятия проводятся индивидуально 1 раз в неделю. Всего занятий 36.

Коррекционно-развивающее занятие имеет структуру:

Ритуал занятия

Коррекционные игры

Игры и игровые упражнения, способствующие снижение психоэмоционального напряжения













Пп

Дата

Содержание встречи

Источник, стр.

I –й этап , адаптационный

1.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто к нам пришёл? Милая девчушка, милая (имя ребёнка)!»

2.1. Знакомство родителей и ребёнка с приёмной. Педагоги показывают шкафчик, обращают внимание на картинку

2.2. Знакомство родителей и ребёнка с игровой и туалетной комнатой

2.3. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.4. «Игра с собачкой». Содержание: психолог держит в руках игрушку-собачку и говорит: «Гав, гав. Кто там? Это пёсик в гости к нам. Я собачку

ставлю на пол. Дай, собачка, маме лапу, далее Варе и всем участникам игры. Игра повторяется.

2.5. игры с воздушными шарами


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

р.н.т.-потешки;

Е. А.Стребелева, стр.17

2.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто к нам пришёл? Милая девчушка, милая (имя ребёнка)!»

2.1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. Игра «Птичка». Содержание: психолог показывает птичку и выполняет действие в соответствии с текстом: прилетела птичка-синичка.

Синичка-невеличка. К (имя ребенка) прилетела и на (имя ребенка) посмотрела. На ладошку села, посидела. Опять полетела. (имя ребенка) на животик села, посидела.

Опять полетела. (имя ребенка) на ножку села, посидела и дальше полетела. Игра повторяется.

2.3. Знакомство родителей и ребёнка с развивающим игровым оборудование сенсорной комнаты

2.4 Сухой бассейн с подсветкой (игры в сухом бассейне по желанию ребенка)

2.5. игры с напольным ковриком - пазл


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е. А.Стребелева, стр.17;

А. Виневская, стр. 55

3


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто у нас хороший, кто, кто у нас пригожий? (имя ребёнка) хорошая, (имя ребёнка) пригожая!

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. Игра «Птичка». Содержание: психолог показывает птичку и выполняет действие в соответствии с текстом: прилетела птичка-синичка.

Синичка-невеличка. К (имя ребёнка) прилетела и на (имя ребёнка) посмотрела. На ладошку села, посидела. Опять полетела. (имя ребёнка)

на животик села, посидела.

Опять полетела. (имя ребёнка) на ножку села, посидела и дальше полетела. Игра повторяется.

2.3. Знакомство родителей и ребёнка с развивающим игровым оборудованием кабинета педагога-психолога

2.4. Сухой бассейн с подсветкой (игры в сухом бассейне по желанию ребенка)


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

р.н.т.-потешки;

Е. А.Стребелева, стр.17;

А. Виневская, стр.55

4


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто у нас хороший,

кто, кто у нас пригожий? (имя ребёнка) хорошая, (имя ребёнка) пригожая!

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Выдувание мыльных пузырей»

2.3. Игра «Прячем мишку». Содержание: психолог держит в руках игрушку-мишку, призывая ребенка с ней поиграть. Взрослый прячет игрушку

за спину. Найди мишку? Куда он спрятался? Далее играет мама с ребенком.

2.4. игры в сенсорной комнате. Панель «Бесконечность»


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

р.н.т.-потешки;

Е. Янушко, стр. 64


5.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Здравствуй, малыш» (взрослый произносит слова приветствия: здравствуй, мой малыш! Ой, какой же ты крепышь!

Розовые щёчки (мама дотрагивается ребенку до щёк), белые зубочки (мама дотрагивается ребенку до рта), Остренький носок (мама дотрагивается

ребенку до носа), здравствуй, здравствуй, миленький дружок (психолог берет ребенка за руку)

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. игры с воздушными шарами

2.4. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, напольный коврик - пазл


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е. А.Стребелева, стр.17;

А. Виневская, стр.55



6.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Здравствуй, малыш» (взрослый произносит слова приветствия: здравствуй, мой малыш! Ой, какой же ты крепышь!

Розовые щёчки (мама дотрагивается ребенку до щёк), белые зубочки (мама дотрагивается ребенку до рта), Остренький носок (мама дотрагивается

ребенку до носа), здравствуй, здравствуй, миленький дружок (психолог берет ребенка за руку)

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. Игра «Позвони в колокольчик». Содержание: психолог держит в руке колокольчик и звенит. Варя, возьми колокольчик! А теперь отдай маме,

другим участникам игры.

2.4. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, панно «Бесконечность»


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е. А.Стребелева, стр.18;

А. Виневская, стр.55



7.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Здравствуй, малыш» (взрослый произносит слова приветствия: здравствуй, мой малыш! Ой, какой же ты крепышь!

Розовые щёчки (мама дотрагивается ребенку до щёк), белые зубочки (мама дотрагивается ребенку до рта), Остренький носок

(мама дотрагивается ребенку до носа), здравствуй, здравствуй, миленький дружок (психолог берет ребенка за руку)

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. Подвижная игра «Лови мяч»

2.4. Игра «Ласковый ёжик». Содержание: родитель и ребёнок сидят на полу напротив друг друга. Мама водит игрушкой по

ручкам и ножкам, затем ребенку предлагается делать тоже самое маме. Подключаются в игру другие участники.

2.5. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, звуковая дорожка «Лесенка»


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е. А.Стребелева, стр.21;

А. Виневская, стр.55


8.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Здравствуй, малыш» (взрослый произносит слова приветствия: здравствуй, мой малыш!

Ой, какой же ты крепышь! Розовые щёчки (мама дотрагивается ребенку до щёк), белые зубочки (мама дотрагивается ребенку до рта),

Остренький носок (мама дотрагивается ребенку до носа), здравствуй, здравствуй, миленький дружок (психолог берет ребенка за руку)

2. 1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. игры с воздушными шарами

2.4. игра «Выдувание взрослым мыльных пузырей»

2.5. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, звуковая дорожка «Лесенка»

Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е. Янушко, стр. 64

А. Виневская, стр.55


9.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто у

нас хороший, кто, кто у нас пригожий? (имя ребёнка) хорошая, (имя ребёнка) пригожая!

2.1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. «Игра с собачкой». Содержание: психолог держит в руках игрушку-собачку и говорит: «Гав, гав. Кто там? Это пёсик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, маме лапу, далее (имя ребёнка) и всем участникам игры. Игра повторяется.

2.4. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, звуковая дорожка «Лесенка»

Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Р.н.т.-потешки;

Е. А.Стребелева, стр.17; А. Виневская, стр.55


10.


1. Приём ребёнка

2. «Давайте познакомимся» Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?» (взрослый произносит слова приветствия: кто, кто

у нас хороший, кто, кто у нас пригожий? (имя ребёнка) хорошая, (имя ребёнка) пригожая!

2.1. Сопровождение ребёнка в свободной игровой деятельности

2.2. «Соберём игрушки». Психолог приглашает ребенка с мамой собрать разбросанные игрушки, в которые он играл.

2.3. «Игра с собачкой». Содержание: психолог держит в руках игрушку-собачку и говорит: «Гав, гав. Кто там? Это пёсик в гости к нам.

Я собачку ставлю на пол. Дай, собачка, маме лапу, далее (имя ребёнка) и всем участникам игры. Игра повторяется.

2.4. Подвижная игра «Кати мяч», «Лови мяч»

2.4. игры в сенсорной комнате. Сухой бассейн с подсветкой, звуковая дорожка «Лесенка»


Использование

оборудования сенсорной комнаты;

Р.н.т.-потешки;

Е. А.Стребелева, стр.17; А. Виневская, стр.55




II-ой этап диагностический


11.


12.


Первичная диагностика. По методике первичного наблюдения с учетом характерологических особенностей, проявляющихся у ребенка. Диагностика эмоционально-поведенческих реакций, активности, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

А. Виневская, стр.45, 151




III-ий этап коррекционный


13.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие)- ритуал , начало занятия

2. Игра «Возьми шарик». Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Содержание: Педагог надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, психолог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», – оживленно хлопает в ладоши.

3. Имитация действий взрослого. Ход занятия: сидя напротив ребёнка, говорим ему «Сделай так!» и одновременно демонстрируем движение (используем моторную помощь взрослого) – Постучи по полу, похлопай в ладоши.

4. Игры в сухом бассейне с подсветкой. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Е.А. Стребелева, стр. 15; А. Виневская, стр.52;

использование

оборудования сенсорной комнаты;


14.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие)- ритуал , начало занятия

2. Игра «Иди ко мне» Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребёнка) пришел!» Игра повторяется.

3. Имитация действий взрослого. Ход занятия: сидя напротив ребёнка, говорим ему «Сделай так!» и одновременно демонстрируем движение (используем моторную помощь взрослого) – Постучи по полу, похлопай в ладоши, потопай ножками.

4. Игры в сухом бассейне с подсветкой. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Е.А. Стребелева, стр. 15; А. Виневская, стр.52;

использование

оборудования сенсорной комнаты;


15.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие)

2. Игра «Иди ко мне» Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребёнка) пришел!» Игра повторяется.

3. Игра с движениями и тактильными ощущениями «Змейка». Содержание: возьмите ленточку и, делая движения рукой, отходите от ребенка, предлагая ему догнать змею: «Уползает, уползает змейка! Скорее догони!» Дайте возможность ребенку победно наступить на змейку ногой.

4. Панель бесконечность. Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы

Е.А. Стребелева, стр. 15; Е.А. Янушко, стр. 75, С.В.Ихсанова, стр.60

использование

оборудования сенсорной комнаты;


16


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Твоя ладошка, моя ладошка». Цель: формирование эмоционального контакта. Содержание: психолог берёт ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка»

3. Игра «Мы на лодочке плывём». Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. Содержание: психолог берёт за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывём, тихо песенку поём: ля, ля, ля – покачнулись ты и я

4. Панель бесконечность. Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы

С.В.Ихсанова, стр. 95; использование

оборудования сенсорной комнаты;



17.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Бумажный листопад». Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. Содержание: в этой игре вместес ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев»

3. Игра «Птички». Цель: развитие контакта, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Первый вариант: психолог показывает ребенку, как летают птички, и предлагает ребенку «полетать» вместе с ним со словами: «Полетели-полетели!»

4. Игры в сухом бассейне с подсветкой. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

С.В.Ихсанова, стр. 98, 99; использование

оборудования сенсорной комнаты;



18.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Иди ко мне» Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребёнка) пришел!» Игра повторяется.

3. Игра «Топни ножкой»

Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции. Содержание: психолог показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку: (имя ребенка – 2 раза) маленька, (имя ребенка ласковое) удаленька. Топни, (имя ребенка), ножкой, Топ-топ-топ!

Психолог просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совместные действия.

4. Панель бесконечность. Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы.

Е.А. Стребелева, стр. 15;

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, стр. 9; использование

оборудования сенсорной комнаты;

19.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Мой кубик, твой кубик». Цель: формирование эмоционального контакта с психологом, обучение соблюдению очередности и аккуратности при выполнении задания. Содержание: психолог ставит кубик, затем побуждает ребенка ставить кубик сверху и т.д.

3. Упражнение «Что ты хочешь, покажи». Цель: обучение простым способом общения. Содержание: поднимите предмет, которому ребенок отдаёт предпочтение и скажите: «Что ты хочешь, покажи!». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки показал на предмет (на первых порах используйте моторную помощь 2-го взрослого.

4. Звуковая панель «Лесенка» Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы.

С.В.Ихсанова, стр. 97;

А.Виневская, стр. 54;

использование

оборудования сенсорной комнаты;

20.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Сенсорная интеграция. Игра в сухом бассейне: показать ребенку резиновую игрушку и спрятать её в бассейне. Давай искать игрушку.

3. Игра «Пришел Петрушка». Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Содержание: психолог приносит Петрушку, рассматривает

его с ребенком. Петрушка гремит погремушкой, потом предлагает ребенку погреметь также. Они вместе с Петрушкой встряхивают погремушками, радуются.

4. Звуковая панель «Лесенка» Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы

А.Виневская, стр. 55;

использование

оборудования сенсорной комнаты;

Е.А. Стребелева, стр. 15;

21.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «покатаем мячик». Цель: формирование эмоционального контакта. Содержание: психолог катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком.

3. Имитация действий взрослого. Ход занятия: сидя напротив ребёнка, говорим ему «Сделай так!» и одновременно демонстрируем движение (используем моторную помощь взрослого) – Постучи по полу, похлопай в ладоши, потопай ножками.

4. Сенсорная интеграция. Игра в сухом бассейне: показать ребенку резиновую игрушку и спрятать её в бассейне. Давай искать игрушку.

С.В.Ихсанова, стр. 95;

А.Виневская, стр. 52

А.Виневская, стр. 55;

использование

оборудования сенсорной комнаты;


22.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Кто это?» Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест. Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.

Содержание: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это (имя ребенка)! Вот какой (имя ребенка)! А это тетя! Вот тетя!» (психолог с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.

3. Упражнение «Что ты хочешь, покажи». Цель: обучение простым способом общения. Содержание: поднимите предмет, которому ребенок отдаёт предпочтение и скажите: «Что ты хочешь, покажи!». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки показал на предмет (на первых порах используйте моторную помощь 2-го взрослого.

Е.А. Стребелева, стр. 8;

А.Виневская, стр. 54;

использование

оборудования сенсорной комнаты;


23.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «На пузырь я посмотрю и потом его словлю!» Цель: развитие зрительного внимания, формирование способности к подражанию, «заражение» положительными эмоциями. Содержание: психолог пускает мыльные пузыри и побуждает ребенка рассматривать их и ловить.

3. Игра «Кто спрятался». Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем. Оборудование: яркий платок.

Содержание: психолог сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «(имя ребенка) — хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Психолог накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем (имя ребенка) под платочком. Вот так, спрятали. Где (имя ребенка)? Нет (имя ребенка)!» Затем психолог снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот (имя ребенка)!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе. Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка. Игру можно повторить несколько раз.

4. Сенсорная интеграция. Игра в сухом бассейне: показать ребенку резиновую игрушку и спрятать её в бассейне. Давай искать игрушку.

С.В.Ихсанова, стр. 96;

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, стр. 8 использование

оборудования сенсорной комнаты;

24.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Вот я!». Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.

Содержание: ребенок сидит на стуле перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, — говорит психолог и присаживается за спинкой стула. — Я спряталась. А теперь ты спрячься, как Я». Ребенок повторяет движения. Затем психолог выглядывает из- за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая ребенка делать то же. Игра повторяется 2—3 раза.

Вариант. Игра проводится с использованием шляпы

3.Игра с песком и рисование на световом столе. Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Е.А. Стребелева, Г.А.Мишина, стр. 10; использование

оборудования сенсорной комнаты;




25


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Птички» . Цель: развитие активности. Содержание: психолог говорит, что сейчас все превращаются в маленьких птичек и приглашает полетать вместе с ними, взмахивая руками, как крыльями. После «птички» клюют зёрнышки»

3. Игра «Улыбнись, поклонись» Цель: учить узнавать себя в зеркале, показывать на себя и побуждать называть свое имя, учить повторять действия перед зеркалом за взрослым.

Оборудование: зеркало в рост ребенка. Содержание: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его в зеркале не видно), побуждает ребенка посмотреть на

А. Виневская, стр. Е.А.








25.


себя в зеркало: «Кто это? Скажи: «Я, (имя ребенка). Вот так. (имя ребенка), поклонись, молодец! А теперь улыбнись. Помаши ручкой. Скажи: «Пока, (имя ребенка)!. В случаях затруднения выполнения действий ребенком по инструкции взрослый демонстрирует их, а ребенок повторяет.

4.Игра с песком и рисование на световом столе. Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр. 12; использование

оборудования сенсорной комнаты;

26.


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Упражнение «Что ты хочешь, покажи». Цель: обучение простым способом общения. Содержание: поднимите предмет, которому ребенок отдаёт предпочтение и скажите: «Что ты хочешь, покажи!». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки показал на предмет (на первых порах используйте моторную помощь 2-го взрослого.

3. Игры «Я-ТЫ». Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоиме- ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника. Оборудование: зеркало во весь рост ребенка. Содержание: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ре- бенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя — «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я — Петя, ты — Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного f сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же процедура проводится и со вторым ребенком. Вариант. Игра проводится с взрослым.

4. Звуковая панель «Лесенка» Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы

А. Виневская, стр. 54; Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр. 15; использование

оборудования сенсорной комнаты;

27


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2.Игра «Бумажный листопад». Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. Содержание: в этой игре вместес ребенком можно рвать на кусочки листы бумаги, затем подбрасывать их вверх со словами: «Листики кружатся и падают». В конце игры обязательно следует организовать «уборку листьев»

3. Упражнение «Что ты хочешь, покажи». Цель: обучение простым способом общения. Содержание: поднимите предмет, которому ребенок отдаёт предпочтение и скажите: «Что ты хочешь, покажи!». Способствуйте тому, чтобы ребенок указательным пальцем ведущей руки показал на предмет (на первых порах используйте моторную помощь 2-го взрослого.

4. Панель бесконечность. Цель: насыщение контакта тонизированием эмоциональной сферы.

С.В.Ихсанова, стр. 98, 99; использование

оборудования сенсорной комнаты;

А. Виневская, стр. 54;

28


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Ласковый ребенок». Цель: продолжать учить детей подражать эмоциональнотактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Содержание: двое детей сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбаться. «Ах, какой хороший Саша, иди ко мне. Я тебя обниму, вот так. Посмотрю тебе в глазки, улыбнусь вот так. Посмотрите детки, как я обнимаю (имя ребенка), вот так. Я смотрю ему в глазки, улыбаюсь, вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает еще одного ребенка к себе и предлагает ему повторить все свои действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце задания взрослый подчеркивает, подытоживает все действия ребенка: «(имя ребенка) обнял (имя ребенка), посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой (имя ребенка), ласковый ребенок!»

3. Имитация действий взрослого. Ход занятия: сидя напротив ребёнка, говорим ему «Сделай так!» и одновременно демонстрируем движение (используем моторную помощь взрослого) – Постучи по полу, похлопай в ладоши, подними руки вверх.

4. Игры в бассейне с подсветкой. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр. 16; использование

оборудования сенсорной комнаты;

А.Виневская, стр. 52

29


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Упражнение «Узнай себя». Цель: Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии. Оборудование: индивидуальные фотографии группы детей.

Содержание: психолог показывает по очереди фотографии. После того как ребенок узнает себя на фотографии – психолог прикладывает фотографию к его груди, а затем кладет ее перед ним. В тех случаях, когда ребенок затрудняется в узнавании себя на фотографии, педагог сам называет имя ребенка и отдает ему его фотографию.

3. Игры «Я-ТЫ». Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоиме- ния «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.

4. Использование мягкого кресла-груши. Цель: снятие психоэмоционального напряжения

Е.А.Стребелева, стр.18 Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр. 15; 18;

использование

оборудования сенсорной комнаты;


30


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Звени, колокольчик». Цель: развивать ориентировку на звуки окружающей среды (музыкальные). Оборудование: колокольчик (у взрослого и у ребенка), две коробочки.

Содержание: психолог показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут? (показывая другую коробочку) Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Взрослый показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая действиям взрослого, позвенеть. Периодически взрослый кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Далее ребенку предлагается попеременно вызывать звук колокольчика (звенит — не звенит).

3. Сенсорная интеграция. Упражнение «Рассыпаем-собираем» - рассыпали плоды каштана и собрали снова в коробку.

4. Игра с песком и рисование на световом столе. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр. 68; использование

оборудования сенсорной комнаты;

А.Виневская, стр. 55

31


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Иди ко мне» Цель: формирование эмоционального контакта со взрослым. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший (имя ребёнка) пришел!» Игра повторяется.

3. Упражнение «Узнай себя». Цель: Учить детей узнавать себя на индивидуальной фотографии. Оборудование: индивидуальные фотографии группы детей.

4. Игра «Мы на лодочке плывём». Цель: формирование эмоционального контакта через присоединение к аутостимуляции и придание ему сюжетного смысла. Содержание: психолог берёт за руки и, покачиваясь, напевает: Мы на лодочке плывём, тихо песенку поём: ля, ля, ля – покачнулись ты и я.

Е.А. Стребелева, стр. 15, 18;

С.В. Ихсанова, стр. 95

32


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Снежки». Цель: развитие зрительного контакта, формирование положительных эмоций. Содержание: психолог побуждает ребенка подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку.

3. Игра в сухом бассейне. Цель: установление зрительного контакта. Содержание: психолог берёт шарик и произносит: «Лови!» (несколько раз), далее просит ребенка- «Кидай»!

4. Свободная игра в сухом бассейне. Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

С.В. Ихсанова, стр. 99; использование

оборудования сенсорной комнаты;


33


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Речедвигательное упражнение «Зайка». Содержание: игра сопровождается имитацией мытья и вытирания: зайка серый умывается, зайка в гости собирается. Вымыл носик, вымыл хвостик, вымыл ухо, вытер сухо.

3. Игра в сухом бассейне. Цель: установление зрительного контакта. Содержание: психолог берёт шарик и произносит: «Лови!» (несколько раз), далее просит ребенка- «Кидай»!

4. Игра с песком и рисование на световом столе. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

С.В. Ихсанова, стр. использование

оборудования сенсорной комнаты;

100;

34


1. Лёгкий звон колокольчика (приглашение на занятие) – ритуал , начало занятия

2. Игра «Весёлые игрушки». Цель: учить малыша давать погремушку взрослому, греметь погремушкой под пение взрослого и прятать за спину, когда нет музыки.

Оборудование: две погремушки с удобной круглой ручкой; корзинка или коробка; яркая косынка. Содержание: положите погремушки в корзинку и накройте сверху яркой косынкой или нарядной салфеткой. Обратите внимание малыша на что-то новое, спрятанное под косынкой, предложите посмотреть. Когда малыш найдет погремушки, поиграйте с ним. Пусть он даст вам одну погремушку. Напевайте песенку и ритмично гремите:

Погремушки, погремушки, вот веселые игрушки, громко, громко так гремят и (имя ребенка) веселят. Будем учить малыша прятать погремушку за спину, когда пение заканчивается. Говорим при этом: «Нет музыки! Нет погремушки!»

3. Сенсорная интеграция. Упражнение «Рассыпаем-собираем» - рассыпали плоды каштана и собрали снова в коробку.

4. Свободная игра в сухом бассейне. Цель: снижение психоэмоционального напряжения.

Е.А.Стребелева, Г.А. Мишина, стр А.Виневская, стр. 55; использование

оборудования сенсорной комнаты;


35

36


Итоговая диагностика. По методике первичного наблюдения с учетом характерологических особенностей, проявляющихся у ребенка. Диагностика эмоционально-поведенческих реакций, активности, эмоционального тонуса и эмоциональных проявлений.

А. Виневская, стр.45, 151




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.