Образование детей с расстройствами аутистического спектра
Образование детей с расстройствами аутистического спектра.
Аннотация: данная статья посвящена проблеме обучения аутистов, рассматриваются некоторые сложности работы с такими детьми в школе. Ключевые слова: особенный ребёнок, другой, ограниченные возможности здоровья, социализация, расстройство, аутистический спектр, аутист, симптомы, инклюзия, индивидуальная траектория,
Особенный ребёнок…Актуальный вопрос… Многие предпочитают не обращать внимание на эту тему, хотя на сегодняшний день количество детей с физическими и психическими проблемами здоровья неуклонно растёт. По данным статистики число детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ увеличилось на 9,4 %. Для того, чтобы сделать жизнь этих детей комфортнее, нужно обеспечить оптимальные условия для их социализации и интеграции.
Благодаря Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» № 273, принятому в 2012 году, образовательным стандартам для детей с ОВЗ, вошедшим в педпрактику в 2016 году, можно наблюдать эффективное внедрение инклюзии в государстве.
К сожалению, не смотря на эффективность совместного обучения детей с особыми возможностями и потребностями и здоровых детей, практика показывает ряд проблем, которые требуют комплексного решения. К этим проблемам относятся:
-отсутствие нормативно-правовой базы;
-отсутствие методической литературы коррекционного вида;
-вопрос финансирования для изменения образовательной среды;
-отсутствие необходимого педагогического опыта и психологической готовности;
-нехватка специалистов для коррекционно-педагогического сопровождения детей;
-негативное отношение родительской общественности.
В своей работе я часто встречаю детей с расстройством аутистического спектра (РАС). РАС характеризуется неповторимым набором симптомов: отстранённость и безразличие, отсутствие эмпатии, зрительного контакта, потеря ранее приобретённых языковых навыков, отсутствие интереса к коммуникации, плохая приспосабливаемость к социальным ситуациям, необычная реакция на внешние раздражители, проблемы с обучением.
Узнав о том, что мне придётся работать с ребёнком-аутистом впервые (ученица 8 класса), я испугался, так как у меня не было базовых навыков организации и осуществления образовательной деятельности с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС). После изучения соответствующей литературы и беседы со школьным психологом я понял, что аутизм – всего лишь диагноз, а не пожизненный приговор.
Формирование индивидуальной коррекционной траектории в работе с такими детьми я разделяю на 2 стадии:
1 стадия – налаживание эмоционального контакта;
2 стадия – преодоление трудностей образовательной деятельности.
На первом этапе, задачей которого является уменьшение эмоционального дискомфорта, я стараюсь построить общение с помощью сенсорной или ролевой игры, используя привязанность детей к неодушевлённым предметам (чаще всего к плюшевым игрушкам), шаблонность и цикличность поведения (раскрашивание одинаковых или похожих картинок, собирание одной и той же мозаики, конструктора). При наличии терпения и такта наступает долгожданный момент, когда ребёнок-аутист идёт на контакт. Это происходит по-разному.
На втором этапе при обучении детей социальным нормам, развитии их способностей стараюсь использовать частую смену видов деятельности, так как дети с РАС подвержены быстрой утомляемости и потере интереса даже к любимым занятиям, повторяющимся моделям поведения. Считаю целесообразным использовать сокращение или упрощение задания, чтобы избежать негативной реакции от переутомления и непонимания поставленной задачи.
В ходе учебно-воспитательного процесса я прибегаю к постоянному одобрению действий детей с РАС, дозированной похвале, небольшой подсказке. Положительную динамику в такой работе можно наблюдать уже в конце первого учебного года. В следующем учебном году, преодолев отстранённость в коммуникации, дети-аутисты медленно, но постепенно включаются в общую работу класса, открываются для диалога, начинают адаптироваться в социуме. Однако, успехи детей с РАС в социализации и адаптации превалируют над успехами в освоении учебной программы.
В заключение хочу привести слова, которые могут стать постулатом для любого учебного учреждения, где есть обучающиеся с особыми образовательными возможностями и потребностями, для любой семьи, где есть особенные дети: «Ваш ребёнок не хуже остальных, он – другой. Возможно, его способности значительно больше, чем мы предполагаем. Возможно, он просто не знает, как нам это показать. Или мы... ещё не научились это видеть».
Использованные ресурсы:
1. https://logopedprofiportal.ru/blog/745264
3. https://citaty.info/topic/autizm