Урок на тему «Состав чисел первого десятка. Решение задач»
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока математики
проведенного 24.01.2019г. в 1 «А» классе
студенткой 3 «Б» группы ГБПОУ РО «ЗернПК»
специальности 44.02.05
«Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Антоновой Дарьей Дмитриевной
Учитель: Беланова Е.С.
Методист: Бездуганова С.Б.
___________________
г.Зерноград
2019 г.
Класс: 1 «А» класс
Тема: «Состав чисел в пределах десяти. Решение задач»
Тип урока: «Отработка умений и рефлексии»
Цель: знать состав чисел первого десятка
Задачи:
- освоение знаний о составе чисел первого десятка
- овладение умениями читать и записывать числа первого десятка
- развитие умений осуществлять контроль и самоконтроль
Планируемые результаты:
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
У учащихся будут сформированы: - начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1УУД)
- понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2УУД)
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр. (Л3УУД) | Учащиеся закрепят умения: - принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1УУД) - осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2УУД) - воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1УУД) - выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их (П1УУД) - понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач (П2УУД)
| Учащиеся закрепят умения: - читать, записывать, сравнивать числа первого десятка, а также объяснять, как образуются эти числа - составлять задачу по рисунку - решать задачи, в том числе и задачи практического содержания |
Межпредметные связи: окружающий мир
Оснащение урока: компьютер, презентация, раздаточный материал (числовые полоски)
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР | ||||||||||
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (побуждение к выявлению причин затруднений в собственной деятельности) | Организует приветствие учащихся. Эмоционально и психологически настраивает на урок. - слайд 1 Сегодняшний урок будет у нас необычным, ведь сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Слайд 2 - Посмотрите, три космических корабля – это три экипажа – три ряда. Если каждый экипаж выполняет правильно задание, он первым отправляется на следующую планету. Побеждает тот экипаж, который первым вернётся на Землю. - Ребята, давайте же скорее отправимся в наше космическое путешествие. Полетели. В кресло сядем поскорее. (Выпрямить спину.) Шлем застегивать начни. («Надеть шлем».) По сигналу командира (Хлопок в ладоши.) Пристегнули все ремни. («Пристегнуть ремень».) Включили зажигание, (Поворот воображаемого ключа.) Летим мы к новым знаниям. (Руки в стороны.) | Приветствуют учителя. Эмоционально и психологически настраиваются на урок.
Внимательно слушают учителя.
Повторяют слова и движения за учителем | - начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1УУД) | Беседа
Демонстрация
Метод стимулирования занимательным содержанием | ||||||||||
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ (УМЕНИЙ)
2.1. Целеполагание
2.2. Обобщение затруднений
Физкультминутка
2.3. Самостоятельная работа (с самопроверкой)
2.4. Повторение | Повторение материала прошлых уроков. 1. Логическая разминка слайд 3 - Первым делом, чтобы наши экипажи отправились в космос, мы с вами должны будем проверить их на исправность космических отсеков. Для этого, нам нужно выполнить некоторые задания, но будьте внимательны, ведь они необычные, требующие сосредоточенности. Каждый экипаж по очереди будут решать задания. За каждый верный ответ экипаж получает очко. • У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки было внучек? • На столе лежали 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько стало яблок на столе? • Тройка лошадей пробежала 3 км. Сколько километров пробежала одна лошадь? - Вы отлично поработали. Приступим ко второму заданию. 4 слайд 2. Устный счет - А сейчас, я раздам каждому члену экипажа числовую полоску - это космические показатели исправности вашего отсека. Сколько членов экипажа выполнит все задания верно, столько и очков получит экипаж. Слушайте внимательно!
— Закрасьте красным цветом число, которое больше числа 6 на 4. — Закрасьте синим цветом число, сосед которого чисел 8 и 10. — Закрасьте зеленым цветом число, которое получится, если к числу 5 прибавить 3. — Обведите в круг число, которое получится, если из 7 вычесть 4. — Обведите в квадрат число, которое получится, если сложить числа 2 и 3. — Подчеркните одной чертой число, которое меньше 6 на 2. — На сколько 10 больше 4? (Какое число прибавить к 4, чтобы получилось 10) Закрасьте это число желтым цветом. — На сколько 2 меньше 4? Закрасьте это число коричневым цветом. 5 слайд — Давайте проверим результат и посчитаем очки. Какой же экипаж отправится первым?
Постановка цели, выбор способа и средств её реализации. 6 слайд — Ребята, так какие же знания нам понадобятся в космическом путешествии? — О каком математическом законе мы узнали на прошлых уроках? - Сегодня на уроке мы повторим этот материал. Чтобы путешествие прошло без чрезвычайных происшествий, надо быть внимательным, хорошо знать правила и таблицу сложения, уметь решать задачи. — А как должны вести себя космонавты, чтобы экипаж работал без конфликтов, слаженно?
Обобщает затруднения учащихся. -Всё верно, итак, я вижу, наши экипажи готовы отправляться в космос! И первой планетой, на которой мы с вами побываем - «Планета Числовая». 7 слайд - Ребята, а как вы думаете, кто живёт на этой планете? (с.17 у.1) -Верно, жители этой планеты — числа. 8 слайд. Живут они в особых домиках, которые называются составом числа. Но однажды планета попала в метеоритный поток, и все жители перепутались. — Помогите навести порядок. Чтобы начать работу, надо приготовить сигнальные ракеты — цифры из разрезного материала. (Учитель показывает домик, учащиеся — карточку с цифрой.) Молодцы, быстро помогли числам. Нам пора лететь на следующую планету - «Планета движения». 9 слайд Организует физкультминутку. -А теперь наступило время отдыха. Раз – подняться, потянуться. Два – согнуться, разогнуться. Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – за парту тихо сесть. (2 раза) 10 слайд Организует самостоятельную работу (с самопроверкой). - Ребята, следующая наша планета называется… Кто догадался? яаньлетяотсомас -Верно. Здесь экипажам предстоит самостоятельно решить примеры. №5- Как пользоваться линейкой? Что значит на 2 см. короче? Отступить вправо или влево? (Отступить влево на 1 деление, и ещё на 1 деление, т.е. на 2 деления- 2 см.)
Организует повторение изученного материала. - 11 слайд - Ребята, мы с вами завершаем наше путешествие последней планетой. «Планетой Задач» № 2 (с. 17).
- Ребята, сколько вопросов в задаче? - Так, значит, сколько действий нужно выполнить, чтобы её решить? - Давайте запишем краткую запись: О чем говорится в задаче? Что известно? Что нужно найти? 1 семья – 2 детей 2 семья – ?, на 3 ребёнка > ? детей
-Ребята, поднимите руку, кто справился с решением задачи. Какой ответ получился в первом действии? Во втором? - У кого задача решена по-другому?
Внимание экипажам! У нас появилось новое задание! № 3 (с. 17) - Так что же нам нужно с вами сделать? -Что вы видите на рисунке? 1. 3 красных квадрата и 7 синих 2. 2 больших квадрат 8 маленьких (Что вы можете ещё заметить среди синих квадратов) А теперь составьте задачу, в которой будет условие и вопрос, в котором будет слово меньше. Давайте её решим! (Из команды выходят к доске и рассказывают задачу и ее решение. Класс оценивает их работу.)
— Все ли экипажи справились с заданием? Исправьте ошибки, чтобы лететь дальше.
| Повторяют материал прошлых уроков
Слушают учителя
Выполняют задания:
- У бабушки одна внучка
- На столе 4 яблока
- 3 км
Внимательно слушают учителя
Выполняют задания: Число 10 – красным Число 9 – синим
Число 8 – зеленым
Число 3 – в круг
Число 5 – в квадрат Число 4 – подчеркнуть
Число 6 – желтым
Число 2 - коричневым (поднимают каждый свою числовую полоску, если она соответствует правильно выполненной)
Ответы детей.
-Помогать друг другу, не злиться, если товарищ ошибется, объяснять, если сосед чего-то не понял
-На этой планете живут числа
Выполняют задание, следуя указаниям учителя
Выполняют движения, следуя указаниям учителя
Самостоятельно работают -Планета Самостоятельная Работа в тетради с печатной основой № 4, 5 (с. 9). Повторяют изученный материал
- 2 вопроса - 2 действия
Ответы детей Выполняют решение задачи: 1. 2+3=5 (детей) – 2 семья 2. 5+2=7 (детей) – в 1 и во Ответ: 5 детей во второй семье, 7 детей в обеих семьях.
- Составить задачу по рисунку, в вопросе которой было бы слово меньше. Потом решить эту задачу.
Ответы детей |
- принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1УУД)
- понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр. (Л3УУД)
- осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2УУД)
- понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач (П2УУД)
- выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их (П1УУД)
- воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1УУД) | Формирование готовности восприятия учебного материала
Демонстрация
Беседа
Подводящий диалог
Выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета
Практические работы
Работа с учебником
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
| ||||||||||
3. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(самооценка результатов своей коррекционной деятельности, а в случае, если не было ошибок, - самостоятельной деятельности) | Организует самооценивание учащимися своей деятельности.
12 слайд -Все экипажи прибыли домой – на нашу планету «Земля». Давайте подсчитаем сколько очков заработала каждая команда. (Подсчитываются очки, награждается команда - победительница остальные учащиеся получают призы) - Кто доволен своей работой на уроке? - Все ли вам было понятно? - Какое задание было самым интересным? - А самым трудным? - Кто научился работать как один дружный экипаж похлопайте? -Я надеюсь, что в будущем вы будете также активно и, самое главное, дружелюбно работать на уроках. - Дети, до свидания! Урок окончен. | Оценивают свою деятельность
Получают призы
Ответы детей
-До свидания! | - понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2УУД) | Демонстрация
Беседа |
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Урок математики на тему «Состав чисел в пределах десяти. Решение задач» проводился 24.01.2019 в 1 «а» классе. Урок отработки умений и рефлексии был составлен по программе обучения – «Школа России» и был направлен на формирование УУД и личностные результаты у младших школьников, т.е. полностью соответствовал ФГОС.
В соответствии с темой была сформулирована цель: знать состав чисел первого десятка. Для её реализации были определены следующие задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
У учащегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике (Л1УУД)
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося (Л2УУД)
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр. (Л3УУД)
Направленные на достижение метапредметных результатов:
Учащиеся закрепят умения:
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему (Р1УУД)
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя (Р2УУД)
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их (К1УУД)
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их (П1УУД)
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач (П2УУД)
Направленные на достижение предметных результатов:
Учащиеся закрепят умения:
читать, записывать, сравнивать числа первого десятка, а также объяснять, как образуются эти числа
составлять задачу по рисунку
решать задачи, в том числе и задачи практического содержания
Личностные УУД:
начальные (элементарные) представления самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике, формировался на этапе мотивации к учебной деятельности при помощи методов: метод стимулирования занимательным содержанием, беседы, демонстрации.
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений при помощи методов: формирование готовности восприятия учебного материала, беседы, выстраивания вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета, демонстрации.
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося, формировался на этапе рефлексии учебной деятельности при помощи методов: беседы и демонстрации.
Познавательные УУД:
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: работы с учебником, беседы
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач, формировались на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: работы с учебником.
Регулятивные УУД:
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: беседы, практической работы.
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью методов: беседы, работы с учебником, практической работы.
Коммуникативные УУД:
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их, формировался на этапе актуализации опорных знаний\умений с помощью метода беседы.
Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Организованная работа позволила обучающимся ориентироваться без труда в своей системе знаний, находить ответы на различные вопросы, используя при этом как учебник, так и информацию, полученную на предыдущих уроках. На протяжении урока, у обучающихся закреплялись и углублялись знания по данной теме.
На уроке также был соблюден личностно-ориентированный подход и демократический стиль общения. Была создана доброжелательная, дружеская атмосфера, что, с воспитательной точки зрения, способствовало формированию у детей интереса к изучению математики. Помимо этого, возникали и затруднения, но с помощью понимания и правильной реакции, они были в итоге устранены.
Таким образом, могу сказать, что на данном уроке были реализованы цель и все поставленные задачи, о чем свидетельствует демонстрируемые знания.