Конспект зачетного урока «Сложение и вычитание чисел первого десятка» (Дошкольное образование по математике)
«Сложение и вычитание чисел первого десятка» конспект организованной образовательной деятельности по ФЭМП в подготовительной к школе группе. Провела: Светлана Олеговна Саитова, воспитатель высшей квалификационной категории. МАДОУ Детский сад № 27 «Надежда» г. Октябрьский РБ
Цель: пробуждать интерес к предмету математике посредством меж предметной связи с устным народным творчеством.
Задачи
Образовательные:
закрепить представления детей о последовательности дней недели, частей суток, названии весенних месяцев;
закрепить знания цифр, упражнять в обратном счёте в пределах 10, в счёте в пределах 20; уметь называть соседей числа;
продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание чисел в пределах 10;
закрепить ориентировку на листе бумаги, представления о составе числа 8,
навыки сложения, вычитания и сравнения чисел первого десятка
Развивающие:
развивать навыки логического мышления, сообразительность, внимание, смекалку.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
воспитывать умение работать в коллективе, усидчивость, умение понимать и самостоятельно выполнять задания воспитателя;
воспитывать у детей устойчивый интерес к математике.
Методические приемы:
вопросы к детям, ответы; отгадывание загадок;
самостоятельная работа на карточках;
индивидуальные и хоровые ответы;
игры с мячом, счет вслух;
работа с пособиями
поощрение и похвала детей.
Предварительная работа:
чтение сказки «Царевна-лягушка»; составление карточек-заданий.
Материалы:
экран, проектор, демонстрационный материал на компьютере; для детей: схема дома на состав числа 8; бумага в крупную клетку, цветные карандаши, счётные палочки, карточки с заданиями.
Ход занятия:
Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие.
Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
Встали ровненько ребята,
Слушайте внимательно
Вы к занятию готовы? (Дети: «Да!»)
Здравствуй, математика!
- А как вы считаете Математика предмет – интересный или нет?
- Почему вы считаете, что интересно?
- А кто думает, что математика не интересный предмет?
- А давайте мы сегодня это проверим!
Разминка (с мячом)
- Сейчас день или вечер?
- Какие части суток ещё есть?
- Сколько дней в неделе?
- Какой сегодня день недели?
-Какой был вчера?
- Какой будет завтра?
- Сколько в неделе выходных?
- Назови дни недели по порядку, начиная с понедельника;
- Сколько ушей у двух кошек?
- Сколько глаз у светофора?
- Какое сейчас время года?
- Назовите все времена года;
- Сколько пальцев на двух руках?
- Сколько лап у двух собак?
- Какой сейчас месяц?
- Сколько месяцев в году?
- Назовите их по порядку;
- Назовите зимние месяцы (весенние, летние, осенние);
- Сколько солнышек на небе ночью?
-А теперь передаём мяч друг другу по очереди и называем цифры по порядку от 1 до10;
- Сейчас наоборот от 10 до 1;
- Попробуем назвать цифры от 1 до 20.
Воспитатель: Ребята вы любите сказки? Присаживайтесь и слушайте. (Слайд 1)
Воспитатель: В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были Иван-царевич и Василиса Прекрасная. Но однажды Василиса исчезла. Иван-Царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда иди, где искать? Кто похитил Василису? Ребята, хотите помочь Ивану-царевичу? Кто похитил Василису мы узнаем, если выполним задания .Но нужно быть внимательным: слушать воспитателя, отвечать на вопросы полным ответом, не выкрикивать, не перебивать товарищей.(Слайд 1)
Задание. Расположить карточки с числами в порядке возрастания слева направо. Один ребенок работает у доски, остальные выкладывают числовой ряд на столе. (Слайд 3)
(Проверка: слайд 4) А сейчас покажите пропущенные числа, назовите соседей числа?(Слайды 5-6)
Воспитатель: Иван-царевич отправился в путь. Долго он шёл, вышел на распутье дорог. На придорожном камне надписи:
6+3 7-1 4+2
Воспитатель: Нам нужно определить направление дорог и выбрать правильную. Задание: Придумать и решить по этим примерам задачи. Какая задача будет самая интересная, в ту сторону и идти. (Вспомнить, из каких частей состоит задача) (Слайд 7)
Воспитатель: Долго шёл Иван-царевич по выбранной вами дороге и, наконец, вышел на лесную поляну. А там стоит избушка на курьих ножках. Жилище Бабы-Яги. Что должен сказать Иван-царевич, чтобы избушка к нему повернулась? (Слайд 8)
Задание: Постройте избушку из 10 счётных палочек к лесу передом, а затем переложите две палочки, чтобы она была, к лесу задом, а к Ивану передом. (Слайды 9-10)
Баба-Яга рассердилась на Ивана, что потревожил её. Согласилась помочь, только если он отгадает её задания.
На воде две уточки
Во дворе две курочки
Два гуся в пруду
Да индюк в саду
Сколько птиц всего?
Считайте да ответ мне называйте
Дети: семь.
Ёжик по грибы пошёл
4 рыжика нашёл
2 положил в корзину
Остальных-же-на спину
Сколько рыжиков несёшь
На себе колючий еж?
Дети: два.
Шесть весёлых медвежат
За машиной в лес спешат
Но один малыш устал
От товарищей отстал
А теперь ответ найди:
Сколько мишек впереди?
Дети: пять.
Воспитатель: Баба-Яга дала Ивану-царевичу волшебный клубочек. Но он устал, давайте вместе с ним отдохнём.
Физкльминута.
Раз подняться подтянуться
Два согнутся разогнутся.
Три-в ладоши три хлопка
Головою три кивка
А четыре руки шире
Пять- руками помахать.
Шесть на место тихо сесть
Воспитатель: Волшебный клубочек привёл Ивана-царевича к пещере Змея Горыныча. Чтобы победить Змея вы должны помочь Иванушке.
«Слуховой диктант»
Задание: Нарисуйте голубой круг в правом верхнем углу, красный квадрат в левом нижнем, зелёный треугольник - в правом нижнем, жёлтый овал - в левом верхнем углу, а оранжевый прямоугольник в середине. (Слайд 13-сравнивают с экрана)
Воспитатель: Молодцы, ребята! А Иван-царевич уже в пещере Змея Горыныча, нашёл он там волшебный сундук, а открыть его не может. Нужно ему снова помочь. Задание: Посмотрите на этот домик, какое число живет в этом домике? Нам нужно заселить жильцов по этажам так, чтобы два числа вместе составили число 8. Давайте начнем с самого верхнего этажа. На этом этаже уже живет число 7, а какое число должно жить рядом? 1. (Дети выполняют, слайды 14-15). Молодцы, справились и с этим заданием.
Воспитатель: Достал Иван-царевич из сундука меч (слайд 16) и отправился в замок Кощея Бессмертного. А замок стоит на высокой горе, крутой и непреступной. Эта гора волшебная. Чтобы добраться до замка Кощея, нужно выполнить другое задание: решить примеры на камнях (Слайд 17)
Взобрался Иван-царевич на эту гору устал, решил отдохнуть.
Физкльминута.
Пять пальцев на моей руке.
Они всегда помогут мне:
Они на дудочке сыграют,
Мяч бросают, бельё стирают,
Пол подметают, щиплют, ласкают-
Пять пальцев на моей руке.
Воспитатель: В замке Кощея много башен. В одной из них он спрятался. В какой из них, если мы знаем, что первая башня пустая. Кощей не в самой высокой башне. Где же он?
Воспитатель: Ну, вот и добрались мы до Кощея. Он встретил Ивана-Царевича такими словами: «Раз ты сумел до замка добраться выполни и мои задания, и Василиса твоя! Если не выполнишь - голова с плеч»
Задание: сравнить числа первого десятка.(Слайд 19- дети выполняют и сравнивают)
Итог
Воспитатель: Вот наконец-то нашёл Иван-царевич свою Василису Прекрасную, помогли вы ему ребята своими знаниями и умениями. (Cлайд 20)
-Что мы сегодня делали? Какие задания выполняли?
Дети:
1.Закрепили времена года, дни недели, время суток.
2.Мы помогали Ивану-царевичу найти Василису Прекрасную
3.Повторили прямой и обратный счет, называли соседей числа.
4.Составляли арифметические задачи.
5.Строили из 10 счётных палочек дом-избушку.
6.Писали слуховой диктант.
7.Повторили состав числа 8.
8.Решали примеры на сложение и вычитание.
9.Сравнивали числа.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вам понравилось помогать нашим героям?