Урок биологии на тему: «Решение задач по генетике»
Тема урока: «Решение задач по генетике».
разработала учитель биологии
МКОУ Верхнетойденской СОШ
Провоторова Л.М.
Цели урока: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний и решётку Пиннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.
Задачи:
Обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.
Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.
Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.
Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.
Ход урока:
I.Актуализация знаний
Учитель. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – урок контроля. У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…..?»
А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив биологический диктант, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач.
Биологический диктант.
Закончи предложение.
1.Наука о закономерностях наследственности и изменчивости
2.Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка
3.Совокупность всех взаимодействующих генов организма
4. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака
5. Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды.
6. Аутосомы – это
7. Рецессвный признак – это
8. Гомозиготное состояние -
9. Гетерозиготное состояние-
10. Какого расщепления в потомстве следует ожидать в результате моногибридного скрещивания двух гетерозигот?
II. Решение задач
Генетические задачи сгруппированы в 3 блока.
Порядок выполнения задач:
А) решение задач первого блока в группах коллективно
Б) решение задачи третьего блока - в парах;
В) Задача третьего блока для самостоятельного решения .
1 вариант. Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».
Задача №1. Выпишите все типы гамет
а) АА; |
д) ААВЬСсDd; |
Задача № 2. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.
Задача №3. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?
2 блок Дигибридное скрещивание
Задача 1.
У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (h) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.
Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?
Задача 2
ДАНО:
Объект: человек
Признак: дальтонизм
D- норма
d- дальтонизм
? процент вероятности рождения больного ребёнка.
СХЕМА БРАКА:
ХDХd х ХdY
↓
?????????
Ответ:
Третий блок задач"Генетика пола"
У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген b – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?
2 вариант.
Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».
Задача №1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.
Задача №2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.
а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?
Задача №3. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?
2 блок Дигибридное скрещивание
Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?
Задача 2
ДАНО:
Объект: человек
Признаки: близорукость, фенилкетонурия.
А- близорукость
а- норма
В- норма
в- фенилкетонурия
?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.
СХЕМА БРАКА:
Р аа ВВ х Аа вв
↓
???????
Ответ:
Справочный материал (прочитать вслух)
Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).
Третий блок задач: «Генетика пола».
Задача. У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:
1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом
2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом
Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?
III Рефлексия
Самооценка учащегося
- что было для меня достаточно простым?
- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?
- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?
- достаточно ли я независим от учителя?
- на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?
IV. Подведение итогов.
Евгений Алексеевич
Дедушка ГуРу
Медведева Татьяна Александровна
Мартынов Алексей Александрович