Урок биологии на тему: «Решение задач по генетике»

3
4
Материал опубликован 5 March 2018 в группе

Тема урока: «Решение задач по генетике».

разработала учитель биологии

МКОУ Верхнетойденской СОШ

Провоторова Л.М.

Цели урока: Продолжить формирование умений записывать схемы скрещиваний и решётку Пиннета, оперировать генетической символикой, решать генетические задачи.

Задачи:

Обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей.

Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей.

Воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Тип урока: Урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Ход урока:

I.Актуализация знаний

Учитель. Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач. Но, решая задачи, постараемся повторить и теоретический материал, так как следующий урок – урок контроля. У каждого из вас на столе находится карта маршрута урока, преодолев каждый из этапов, вы сможете с гордостью сказать: «Я не только неплохо разобрался в генетических закономерностях, но и умею применять их в практической деятельности!» Ну и, конечно, ответить на вопрос: «А нужны ли мне эти знания, пригодятся ли они мне в дальнейшем…..?»

А начнём нашу работу с активизации вашего внимания, выполнив биологический диктант, задания которого помогут вам грамотно объяснять решение задач.

 

Биологический диктант.

Закончи предложение.

1.Наука о закономерностях наследственности и изменчивости

2.Участок молекулы ДНК, содержащий информацию о первичной структуре одного белка

3.Совокупность всех взаимодействующих генов организма

4. Признак, проявляющийся у гибридов первого поколения и подавляющий развитие другого признака

5. Совокупность признаков организма, сформировавшихся в процессе взаимодействия генотипа и окружающей среды.

6. Аутосомы – это

7. Рецессвный признак – это

8. Гомозиготное состояние -

9. Гетерозиготное состояние-

10. Какого расщепления в потомстве следует ожидать в результате моногибридного скрещивания двух гетерозигот?

II. Решение задач

Генетические задачи сгруппированы в 3 блока.

Порядок выполнения задач:

А) решение задач первого блока в группах коллективно

Б) решение задачи третьего блока - в парах;

В) Задача третьего блока для самостоятельного решения .

1 вариант. Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».

Задача №1. Выпишите все типы гамет

а) АА;
б) ССDD;
в) ААВЬ;
г) АаВЬ;

д) ААВЬСсDd;
е) АаРРNn;
ж) МmРРКК;
з) АаBbDd?

Задача № 2. У человека ген полидактилии (шестипалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье шестипалого ребенка.

Задача №3. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном коротких ресниц. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) А у мужчины?
в) Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) А фенотипов?

2 блок Дигибридное скрещивание

Задача 1.

У человека карий цвет глаз (В) и способность лучше владеть правой рукой (Н) наследуются как доминантные признаки. Голубой цвет глаз (в) и способность лучше владеть левой рукой (h) – как рецессивные. Гены, определяющие оба признака, находятся в разных парах хромосом. Кареглазый юноша, лучше владеющий правой рукой, гомозиготный по обоим признакам, женится на голубоглазой левше.

Вопрос: Определите в каждом случае, каких детей по фенотипу можно ожидать в таких семьях?

Задача 2

ДАНО:

Объект: человек

Признак: дальтонизм

D- норма

d- дальтонизм

? процент вероятности рождения больного ребёнка.

СХЕМА БРАКА:

ХDХd х ХdY

?????????

Ответ:

Третий блок задач"Генетика пола"

У одного из океанических видов рыб ген В определяет развитие коричневой окраски тела, ген b – голубой. Гены локализованы в Х- хромосоме и сцеплены с полом. Какого потомства можно ожидать от скрещивания самки с коричневой окраской тела (гетерозиготна) с самцом, имеющим голубую окраску тела?

2 вариант.

Первый блок задач: «Моногибридное скрещивание».

Задача №1. Определите генотипы и фенотипы потомства кареглазых гетерозиготных родителей.

Задача №2. Ген диабета рецессивен по отношению к гену нормального состояния. У здоровых супругов родился ребенок, больной диабетом.

а) Сколько типов гамет может образоваться у отца?
б) А у матери?
в) Какова вероятность рождения здорового ребенка в данной семье?
г) Сколько разных генотипов может быть у детей в этой семье?
д) Какова вероятность того, что второй ребенок родится больным?

Задача №3. У человека ген, вызывающий одну из наследственных форм глухонемоты, рецессивен по отношению к гену нормального слуха. Может ли от брака глухонемой женщины с нормальным гомозиготным мужчиной родиться глухонемой ребенок?

2 блок Дигибридное скрещивание

Задача 1. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость – над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обоим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей?

Задача 2

ДАНО:

Объект: человек

Признаки: близорукость, фенилкетонурия.

А- близорукость

а- норма

В- норма

в- фенилкетонурия

?- вероятность рождения ребёнка с нормальным зрением и без заболевания фенилкетонурией.

СХЕМА БРАКА:

Р аа ВВ х Аа вв

???????

Ответ:

Справочный материал (прочитать вслух)

Фенилкетонурия- наследственное заболевание обмена веществ- наблюдается дефицит ферментов, катализирующих превращение аминокислот (фенилаланина в тирозин). Недостаточное количество этих ферментов приводит к накоплению фенилаланина в клетках в токсических концентрациях, что вызывает поражение нервной системы и приводит к слабоумию. Современная диагностика в первые дни жизни новорождённого и перевод его на специальную диету, лишённую фенилаланина, предотвращает развитие заболевания (наиболее часто встречаемое генное заболевание: так в России встречается до 10 случаев на 10 тысяч человек).

Третий блок задач: «Генетика пола».

Задача. У кошек ген чёрной и ген рыжей окраски сцеплены с полом, находятся в Х- хромосоме и дают неполное доминирование. При их сочетании получается черепаховая окраска шерсти. Каких котят можно ожидать от скрещивания:

1. кошки с черепаховой окраской с чёрным котом

2. кошки с черепаховой окраской с рыжим котом

Возможно ли появление котов с черепаховой окраской шерсти, почему?

III Рефлексия

Самооценка учащегося

- что было для меня достаточно простым?

- что нового я почерпнул для себя на уроке при решении задач по генетике?

- имеют ли для меня значение полученные знания на уроке в практической жизни?

- достаточно ли я независим от учителя?

- на что необходимо обратить внимание при подготовке к контрольной работе ?

IV. Подведение итогов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Можно несколько вопросов 1 вариант Блок 1 - на моногибридное, а задания на ди- и полигибридное скрещивание? Блок 2 задача1 - определите в каждом случае... А здесь только один вариант? Вторая задача по генетике пола, а попала в дигибридное? Задания второго варианта более объёмные?

2 April 2018

Я не вижу здесь урока, набор заданий.

3 April 2018

Уважаемая коллега, Провоторова, не очень понятно, для какого класса предназначен Ваш урок. Присоединяюсь к замечаниям Евгения Алексеевича.

4 April 2018

Доброго времени суток! Я полностью согласен с Сергеем Николаевичем. У урока есть структура, а у вас представлены задания и не указана деятельность обучающихся, также в "шапке" урока не указаны - УМК, класс, планируемые результаты, виды деятельности на уроке.

11 April 2018