Конспект урока математики «Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. Решение задач»
Конспект открытого урока по математике в коррекционной школе VIII вида, 5 класс.
Тема урока: «Умножение и деление круглых десятков и сотен на однозначное число. Решение задач».
Цель урока: Обобщение и систематизация знания учащихся по теме «Умножение и деление круглых десятков и сотен».
Задачи урока:
Образовательные:
1) Закрепление понятий действий умножения и деления и их применение при решении задач.
2) Повторение и закрепление знаний таблицы умножения при решении примеров.
3) Обобщение и систематизация знаний по умножению и делению круглых десятков и сотен.
Развивающие:
1) Способствовать развитию мыслительной деятельности через установление логических связей, планирующей функции мышления.
2) Развивать вычислительные навыки.
3) Развивать социальные навыки.
Воспитательные:
1) Воспитывать чувство коллективизма, ответственности, дисциплинированности.
Ход урока.
1. Организационный этап.
- Всем здравствуйте! У нас сегодня гости, но думаю, что они будут только рады знакомству с нами. Не обращайте на них внимания, не стесняйтесь отвечать. У нас обычный урок.
- Открыли тетради, записали сегодняшнее число. Как нужно правильно его записать? Что значит каждая цифра, скажите.
2. Устный счет.
- Первое, что нам сейчас нужно сделать, чтобы включиться в работу - это расшифровать то, что написано у меня на доске. Разгадав, вы узнаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке.
* Из набора цифр составить слова. «Нумерованный алфавит».
Д. 21,14,15,16,8,1,20,30 10 5,6,13,10,20,30.
УМНОЖАТЬ и ДЕЛИТЬ
- Молодцы! Справились все правильно, значит, мы сегодня будем делить и умножать. Самое время вспомнить и о таблице умножения.
* Карточки – минутки. Таблички на знание таблицы умножения каждому персонально.
- Молодцы! Хорошо справились!
3. Повторение пройденного материала.
- А теперь напомните мне, пожалуйста, какие числа мы делили и умножали на прошлых уроках? (КРУГЛЫЕ). Почему они так называются? (они имеют в записи нуль).
- Но вы ведь, наверное, знаете, что не только числа могут быть круглыми, но и предметы, которые нас окружают. По каким признакам мы их называем круглыми?
- Круглыми их называют по форме. Круглые предметы это те предметы, которые имеют форму шара, круга, кольца. Чем отличается круг от шара?
- Пожалуйста, назовите такие предметы, вокруг нас, на улице.
*Дети называют примерно 10 предметов.
- Я предлагаю вам отгадать мой предмет, с ним мы сегодня будем работать целый урок, и думаю, что много чего о нем узнаем….
- Прежде чем приступить к работе - есть одно НО!!..Нужно напомнить мне и себе правила деления и умножения круглых чисел на однозначное число.
*Дети вспоминают правила.
1. Чтобы умножить круглое число на однозначное, нужно умножить количество десятков и прибавить нуль.
*Вывешиваю табличку.
- А что нужно сделать, чтобы поделить?
2.Чтобы поделить круглое число на однозначное, нужно разделить количество десятков и прибавить нуль.
*Вывешиваю табличку.
- Итак, этот предмет неодушевленный, значит, отвечает на вопрос? – ЧТО
*Каждому выдается персональная карточка.
180 |
200 |
800 |
50 |
400 |
100 |
70 |
40 |
Б |
Р |
У |
С |
Н |
И |
К |
А |
100 х 4 = 400 Н 280 : 4 = 70 К 400 х 2 = 800 У
400 : 2 = 200 Р 90 х 2 = 180 Б 360 : 9 = 40 А
20 х 5 = 100 И 200 : 4 = 50 С
* После того как отгадали, картинку на доску.
- Брусника. Кто из вас видел ее или может быть пробовал?? ….
- Она имеет много полезных для организма веществ, обладает целебными свойствами, в ней очень много витаминов. Особенно она полезна в весенний период, когда наш организм ослаблен, а вот заготавливают ее осенью.
- Об этом и наша задача, её мы будем решать устно.
- Перед вами лежат карточки – раскраски с задачей о бруснике. Работаем с ними. Можно брусничку раскрасить во время работы, если хотите.
ЗАДАЧА.
- Осенью ребята собирали бруснику по 10 кг ягоды в день. Сколько кг ягоды собрали ребята за неделю?
- Давайте вспомним, сколько в неделе дней? Назовите их.
- Молодцы!
- Растет эта ягода на болотах, и собирать ее дело не простое. Но мы сейчас это попробуем, как раз и разомнемся немного, отдохнем.
*ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Перед вами карта Нытвенского района, на карте условным знаком «болото» , вот он перед вами, обозначены природные болота, они же места произрастания брусники. Внимательно рассмотрите карту и принесите в корзинку только те населённые пункты района, где можно собрать бруснику.
**Карточки: - Рядом с названием - ягода, карточки разложены и расклеены по классу.
1. п. Уральский
2. п. Новоильинский
3. с. Шерья
4. д. Шумиха
5. с. Григорьевское
6. д. Постаноги
7. д. Чекмени
8. с. Мокино
- Хорошо, молодцы! У нас получилось, что только рядом с двумя населенными пунктами произрастает эта ягода. Назовите их.
- Трудно вам пришлось? Что было самым трудным?
- Вы справились, брусники насобирали, пришло время ее перерабатывать.
- Как думаете, как хранят бруснику? Что из нее делают?
(Варенье, компоты, ее можно замораживать, а можно и мочить.)
- Следующая задача как раз вам рассказывает о том, что делают с брусникой и если, вы решите правильно задачу, то вы точно её попробуете.
Решение задачи.
- Так вот, для приготовления моченой брусники нам понадобится: 500 мл воды, 500 граммов брусники, а меда в 2 раза меньше, чем брусники. Найдите сколько меда нужно для приготовления моченой брусники?
- О какой бруснике идет речь в задаче?
- Что с ней делали? - Мочили
- Как вы думаете, почему ее замачивают, а не варят, например, из нее варенье? (Сохраняется больше витаминов, если не проходит тепловую обработку.)
* Составляем краткую запись.
- Записываем, что нам нужно для приготовления моченой брусники?
Вода – сколько воды?- 500 мл
Брусника – 500 гр
Мёд – в 2 раза больше, чем брусники - ?
- Сколько знаков вопроса?
- Значит, сколько будет действий?
**Решаем самостоятельно.
- Кто мне ответит, сколько же нужно меда, чтобы получилась моченая брусника вкусной и полезной.
4. Подведение промежуточных итогов.
- При решении задачи, вы каким правилом пользовались? – правилом умножения круглых чисел на однозначное число.
- Какие арифметические действия мы сегодня выполняли?
- Какие числа умножали и делили?
- На какое число?
- Молодцы! Вы все хорошо поработали, и думаю, заработали приз. Но для получения его вам нужно еще чуточку потрудиться – решить примеры…правильно!
- У меня на столе карточки с ответами, но … вам нужно решить примеры, найти свой ответ, перевернуть и посмотреть есть ли у вас там слово «приз». Если это слово есть, то вы можете рассчитывать сегодня на брусничный пирог.
Итог урока:
- Отметить работу учащихся.
- выставить оценки за урок.
* Дополнительная задача, если останется время.
- Две бригады заготовителей работали на сборе брусники. Первая бригада собрала 8 корзин по 30 килограмм в каждой корзине, а вторая - 5 корзин по 30 килограмм в каждой корзине. Сколько всего килограммов брусники собрали бригады заготовителей?