12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мырова Елена Сергеевна1573
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку»

 Учитель-логопед: Мырова Елена Сергеевна.

ГБОУ «Школа № 37» г. Москва.

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР.

 Тема: «Составление описательного рассказа по опорным схемам «Лебедь».

Цель занятия: закрепить навык составления описательного рассказа по опорным схемам.

 Задачи занятия:

Актуализировать словарь прилагательных по теме «Перелетные птицы».

Закрепить умение использовать в речи предлог «НАД».

Закрепить навык составления описательного рассказа по опорным схемам.

 Оборудование:

средства мультимедиа: слайды перелетных птиц (ласточка, соловей, кукушка, грач, аист, утка, лебедь), слайды с изображением горы, леса, поля, города, реки, озера; опорные схемы для составления описательного рассказа; музыкальный видеоролик о лебедях;

игрушка утенок Тим;

лебеди, сделанные руками детей по технике оригами, под руководством воспитателя.

 ХОД ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Логопед: Ребята, у нас гости, мы удивлены (изображают удивление). Гостям всегда мы рады (изображают радость). Улыбнитесь им широко и приветливо.

А теперь давайте представимся. Меня зовут Елена Сергеевна. А вас? (Дети

представляются: Меня зовут Алена. Мое имя* Саша Иванов...)

Посадка. Пройдите к своим местам. Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел утенок Тим. Какой он славный. Сядет тот, кто назовет Тима ласково.

Дети: Тимка.

Дети: Тимошка

Дети: Тимочка.

Логопед: А откуда вылупился Тимка?

Дети: Тимка вылупился из яйца.

Логопед: Чем любит заниматься Тимка? Подберите слова-действия.

Дети: плавать.

Дети: нырять.

Дети: крякать.

Логопед: Какой утенок Тимка? Подберите слова-признаки.

Дети: маленький.

Дети: пушистый.

Дети: желтый.

Дети: забавный.

Логопед: А кто же такой Тим? Как по-другому можно назвать утенка? (Как назвать одним словом утенка, грача, синичку, воробья?)

Дети: Птица.

II. 1. Сообщение темы Формирование представлений о перелетных птицах.

Логопед: Мы сегодня будем говорить о птицах. Утенок Тим хочет вас познакомить со своими друзьями (на экране появляются слайды перелетных птиц с музыкальным сопровождением - голосами птиц: ласточка, соловей, кукушка, грач, аист, утка)

Логопед: Какие это птицы зимующие или перелетные?

Дети: Это перелетные птицы.

Логопед: Почему их называют перелетными?

Дети: Потому что они улетают в теплые края.

Логопед: Они сразу все улетают на юг?

Дети: Нет.

Логопед: Какие из этих птиц улетают первыми?

Дети: ласточка, соловей, грач.

Логопед: Правильно, и улетают они потому, что с наступлением первых холодов исчезают насекомые и птицам нечего есть. Какие птицы улетают последними?

Дети: утки.

Логопед: правильно, эти птицы питаются рыбой, водными растениями и насекомыми и остаются пока не замерзнут реки и озера, почти да зимы.

Логопед: Внимание на экран. Это опорные символы, они помогут рассказать о перелетных птицах (на слайде № 1 внизу появляются опорные схемы). Логопед: (показывая на карточки* символы) Кто это? Дети: Это перелетные птицы. Логопед: Назовите самую крупную птицу. Дети: Аист.

Логопед: Назовите самую маленькую перелетную птицу. Дети: Соловей.

Логопед: У каждой птицы свой окрас. Какая птица имеет только черные перья? Дети: Грач.

Логопед: У какой птицы пестрая грудка? Дети: У кукушки.

Логопед: У какой птицы белая грудка?

Дети: У ласточки.

Логопед: Маша, назови части птиц.

Маша: Голова, глазки, клюв, шейка, грудка, спинка, крылья, хвост.

  1. Актуализация словаря (работа над антонимами) Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Логопед: Утенок Тим предлагает вам поиграть в игру «Наоборот». Аист крупный, а соловей.... Дети: маленький.

Логопед: У кукушки короткая шея, а у аиста .... Дети: длинная

Логопед: У грача грудка черная, а у ласточки... Дети: белая.

  1. Актуализация словаря. Работа над сложными прилагательными Логопед: Посмотрите на наш слайд. Кого можно назвать длинноногим? Дети: аиста.

Логопед: Почему? Дети: У аиста длинные ноги. Логопед: Значит аист какой? Дети: Длинноногий.

Логопед: Кого можно назвать звонкоголосым?

Дети: соловья.

Логопед: почему?

Дети: У соловья звонкий голос.

Логопед: Значит, соловей какой?

Дети: звонкоголосый.

Логопед: Кого можно назвать водоплавающей птицей?

Дети: Утку. Логопед: Почему?

Дети: Потому, что утка плавает на воде. Логопед: Значит утка какая? Дети: водоплавающая.

  1. Работа над предпожно-падежными конструкциями с использованием предлога «НАД»

Логопед: Тим, что-то ты загрустил, может по маме заскучал. Ребята, а кто у Тима мама? (мама-утка, папа-селезень, они на нашем слайде) Значит, Тим тоже перелетная птица.

Логопед: Как летят перелетные птицы в теплые края? (Они летят вместе или по одиочке?)

Дети: Птицы собираются в стаи, в косяки и так летят на юг. Логопед: Правильно, путь им предстоит долгий и трудный, но они увидят много интересного.

Логопед: Над чем пролетают перелетные птицы?

Дети: Птицы пролетают над лесом. Птицы пролетают над городом. Птицы пролетают над полем. Птицы пролетают над горой.

Логопед: А вот и озеро. Над чем еще пролетают птицы? Дети: Птицы пролетают над озером.

  1. Динамическая пауза.

    1. Логопед: Ой-Ой, наш утенок Тим что-то пропищал. Да это же он нас приглашает на танец. Выходите все в круг.

«Танец маленьких утят» (дети выходит на ковер и исполняют танец маленьких

утят)

    1. Логопед: А озеро наше непростое. На нем живут лебеди. Лебеди летели, на озеро сели.

Сели, посидели, снова полетели. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться,

Очень бесшумно на место садятся (дети садятся на свои места).

  1. Составление описательного рассказа по опорным схемам. Ответы детей на вопросы логопеда по опорной схеме. Логопед: Кто был на озере?

Дети: Лебеди.

Логопед: Это лебедь. Внимание! Перед вами опорные символы, они помогут составить рассказ о лебеде.

Логопед: Кто это?

Дети: Это лебедь.

Логопед: Ваня, какой лебедь по размеру?

Дети: Лебедь - это крупная, перелетная, водоплавающая птица.

Логопед: Какого цвета перья у нашего лебедя?

Дети: Перья у нашего лебедя белого цвета.

Логопед: Какая у птицы голова?

Дети: Голова у лебедя небольшая, глазки у лебедя маленькие, блестящие черного цвета. У лебедя мощный плоский клюв.

Логопед: Рассмотрите шею лебедя. Опишите ее.

Дети: У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея.

Логопед: Какие крылья у нашей птицы?

Дети: У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему летать в далекие теплые края.

Логопед: Чем питается лебедь?

Дети: Лебедь питается водными растениями, водными червячками и рыбой.

Логопед: Ребята, поднимите руки, кому нравится лебедь. За что тебе нравится лебедь?

Дети: Мне нравится лебедь за красоту.

Логопед: Алина, пожалуйста, расскажи нам о лебеде.

Описательный рассказа о лебеде.

Это лебедь. Лебедь - крупная, перелетная, водоплавающая птица. У нашей птицы перья белого цвета. Голова у лебедя небольшая с небольшими черными, блестящими глазками. У лебедя мощный плоский клюв. У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея. У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему лететь в далекие теплые края. Лебедь любит лакомиться водными растениями, водными червячками и рыбой. Лебедь плывет неспешно, гордо, плавно. Лебедь очень красивая птица.

Логопед: Ребята, вам понравился рассказ Алины. Давайте поблагодарим Алину и поаплодируем.

7. Встреча гостя занятия - Царевны-Лебеди.

Логопед: Лебедь издавна считается царем птиц за гордость, красоту и мудрость. Даже художник Врубель изобразил красоту лебедя в образе девушки. Посмотрите на картину, как прекрасна наша царевна-лебедь. Неслучайно самую красивую девушку называли лебедушкой. Когда шла красавица говорили, что у нее лебединая походка, значит неторопливая и плавная как у птицы лебедя.

Царевна-Лебедь выходит к ребятам плавно и не спеша. Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам на занятие неслучайно. Ведь я зовусь Царевна-Лебедь.

Царевна - Лебедь: Пришла я к вам не с пустыми руками, а с озером лебединым, да только никто там не живет. Я взмахну сейчас рукавом, а вы оживите это озеро.

Логопед: Давайте поможем прекрасной царевне. Каждый возьмите своего лебедя и посадите на озеро.

(дети под музыкальный видеоролик о лебедях на слайде № 6 приклеивают поделки под руководством воспитателя)

Царевна-Лебедь: Спасибо вам, мои друзья.

Не буду одинока я.

Мы с Тимом вместе улетаем

Гостинец сладкий оставляем, (царевна прощается и уходит).

III. Итог.

Логопед: Вот и закончился перелет птиц в теплые края. Когда обратно вернутся птицы в родные края? (весной) Мы будем ждать их с нетерпением.

Опубликовано в группе «Дополнительные материалы к уроку»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.