12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Артамонова Ольга Владимировна201
Учитель биологии высшей категории МБОУ "Лицей "Школа менеджеров" города Новомосковска Тульской области, стаж работы 14 лет
Россия, Тульская обл., Новомосковск
2

Мастер - класс «Организация повторения и обобщения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по биологии»



Обобщение
PPTX / 89.83 Кб

Организация повторения и обобщения при подготовке учащихся к итоговой аттестации по биологии.

Теория.

Обобщение - это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов.

Задачи обобщающего урока очень многогранны: это повторение, закрепление и систематизация знаний.

Важно проверить осмысливание отдельных элементов целостной системы понятий, восполнить пробелы в знаниях на основе контроля и оценки. Урок строится так, чтобы были раскрыты важнейшие идеи темы, подведены итоги и сделаны выводы.

В целях обобщения и систематизации знаний уроки строятся в проблемном или репродуктивном плане и могут относиться к разным видам: урок-объяснение, урок лабораторной работы, киноурок, урок с использованием телевизионных передач или урок-семинар.

Для всех обобщающих уроков разных видов характерно акцентирование на основных и наиболее трудных вопросах.

Обобщающий урок обычно складывается из следующих этапов:

1) постановка задач;

2) повторение основных вопросов темы;

3) выявление ведущих идей и систематизация знаний вокруг основополагающих понятий, их дальнейшее развитие и углубление;

4) обсуждение наиболее трудного и важного материала;

5) подведение итогов.

Знания учащихся оцениваются на всех этапах обобщающего урока.

В зависимости от роли и места в учебном процессе различаются следующие этапы обобщения и систематизации знаний:

Первичное обобщение осуществляется во время восприятия и осознания учебного материала.

Частное или понятийное обобщения осуществляются на уроке в процессе работы над усвоением новых понятий.

Поурочное обобщение и систематизация заключаются в определении между изучаемыми понятиями общих признаков и свойств, в объединении усвоенных понятий в системы, в раскрытии связей и отношений между элементами данной системы, размещении их в определенном порядке.

Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени.

Итоговое обобщение и систематизация служат для установления связей и отношений между системами знаний, усвоенных в процессе овладения целым курсом.

Формы систематизации.

Индивидуальная

Групповая

Фронтальная

Взамимосистематизация, когда учащиеся составляют кроссворды, ребус, тесты, обмениваются ими.

Индивидуальная систематизация.

При индивидуальном контроле каждый ученик получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма систематизации целесообразна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

Такая форма систематизации всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.

Групповая систематизация.

При проведении такой систематизации знаний класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели систематизации группам предлагают одинаковые или разные задания

Групповую форму систематизации применяют:

а) При повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала.

б) При выделении приемов и методов решения задач

в) При выявлении наиболее рационального решения задач или доказательства теорем.

Иногда групповую систематизацию проводят в виде уплотненного опроса.

Фронтальная систематизация.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этого систематизации изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

Взаимная систематизация

Роль взаимного систематизации качества и эффективности учебной деятельности школьников трудно переоценить.

Практика.

В сентябре выявляю учащихся 11-ого и 9-ого класса, выбравших биологию для ЕГЭ или ОГЭ. Далее составляю примерный тематический план повторения учебного материала. Провожу групповые занятия 1-2 раза в неделю во внеурочное время, заранее согласованное с администрацией школы.

Считаю, что не следует начинать подготовку к экзамену с вариантов экзаменационных работ, ибо в них материал распределён вразнобой, а не в соответствии со структурой и программой курса школьной биологии. Именно поэтому при организации повторения придерживаюсь обычной последовательности программы и оглавления действующих учебников и учебных пособий.

Дополнительные занятия по подготовке к ЕГЭ разбиваю на блоки по содержанию материала (темы) и провожу по следующей схеме:

1 занятие – лекционный обзор темы или блока тем;

2 занятие – фронтальная работа по разбору тестов первой части;

3 занятие – семинар и разбор заданий второй части;

4 занятие – контрольное тестирование по теме.

С КИМами работаем только в конце учебного года, когда все темы повторим, и знания будут приведены в систему.

Опубликовано


Комментарии (1)

Евгений Алексеевич, 17.12.21 в 15:12 0Ответить Пожаловаться
Ольга Владимировна!

Посмотрел, спасибо. Если есть желание, зайдите ко мне и посмотрите мои уроки обобщения в виде интеллектуальных игр по всем классам. С уважением Е.А.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.