Статья «Составление задач и уравнений - как творческое домашнее задание»

1
0
Материал опубликован 19 November 2018

Тема:

«Составление задач и уравнений –

как творческое домашнее задание»

Выполнила:

Глухова Наталья Владимировна,

учитель математики

МБОУ «Потаповская СОШ №8»,

с.Потапово Енисейского района,

Красноярского края

Пояснительная записка

Домашняя работа имеет очень важное значение для формирования у обучающихся самостоятельности, ответственности; служит важнейшим средством углублённого усвоения и закрепления знаний, умений и навыков. Не секрет, что часть учеников не выполняют домашние задания или выполняют некачественно. Эту проблему можно решить с помощью необычного домашнего задания.

Цель данной домашней работы: придумать новое задание, для того, чтобы систематизировать знания по конкретной теме и применить их в нестандартной ситуации.

Эту работу можно предложить в 5-6 классах. Дается четкая инструкция к выполнению, критерии оценивания. Время на выполнение задания индивидуально.

 

 

Хочу поделиться опытом применения такого домашнего задания, как составление задач и уравнений. Деятельность по самостоятельному составлению задач и уравнений способствует развитию таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, обобщение, содействует укреплению связи математики с жизнью.

Также формируются такие универсальные учебные действия, как познавательные (уметь формулировать условие задачи, ставить вопрос, уметь устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи); регулятивные (самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, выдвигать версии решения проблемы, составлять план решения проблемы, адекватно себя оценивать); коммуникативные (уметь аргументировать свою точку зрения, учиться признавать ошибочность своего мнения, корректировать его).

Одной из рекомендаций для учителя по оцениванию на уроке является следующая: «Критерии оценки выполнения должны быть известны учащимся до их выполнения. Они могут быть разработаны вместе с учащимися или сообщаться самим учителем» [1].

У учащихся важно формировать умение оценивать свои результаты, видеть свои ошибки, знать требования к работам разного вида. Это формируется при оценке домашних работ такого типа.

Приведу конкретный пример. После изучения темы «Среднее арифметическое» обучающимся пятого класса дается следующее домашнее задание: придумать задачу, решить и проиллюстрировать.

Инструкция:

По учебнику математики повторить тему «Среднее арифметическое».

Придумать задачу, связанную с этой темой.

Решить задачу.

Сделать иллюстрацию.

Критерии оценивания разработали вместе с детьми. Конечно, это заняло время, но это надо обсуждать, учить этому. Вот что у нас получилось.

Критерии:

Правильная формулировка задачи -2б

Формулировка с неточностями-1 б

Верное решение -2б

Верный алгоритм решения, но есть вычислительные ошибки -1б

Неверный алгоритм решения или отсутствие решения -0б

Иллюстрация есть и помогает решению -2б

Просто иллюстрация – 1б

Отсутствие иллюстрации -0 б

6 б – «5»

4-5 б – «4»

3 б – «3»

Вот примеры нескольких работ:

Также, учитывается личностно-ориентированный подход в обучении, т.к. это задание охватывает разные умения и интересы: придумать, решить, нарисовать. И, действительно, у кого-то лучше получиться формулировка задания, у кого-то иллюстрация, кто-то применит познавательный материал и т.д.

Большой интерес вызывают у обучающихся составление уравнений с использованием материала из разных источников информации.

Инструкция к такому заданию следующая: составить уравнение так, чтобы ответом был интересный факт из энциклопедий, сети Интернет.

Вот пример некоторых уравнений, составленных пятиклассниками:

Решив это уравнение, вы узнаете, какую скорость может развивать гепард (в км/ч).

(х-3)0,4=39, 2

Решите уравнение и узнаете, в каком году нашли первые останки динозавров?

7 х : 2=6377

Какой длины были руки у первобытного человека? Решите уравнение и получите ответ в сантиметрах.

х : (13,3+2,7) = 5

Понятно, с каким увлечением ученики решают эти уравнения, обсуждают ответы, удивляются новым фактам! Никого не надо заставлять! И учитель будет иметь возможность поближе узнать своих учеников, их интересы и увлечения!

Ученик должен понимать, что чем активнее он участвует в собственном обучении, тем выше могут быть результаты обучения.

В заключение хочу привести слова арабского математика Аль-Бируни: «Знания – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит».

Список литературы:

Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2013.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.