Технологическая карта урока
Тема урока: Составные задачи на сложение и вычитание.
Цели для ученика 1. Научиться решать составные задачи на сложение и вычитание 2. Познакомиться с понятием «составная задача»; 3. Научиться отличать составные задачи от простых, записывать условие составной задачи в форме краткой записи. | Цель: Решать составные задачи на сложение и вычитание. Задачи: Образовательные: научить чтению и анализу , схем; активизировать познавательную активность; раскрыть типичные черты и.т.д. Развивающие : продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи; приводить примеры, формировать умения работы с таблицами, схемами и т.д. Воспитательные: воспитание чувства любви к Родине; гордости за свой край; формирование экологической культуры; эстетическое воспитание и т.д. |
Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Форма урока урок – беседа |
Опорные понятия, термины понятия «составная задача», простая задача, | Новые понятия «составная задача» |
Формы контроля парный, индивидуальный. | Домашнее задание стр. 46 № 101 ( б, в), тетрадь. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы | Формируемые УУД | ||||||||||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) Цели: включение учащихся в деятельность | Обеспечивает мотивацию выполнения. Придумано кем-то просто и мудро, Добрый день, ребята и уважаемые гости! 1 слайд. Приветствие Настроение каково Все такого мнения! Может вы уже устали? Может ляжем , отдохнём? Все за парты дружно сели. Друг на друга посмотрели - Хорошо, приступаем к работе. Откройте тетради и запишите число и классная работа. Логическая разминка. -Продолжите числовой ряд. 12,23,34,…,…,… - Найдите закономерность. Запишите получившиеся числа. - Какие получились числа? | Подготовка учащихся к уроку. Дети здороваются. Проверяют готовность к уроку. Дети объясняют понимание пословицы. Учащиеся выполняют записи. Дети выполняют задание и дополняют запись чисел. 12,23,34,45,56,67 | Беседа Взаимообъяснение. | Познавательные самоопределение. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы Регулятивные настраиваются на работу, определение личной (индивидуальной) мотивации обучения | ||||||||||||||||||||||||
II Актуализация знаний ( 4 мин) Цель: обеспечение готовности учащихся к включению в обучающую деятельность, повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Организовывает устный коллективный опрос. Побуждает к высказыванию своего мнения. Организует взаимопроверку. – Чтобы узнать о чём мы сегодня будем говорить, вам придётся найти значения этих числовых выражений . 5 * 4 = 20- а 9 * 6 =54 - и 7* 6 =42 - ч 3* 3 =9- з 8* 4=32 – д 8 * 5 = 40- а
Дети по цепочке решают по одному примеру, проверяют друг у друга правильность вычислений. -Заполняем таблицу. -О чём будем сегодня говорить на уроке? |
О задачах | Взаимообъяснение. | Коммуникативные слушают учителя. Строят понятные для одноклассников высказывания. Отвечают на вопросы учителя. | ||||||||||||||||||||||||
III.Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цель: обсуждение затруднений, проговаривание цели урока, темы | Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые предположения. Побуждает к высказыванию своего мнения. Подведение к теме урока, которую обучающиеся назовут сами. - А теперь определим, что нового мы сегодня узнаем о задачах. На доске краткая запись задачи в виде таблицы
- Сколько вопросов в этой задаче? - Какой? На доске две схемы: ? 30 п. 15п. 45п. ? 20п. - Какая схема подходит к этой задаче? - Сформулируйте задачу к краткой записи и выбранной схеме. Решите (один ученик у доски) Как называются задачи, которые мы решали? На доске краткая запись задачи в виде таблицы
- Что можете сказать об этой задаче по краткой записи? - Что вас смутило? - Сколько вопросов в этой задаче? - Какие? Из каких двух задач составили эту задачу? - Догадались, как называются такие задачи? - Вот мы и выяснили тему урока: Составные задачи на сложение и вычитания. - Теперь попробуем сформулировать цель урока: что нового узнаем, чему сегодня будем учиться. На доске (слайде) Научимся отличать… Будем учиться записывать… Будем учиться решать… - Узнаем, что такое составные задачи. | Пытаются анализировать задачи. Высказывают свои мнения. Фиксируют проблему. Один. Первая. Формулируют условие задачи. Решение задачи: 30+15=45 (п.) Ответ: 45 пассажиров. -Один. -Вторая. 45-20=25 (п.) Ответ: 25 пассажиров. Простые. Дети не могут понять, о чём их спрашивают, они в замешательстве. Два. Сколько пассажиров стало после того, когда сели в автобус и сколько Составные. -Будем учиться решать составные задачи. Дети дополняют предложения. Научимся отличать составные задачи от простых, будем учиться записывать условие составной задачи и решать. | Взаимообъяснение. | Коммуникативные слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы. Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют пошаговый контроль по результату. Коммуникативные слушают учителя, строят понятные для собеседника высказывания. Отвечают на вопросы учителя. Формулируют выводы. Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют взаимопроверку. Осуществляют пошаговый контроль по результату. | ||||||||||||||||||||||||
IV.Изучение нового материала (20 мин) Цель: - более глубокое усвоение знаний, высокий уровень обобщения, систематизации. | Решаем задачу. № 225 - Чертим схему по главным словам в задаче (ехали, сели, вышли, осталось). - Сколько ехало? - Сколько сели? - Сколько вышло? - Вопрос у задачи какой? - Сможем сразу ответить на вопрос задачи? - Почему? - Каким действием найдём? - Теперь мы можем узнать сколько пассажиров осталось в автобусе? - Сколько действий получилось? - Почему? № 226. – По данной схеме составьте решение задачи. Запись: – По данному решению составьте задачу. № 227. – Прочитайте задачу. – Что известно? – Что требуется узнать? – Рассмотрите схемы. Какая схема соответствует данной задаче? (Вторая схема.) – Решите данную задачу. – Вычислите и запишите ответ. № 229. – Прочитайте задачу. – Что известно? – Что требуется узнать? – Сделайте краткую запись к данной задаче в виде таблицы.
| ? 20п.
. 30п. 15п. 30 15 20 -Осталось? -Нет. -Не знаем сколько пассажиров стало после посадки. 30+15=45 (п.)- стало после посадки. 45-20=25 (п.) Ответ: 25 пассажиров. -Два. -Потому что сначала нужно было узнать сколько пассажиров стало после посадки, а потом сколько пассажиров осталось. В магазине в первый день продали 20 кг соли, а во второй день – 30 кг. Сколько килограммов соли осталось, если было 100 кг соли? Решение: 1) 100 – 20 = 80. 2) 80 – 30 = 50. Запись: Было – 250 кн. Привезли – 25 кн. и 25 кн. Стало – ? кн. Решение: 1) 250 + 25 = 275 (кн.) 2) 275 + 25 = 300 (кн.) – стало. Ответ: 320 книг. Решение: 1) 300 – 40 = 260 (уч.) – осталось. 2) 260 + 50 = 310 (уч.) – стало. Ответ: 310 учебников. | Взаимообъяснение. | Регулятивные исследуют условия учебной задачи, обсуждают способы решения. Осуществляют самоконтроль. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные строят рассуждения, умеют использовать речь для регуляции своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Обосновывают выбор способа решения. Познавательные анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения, обобщают и систематизируют изученный материал. Применение опорных знаний для решения текстовых задач. | ||||||||||||||||||||||||
Физминутка ( 2 мин) | Организует к выполнению физминутки. | |||||||||||||||||||||||||||
V. Закрепление нового материала (10 мин) Цель: - проверить умение | Работа в паре. Обосновывают выбор способа решения. Высказывают свои предложения в паре. - Сейчас я предлагаю вам выполнить задание в парах. Две задачи на две пары. 1.В классе 15 мальчиков, а девочек на 5 больше. Сколько всего детей в классе? 2.Измени вопрос так, чтобы задача решалась в два действия. Записать результаты работы на карточке. Проверка задач. Самопроверка. Для украшения новогодней ёлки школьники сделали 7 фонариков, а гирлянд – на 3 больше. Сколько гирлянд сделали школьники? 2.Измени вопрос так, чтобы задача решалась в два действия Записать результаты работы на карточке. Проверка задач. Самопроверка. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Дети в парах решают задачи. 1)15+5=20(д.)-в классе. 2)15+20=35(д.) Ответ: 35 детей. Вопрос должен стать таким: Сколько всего новогодних игрушек сделали школьники? 1)7+3=10(г.)- сделали. 2)7+10=17(и.) Ответ:17 новогодних игрушек. | контроль | Регулятивные принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Коммуникативные: строят рассуждения своего действия. Учатся формулировать собственное мнение и позицию. Обосновывают выбор способа решения. | ||||||||||||||||||||||||
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин) Цель: осознание учащимися затруднений и самооценка результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности. | Побуждает к самооценке. - С каким понятием сегодня познакомились? - Достигли нашей цели? - Что получилось особенно хорошо? - Над чем нужно поработать? Зелёной – понравилось, Жёлтой – интересно, Красной – скучно. | Составная задача. Ответы детей на вопросы. | взаимообъяснение | Коммуникативные формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции материала и как они их усвоили ( что получилось, что не получилось и почему). Регулятивные рефлексия своих действий. | ||||||||||||||||||||||||
VIII. Домашнее задание (2 мин) | Дает комментарий к домашнему заданию. | Записывают домашнее задание. Выставляют оценки за работу на уроке. | беседа |