12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Петрова Наталья Васильевна349
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №49 г. Шахты Ростовская область


подготовила

учитель русского языка и литературы

Петрова Наталья Васильева

2018 год

 Тема урока: «Составное глагольное сказуемое».

Цели урока:

 1. создать условия для формирования у учащихся понятия о составном глагольном сказуемом и способах его выражения, правильно конструировать предложения с различными типами сказуемых;

 2. развивать умение определять в предложении грамматическую основу, находить сказуемое в предложении, уметь определять, чем выражено сказуемое, навыки грамотного письма;

 3. воспитывать внимательное отношение к окружающей нас природе, воспитать хорошие манеры поведения, уважение к старшим.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока.

1. Организационное начало урока.

- приветствие

- прочитайте высказывания великих философов и выберите понравившееся. (ЗАПИСАТЬ НА ДОСКЕ)

«Важно не количество знаний, а качество их». Л. Толстой

«Лучший ученик догоняет тех, кто впереди, а не ждет тех, кто сзади». Аристотель

«Час практики принесет больше пользы, чем день теории». Ж-Ж. Руссо

- Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке соответствовала выбранному высказыванию.


 

2. Активизация познавательной деятельности.

Фронтальный опрос.

 

Задание 1. Ответьте на вопросы. Подготовьте связный ответ на тему «Грамматическая основа предложения» в соответствии с вопросами.

Без чего не может быть предложения?

Что ты знаешь о грамматической основе предложения?

Что ты знаешь о подлежащем?

Чем может быть выражено подлежащее?

Что ты знаешь о сказуемом?

Где пригодятся знания о грамматической основе?

Проверка, самооценка (отметьте возле соответствующего предложения)

Я уверенно знаю тему «Грамматическая основа»- 1

Мне необходимо еще изучить тему-0


 

Задание 2. Выделите грамматическую основу в предложениях. (К ДОСКЕ ВЫЗЫВАЮТСЯ УЧЕНИКИ: 1 УЧЕНИК – 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ВЫПИСАТЬ Г/О)

1. У самой воды росли незабудки.

2. Что – то упало с крыши.

3. Трое покинули комнату.

4. Мы с Ваней тоже поедем.

5. Три человека отказались от поездки.

6. Смеяться полезно для здоровья.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

3. Постановка темы и цели. Работа в группе.

Задание 3. Найдите грамматические основы в предложениях. Подумайте по какому принципу они распределены в разные группы

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Мы учимся в школе.

Мы начинаем учиться в семь лет.

Мы учимся хорошо.

Мы хотим учиться хорошо.

Он учит иностранный язык

Мы можем выучить иностранный язык.


 

- Что особенного вы заметили в выражении сказуемого?

- Из скольких слов состоит сказуемое первой группы? Второй?

- Вам знакомы такие сказуемые?

- Сформулируйте тему урока. (Составное глагольное сказуемое)

- Почему составное?

- Чему вы хотели бы научиться на уроке?

- Запишите свои цели.


 

4. Изучение новой темы. Работа в группе.

- Основная наша цель: научиться находить сказуемое, потому что именно сказуемое отражает реальность события, предмета.


 

Задание 4. Прочитайте предложения, найдите сказуемые. Используя статью на стр. 331 подготовьте ответы на вопросы.

Дождь перестал стучать по крыше.

Скоро здесь жизнь начнет бить ключом.

Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

Какой компонент выражает лексическое значение?

Чем он выражен?

Какой компонент выражает грамматическое значение?

Чем он выражен?

Что может использоваться в качестве вспомогательного компонента?

Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

5. Фронтальная беседа.

6. Тренировочные упражнения. 

Задание 5. Работа в парах. Восстановите составные сказуемые в предложениях, используя вспомогательные компоненты из справочного материала. Ответьте на вопрос. (К ДОСКЕ 1 УЧЕНИК – 1 ПРЕДЛОЖЕНИЕ)

Я хотел прочитать книгу.

Ветеринар согласился лечить зайца.

Я начал расспрашивать его о жизни.

Шофер должен быть внимателен.

Максим готов помочь друзьям.

Справочный материал: хотел, согласился, начал, должен, готов.

- Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

Задание 6. Самостоятельная работа. Выделите грамматические основы.

1. Знания ценились людьми во все времена.

2. В Древнем Египте многие люди хотели освоить грамоту.

3. Правда, для этого человек должен был выучить множество знаков-иероглифов.

4. Зато потом грамотный человек мог не беспокоиться за свое будущее.

5. Поэтому египтяне старались обучить своих детей грамоте.


 

Взаимопроверка, самооценка (отметьте + соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно- 1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

7.Подведение итогов. Рефлексия.

- Какая тема урока?

- Вспомните поставленные цели. Достигли вы поставленных целей?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Соответствовала ваша работа выбранному высказыванию?

- Какую бы вы поставили оценку за урок своему соседу, себе?

- Поставьте оценки.


 

Домашнее задание.

По выбору учащихся:

- Стр. 332 упр. 29.

- Стр 333 упр 32 (восстановить и записать только составные сказуемые)

- Выписать 5 предложений с составными глагольными сказуемыми.


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение. Маршрутный лист.

Число_____________________________________________________________

Ф.И.______________________________________________________________

Тема урока: __________________________________________________________________

Цель урока:________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 1. Ответьте на вопросы. Подготовьте связный ответ на тему «Грамматическая основа предложения» в соответствии с вопросами.

Без чего не может быть предложения?

Что ты знаешь о грамматической основе предложения?

Что ты знаешь о подлежащем?

Чем может быть выражено подлежащее?

Что ты знаешь о сказуемом?

Где пригодятся знания о грамматической основе?

Проверка, самооценка (отметьте возле соответствующего предложения)

Я уверенно знаю тему «Грамматическая основа»-1

Мне необходимо еще изучить тему-0


 

Задание 2. Выделите грамматическую основу в предложениях.

1. У самой воды росли незабудки.

2. Что – то упало с крыши.

3. Трое покинули комнату.

4. Мы с Ваней тоже поедем.

5. Три человека отказались от поездки.

6. Смеяться полезно для здоровья.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

Задание 3. Найдите грамматические основы в предложениях. Подумайте по какому принципу они распределены в разные группы

Простое глагольное сказуемое

Составное глагольное сказуемое

Мы учимся в школе.

Мы начинаем учиться в семь лет.

Мы учимся хорошо.

Мы хотим учиться хорошо.

Он учит иностранный язык

Мы можем выучить иностранный язык.


 

Задание 4. Прочитайте предложения, найдите сказуемые. Используя статью на стр. 331 подготовьте ответы на вопросы.

Дождь перестал стучать по крыше.

Скоро здесь жизнь начнет бить ключом.

Из каких компонентов состоит составное глагольное сказуемое?

Какой компонент выражает лексическое значение?

Чем он выражен?

Какой компонент выражает грамматическое значение?

Чем он выражен?

Что может использоваться в качестве вспомогательного компонента?

Можно ли использовать только один компонент?


 

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 


 

Задание 5. Восстановите составные сказуемые в предложениях, используя вспомогательные компоненты из справочного материала. Ответьте на вопрос.

Я ……….. прочитать книгу.

Ветеринар ………….. лечить зайца.

Я ………. расспрашивать его о жизни.

Шофер …………. быть внимателен.

Максим ………… помочь друзьям.

Справочный материал: хотел, согласился, начал, должен, готов.

- Можно ли использовать только один компонент?

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0


 

Задание 6. Самостоятельная работа. Выделите грамматические основы.

1. Знания ценились людьми во все времена.

2. В Древнем Египте многие люди хотели освоить грамоту.

3. Правда, для этого человек должен был выучить множество знаков-иероглифов.

4. Зато потом грамотный человек мог не беспокоиться за свое будущее.

5. Поэтому египтяне старались обучить своих детей грамоте.

Взаимопроверка, самооценка (отметьте соответствующее предложение)

Я успешно справился с заданием самостоятельно-1

Я допустил ошибку и обращался за помощью-0

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 14:53 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный урок
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.