Технологическая карта урока русского языка «Роль простых и составных сказуемых в текстах разных стилей» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 11 July 2018 в группе

ТЕКСТ 1

(1)Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей плечом, отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне:  «Лексей, научи меня книгу читать, я тебе полтину дам, а не научишь – бить буду, со света сживу, ей-богу, вот – крещусь!  И – размашисто перекрестился.» (2)Я побаивался его угрюмого озорства и начал учить парня со страхом, но дело сразу пошло хорошо.(3) Рыбаков оказался упрям в непривычном труде и очень понятлив.(3) Недель через пять, возвращаясь с работы, он таинственно позвал меня к себе и, вытащив из фуражки клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь: « Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди – «продаётся дом» – верно? Ну – продаётся?  – Верно.»

  (4)Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил:  « Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «продаётся дом»! Господи помилуй… Прямо как шепчет, ей-богу! Слушай, Лексей, неужто я выучился – ну?  – А читай-ка дальше!»(5) Он уткнул нос в бумагу и зашептал: «Двух – верно? – етажный, на камен-ном»…»  (6) Рожа его расплылась широчайшей улыбкой, он мотнул головой, выругался матерно и, посмеиваясь, стал аккуратно свёртывать бумажку.  (7) «Это я оставлю на память – как она первая… Ах ты, господи.» Я хохотал безумно, видя его густую, тяжёлую радость, его детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких чёрных знаков чужой мысли и речи, чужой души. 

(8) Вот так же, как угрюмому озорнику Рыбакову, книги шептали мне о другой жизни, более человеческой, чем та, которую я знал; вот так же, как кривому сапожнику, они указывали мне моё место в жизни.

(9) Окрыляя ум и сердце, книги помогли мне подняться над гнилым болотом, где я утонул бы без них, захлебнувшись глупостью и пошлостью.(10) Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему. (11) Жить становилось легче, радостнее – жизнь наполнялась великим смыслом. 

(12) И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. 

Максим Горький.


 


 


 

ТЕКСТ 2

1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения вы будете соображать быстрее1, ваш ум станет острее2 и вы поймёте3, что читать полезно и выгодно4.

(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.

 (По материалам Интернета).


 

ТЕКСТ 3

(1)Человек научился читать пять тыс. лет назад. (2)Человеческий мозг же сформировался более ста тысяч лет назад.(3) То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. (4)Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг.(5) А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…

(6)Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты.(7) Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения,  но и сам способ функционирования нашего мозга.(8) Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного.(9) Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.(10) Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.(11) Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга.(12) Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей.

(13) Итак, можно смело утверждать, что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. 


 

М.Щербакова («Вестник МГУ»).


 


 

План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.

Роль сказуемых в текстах разных стилей.

Тип урока: урок повторения и закрепления материала.

Цель урока: показать стилистические возможности использования сказуемых разных видов в текстах разных стилях.

Формируемые УУД:

-познавательные:  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

-личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

-регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;

-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Результаты:

-личностные: готовность практически использовать сказуемые всех видов в речи;

-метапредметные: умение самостоятельно добывать знания, овладение приемами отбора материала по теме;

-предметные: усвоение понятий по теме.

Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, поиск выхода из ситуации.

Методы работы: частично-поисковый, практический.

Ресурсы: тетрадь, учебник, мультимедийная презентация, карточки.


 

Задачи урока:

1)3акрепить навык определения вида сказуемого в предложении.

2) Рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте.

3) Рассмотреть стилистические возможности использования разных видов сказуемых в художественном тексте.

Особенности урока: урок является методической разработкой методической темы «Развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка через работу с текстом». Предметом деятельности на уроке являются тексты разных стилей, позволяющие решить учебные задачи, связанные с изучением раздела русского языка «Сказуемое», а также вести работу по развитию коммуникативных способностей учащихся.

 


Ход урока

Эпиграф к уроку.

«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», - утверждал известный русский лингвист Ф. И. Буслаев. 


 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся.

УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

 - Добрый день, ребята! Рада вас видеть.

Здороваются. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные УУД: внимание, уважение к окружающим, эмоциональный настрой на урок.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Какие главные члены предложения Вам известны?

(Слайд 1)

Особенности сказуемого.

(Слайд 2)

Смотрят , настраиваются на работу.

Читают слова с доски. Отвечают:

- Сегодня мы будем говорить о сказуемом.

Коммуникативные УУД:

1.Владеть монологической и диалогической речью.

2.Адекватно использовать речевые средства для решения задач.

Личностные УУД:

1.Самоконтроль

Познавательные УУД:

1.Проверка изученного.

III. Постановка проблемы урока. Формулирование темы урока, целеполагание.

Обратить внимание на эпиграф к уроку.Слова учёного-лингвиста Ф.И.Буслаева. (Слайд 3)

Как вы понимаете?

Сформулируйте тему урока.

Что будет главным на уроке?

Роль сказуемых разных видов в тексте.

Записывают в тетрадях дату и тему урока.

Дают свои варианты.

Посмотреть,как разные виды сказуемых помогают выразить главную мысль.

Регулятивные УУД:

1.Высказывать предположения на основе наблюдений;

2. Формулировать тему урока, проблему;

3.Самостоятельно планировать деятельность.

Познавательные УУД:

1.Анализировать информацию, выявлять главное, систематизировать.

 Коммуникативные УУД:

1.Уметь вести диалог, интересоваться чужим мнением и высказывать свое.

IV. Решение проблемного вопроса на повторение .Работа в группах.

  Прочитайте текст.

Определите главную мысль , к какому типу относится текст?

Автор старается донести до читателя свою позицию при помощи разных средств.Наша задача посмотреть,как ему помогают сказуемые.

Задание: разделить тексты на смысловые части,найти в каждой главное предложение ,определить их вид.

Сделать вывод о том,в какой части текста преобладают какие виды сказуемых и почему.

Какие предложения вы считаете главными в тексте?Проанализируйте в них сказуемые.

1 группа.

Текст художественного стиля.

Главная мысль :книги надо любить читать( Слайд 4).

М.Горький использует простые сказуемые.где речь идёт о жизненном событии,чтобы подчернуть быстроту действия.Во второй и третьей частях преобладают сказемые составные.Они помогают обобщить события из жизни автора,сделать небходимые выводы.

2 группа.

Текст публицистического стиля. Главное –привлечь внимание читателя к проблеме текста.

Главная мысль: книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее.(Слайд 5).

Во вступлении преобладают СС,т.к. именно там важно сконцентрировать внимание и как можно подробнее сформулировать проблему.В части с аргументами преобладают простые сказуемые,здесь идёт перечисление событий.

В выводе больше ИС,здесь важно ,чтобы читатель убедился в пользе чтения окончательно,логическое ударение падает на именную часть.

Группа 3.

Главная мысль: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. (Слайд 6)

В тексте много простых сказуемых и СГ.Совсем отсутствуют СИ.Текст научного стиля призван дать точную информацию,он опирается на выводы и исследования учёных.

В данном тексте все суждения опираются на именно на сказуемые.


 

Познавательные УУД:

1.Выделять главное, извлекать информацию;

2. Анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности;

3.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД:

1.Строить связанное монологическое высказывание  в учебно-научном стиле;

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

1.Искать пути решения проблемы.

V.Физминутка.

Включаем видео.

Выполняют гимнастику.

Личностные УУД:

1.Снять напряжение и утомление на уроке.

VI. Обобщение и систематизация знаний:

индивидуальное задание, работа в парах.

Снова обращаем внимание на эпиграф урока. Что такое суждение? Значение данного слова? Это мысль,

заключение. Как сказуемые разных видов помогают выразить мысль так,чтобы она была понятна в текстах разных стилей?

Каждая группа представляет свой вывод по тексту . Потом формулируется общий.

Простое глагольное сказуемое универсально: для его употребления нет стилистических преград. Обращение к глагольно-именным сочетаниям может быть вполне обоснованным в книжных стилях,так как  уточняет смысл высказывания, обращает к использованию специальных терминов и усиливает действенность речи. Именное сказуемое может быть использовано в любом стиле речи, но особенно часто употребляется в книжных стилях.(Слайд 7)

Познавательные УУД:

1.Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

2. Проверка знаний и умений.

Коммуникативные УУД:

1.Осуществлять контроль.

2. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

3.Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Личностные УУД:

Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

VII. Выставление самооценок.

Закончите эти фразы:

- Сегодня я узнал…

- Было интересно…

- Было трудно…

- Я понял, что…

- Теперь я могу…

- Я научился…

- У меня получилось…

Учащиеся анализируют своё поведение и состояние на уроке и дают себе самооценку.

 

VIII.Рефлексия

 - Вернемся к нашему эпиграфу. (Слайд 8).

- С каким настроением вы уйдете с урока после нашей лингвистической прогулки?

Отвечают на вопрос.

Регулятивные УУД:

1.Соотносить цели и результаты своей деятельности;

2. Определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

1. Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики;

2. Слышать и слушать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

3. Строить связанное монологическое высказывание  

IX.Домашнее задание.

Составить связный рассказ с разными видами сказуемых ,определить стилевую принадлежность текста.(Слайд 9)

Записывают домашнее задание.

 

 
 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации