Технологическая карта урока русского языка «Роль простых и составных сказуемых в текстах разных стилей» (8 класс)
ТЕКСТ 1
(1)Василий Рыбаков, угрюмый парень, силач, любивший молча толкать людей плечом, отвёл меня однажды в угол за конюшню и предложил мне: «Лексей, научи меня книгу читать, я тебе полтину дам, а не научишь – бить буду, со света сживу, ей-богу, вот – крещусь! И – размашисто перекрестился.» (2)Я побаивался его угрюмого озорства и начал учить парня со страхом, но дело сразу пошло хорошо.(3) Рыбаков оказался упрям в непривычном труде и очень понятлив.(3) Недель через пять, возвращаясь с работы, он таинственно позвал меня к себе и, вытащив из фуражки клочок измятой бумаги, забормотал, волнуясь: « Гляй! Это я с забора сорвал, что тут сказано, а? Погоди – «продаётся дом» – верно? Ну – продаётся? – Верно.»
(4)Рыбаков страшно вытаращил глаза, лоб его покрылся потом, помолчав, он схватил меня за плечо и, раскачивая, тихонько говорил: « Понимаешь – гляжу на забор, а мне будто шепчет кто: «продаётся дом»! Господи помилуй… Прямо как шепчет, ей-богу! Слушай, Лексей, неужто я выучился – ну? – А читай-ка дальше!»(5) Он уткнул нос в бумагу и зашептал: «Двух – верно? – етажный, на камен-ном»…» (6) Рожа его расплылась широчайшей улыбкой, он мотнул головой, выругался матерно и, посмеиваясь, стал аккуратно свёртывать бумажку. (7) «Это я оставлю на память – как она первая… Ах ты, господи.» Я хохотал безумно, видя его густую, тяжёлую радость, его детское милое недоумение перед тайной, вскрывшейся перед ним, тайной усвоения посредством маленьких чёрных знаков чужой мысли и речи, чужой души.
(8) Вот так же, как угрюмому озорнику Рыбакову, книги шептали мне о другой жизни, более человеческой, чем та, которую я знал; вот так же, как кривому сапожнику, они указывали мне моё место в жизни.
(9) Окрыляя ум и сердце, книги помогли мне подняться над гнилым болотом, где я утонул бы без них, захлебнувшись глупостью и пошлостью.(10) Всё более расширяя предо мною пределы мира, книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило это ему. (11) Жить становилось легче, радостнее – жизнь наполнялась великим смыслом.
(12) И с глубокой верою в истину моего убеждения я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку.
Максим Горький.
ТЕКСТ 2
1)В чём польза чтения? (2)Верно ли утверждение, что читать полезно? (3)Почему многие продолжают читать? (4)Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
(5)Польза чтения книг очевидна. (6)Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. (7)А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. (8)Убедиться в этом каждый может на собственном примере. (9)Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. (10)Читающий человек грамотнее говорит. (11)Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. (12)Не верите? (13)А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. (14)После прочтения вы будете соображать быстрее1, ваш ум станет острее2 и вы поймёте3, что читать полезно и выгодно4.
(15)Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. (16)После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
(По материалам Интернета).
ТЕКСТ 3
(1)Человек научился читать пять тыс. лет назад. (2)Человеческий мозг же сформировался более ста тысяч лет назад.(3) То есть, с точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. (4)Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг.(5) А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”…
(6)Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты.(7) Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения, но и сам способ функционирования нашего мозга.(8) Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного.(9) Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.(10) Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.(11) Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга.(12) Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей.
(13) Итак, можно смело утверждать, что чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг.
М.Щербакова («Вестник МГУ»).
План-конспект урока по русскому языку в 8 классе.
Роль сказуемых в текстах разных стилей.
Тип урока: урок повторения и закрепления материала.
Цель урока: показать стилистические возможности использования сказуемых разных видов в текстах разных стилях.
Формируемые УУД:
-познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;
-личностные: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
-регулятивные: целеполагание, планирование, оценка результатов работы;
-коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Результаты:
-личностные: готовность практически использовать сказуемые всех видов в речи;
-метапредметные: умение самостоятельно добывать знания, овладение приемами отбора материала по теме;
-предметные: усвоение понятий по теме.
Мыслительные операции: наблюдение, сравнение, поиск выхода из ситуации.
Методы работы: частично-поисковый, практический.
Ресурсы: тетрадь, учебник, мультимедийная презентация, карточки.
Задачи урока:
1)3акрепить навык определения вида сказуемого в предложении.
2) Рассмотреть, как изученные синтаксические конструкции функционируют в тексте.
3) Рассмотреть стилистические возможности использования разных видов сказуемых в художественном тексте.
Особенности урока: урок является методической разработкой методической темы «Развитие коммуникативных способностей на уроках русского языка через работу с текстом». Предметом деятельности на уроке являются тексты разных стилей, позволяющие решить учебные задачи, связанные с изучением раздела русского языка «Сказуемое», а также вести работу по развитию коммуникативных способностей учащихся.
Ход урока
Эпиграф к уроку.
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», - утверждал известный русский лингвист Ф. И. Буслаев.