Урок русского языка в 5 классе по теме «Сказуемое»
Степанова Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Воздвиженская СОШ
Кулундинского района Алтайского края
Конспект урока русского языка
Сказуемое. (5 класс)
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: развить понятие о сказуемом, о способах выражения сказуемого, навыки синтаксического разбора.
Задачи урока:
1. Образовательные:
ü развить умение находить грамматическую основу;
ü формировать умение применять на практике знания о структуре простого предложения;
ü развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
ü обогащать словарный запас учащихся;
ü совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
ü осуществление системно-деятельностного подхода;
ü развитие критического мышления;
ü развитие внимания;
ü формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
o развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
o развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
o развивать умение применять новые знания;
o развитие творческих, речевых способностей учащихся;
o формирование логических умений;
o развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
o развитие умения формулировать проблему;
o развитие умения работы в парах.
3. Воспитательные:
ü воспитание интереса и уважения к родному языку;
ü воспитание ценностного отношения к слову;
ü развитие коммуникативных УУД:
o создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
o взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД. |
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
|
Вступительное слово учителя: Начинается урок Он пойдет ребятам впрок Постарайтесь все понять, Интересное узнать.
- Здравствуйте, я рада вас всех видеть, присаживайтесь на свои места. Надеюсь на вашу активную работу на уроке. |
Приветствие учащихся. |
Принцип психологической комфортности. УУД: личностные, коммуникативные. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха. |
Обобщение ранее изученного.
Актуализация знаний
3. Постановка учебной цели.
|
Синтаксическая пятиминутка. (Слайд) -Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы. (У) папы три капли упали (со) шляпы.Сто ужей на двух р...бят подозрительно шипят. В ж..вом уголк.. жили три ёжика и четыре ч..репахи. По г..рам две хмурых тучки знойным веч..ром блуждали. - Обозначьте грамматическую основу. Укажите способ выражения подлежащего в них. Работа с деформированным текстом Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа. Рябина- многолетнее растение с ярко-красными ягодами Если кора на рябине сухая и отслаивается, это значило, что зима окажется сырой, а морозов можно и не ждать. Всегда обращали внимание на плоды рябины: по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени
- Ребята, отгадайте, о чём идет речь: Главный член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет? - Правильно, это сказуемое. Сформулируйте тему урока. Сказуемое. Запишите число, классная работа и тему урока: « Сказуемое» (слайд)
- Исходя из темы урока, сформулируйте цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить? ( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения сказуемого) |
Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Запись учащимися числа, темы урока
Формулируют цель урока |
Принцип деятельности. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование) ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность. |
4. Усвоение новых знаний.
Первичное закрепление знаний.
Физ. минутка
|
1. Комментированное письмо (упр.163) Проводится анализ предложений: выделяется основа, над сказуемыми подписывается, чем они выражены. Обращается внимание на то, что если в роли сказуемого выступает прилагательное, то оно стоит после подлежащего.
2. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.
-На какие вопросы отвечает сказуемое? —Какими частями речи может быть выражено сказуемое?
Чтение правила в учебнике 3. Упр. 164 (устно)
Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем А потом их развернем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей,
|
Коллективная работа. Записывают предложения из упр. 163, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.
Отвечают на вопросы.
Читают правило, выполняют упр. 164 устно
Выполняют физкультминутку
|
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
|
Закрепление изученного материала
|
1. По мере проведения беседы по теоретическому материалу на с. 77 составляется таблица о способах выражения сказуемого. - Сколько способов выражения сказуемого вам известно? (Три.) - Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Глаголом.) - О каком способе выражения сказуемого вы узнали сегодня? Способы выражения сказуемого ГЛАГОЛ / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
Учитель читает предложения, учащиеся, работая в парах, записывают их основы в соответствии со способом выражения сказуемого. 1. Проверка в парах. Гроза постепенно удалялась. Этот край очень скромен. Птицы – наши друзья. Первые листики зелёные. Люблю я пышное природы увяданье. Скинуло кафтан зелёный лето. Утро свежо.
Составить связный рассказ о способах выражения сказуемого
|
Выписывают грамматические основы предложений.
Работают в парах, проверяют друг друга.
. |
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное);
коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества). УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ). |
Рефлексия деятельности.
|
Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Грамматическая основа – это…. Сказуемое – это …. Сказуемое может быть выражено…… - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Сегодня я узнала… было интересно… было трудно… я выполняла задания… я поняла, что… теперь я могу… я почувствовала, что… я приобрела… я научилась… у меня получилось … я смогла… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось…
Выставление оценок. |
Продолжают фразу.
|
УУД: познавательные, регулятивные ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка |
Домашнее задание.
|
1 п.33.Упр.166 (базовый уровень) 2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).
|
Запись учащимися задания в дневники. |
|
Василий Михайлович Савин
Марина Юрьевна Степанова
Василий Михайлович Савин