12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Марина Юрьевна Степанова313
учитель русского языка,стаж работы 35 лет
Россия, Алтайский край, с Воздвиженка

Степанова Марина Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ Воздвиженская  СОШ

Кулундинского района Алтайского края

 

 

 

 

Конспект урока русского языка

Сказуемое. (5 класс)

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: развить понятие о сказуемом, о способах вы­ражения сказуемого, навыки синтаксического разбора.

 

Задачи урока:

1.      Образовательные:

ü  развить умение находить грамматическую основу;

ü  формировать умение применять на  практике  знания о структуре простого предложения;

ü  развить умение  выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

ü  обогащать словарный запас учащихся;

ü  совершенствовать орфографические   умения.

2.      Развивающие:

ü  осуществление системно-деятельностного подхода;

ü  развитие критического мышления;

ü  развитие внимания;

ü  формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

o   развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

o   развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

o   развивать умение применять новые знания;

o   развитие творческих, речевых способностей учащихся;

o   формирование логических умений;

o   развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

o   развитие умения формулировать проблему;

o   развитие умения  работы в парах.

3.      Воспитательные:

ü  воспитание интереса и уважения к родному языку;

ü  воспитание ценностного отношения к слову;

ü  развитие коммуникативных УУД:

o   создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

o   взаимодействие учащихся в  парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

 Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

 

  Вступительное слово учителя:

Начинается урок

Он пойдет ребятам впрок

Постарайтесь все понять,

Интересное узнать.

 

 - Здравствуйте, я рада вас всех видеть, присаживайтесь на свои места.  Надеюсь  на вашу активную работу на уроке.

 

Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Обобщение ранее изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Постановка учебной цели.

 

 

Синтаксическая пятиминутка. (Слайд)

-Спишите предложения, вставьте пропущенные орфограммы.

(У) папы три капли упали (со) шляпы.Сто ужей на двух р...бят подозрительно шипят. В ж..вом уголк.. жили три ёжика и четыре ч..репахи. По г..рам две хмурых тучки знойным веч..ром блуждали.

 - Обозначьте грамматическую основу. Укажите способ выражения подлежащего в них.

Работа

с деформированным текстом

Подлежащее – это________, который обозначает________. Подлежащее отвечает на вопросы______?______? И чаще всего выражается___________ или _______________ в форме именительного падежа.

Рябина- многолетнее растение с ярко-красными ягодами

Если кора на рябине сухая и отслаивается, это значило, что зима окажется сырой, а морозов можно и не ждать. Всегда обращали внимание на плоды рябины: по ним можно было понять, какая погода ожидает осенью, и чего ждать от зимы. Бывало, что ягоды мелкие — значит, и осень будет засушливая, дождей прольется мало, и грибной урожай не порадует. А вот если ягоды крупные, сочные — можно готовиться к урожайной осени

 

- Ребята, отгадайте, о чём идет речь:

Главный член предложения, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы: что делает, что делал, что будет делать, каков предмет?

- Правильно, это сказуемое.

Сформулируйте тему урока.

Сказуемое.

Запишите число, классная работа и тему урока:

« Сказуемое» (слайд)

 

- Исходя из темы  урока, сформулируйте  цель нашего занятия? Что мы должны будем закрепить?

( будем формировать умение находить грамматическую основу предложения, выясним способы выражения сказуемого)

Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

 

Запись учащимися числа,  темы урока

 

 

Формулируют цель урока

 

 

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

 

 

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.    Усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление знаний.

 

 

 

 

 

 

Физ. минутка

 

 

1. Комментированное письмо (упр.163)

Проводится анализ предложений: выделяется основа, над ска­зуемыми подписывается, чем они выражены. Обращается внимание на то, что если в роли сказуемого выступает прилагательное, то оно стоит после подлежащего.

 

2. Беседа по вопросам. Обобщение ранее изученного.

 

-На какие вопросы отвечает сказуемое?

Какими частями речи может быть выражено сказуемое?

 

Чтение правила в учебнике

3. Упр. 164 (устно)

 

 

 

 

Руки кверху поднимаем,

А потом их опускаем

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей,

Хлопай, хлопай веселей!

 

 

 

 

Коллективная работа.

Записывают предложения из упр. 163, выделяют грамматическую основы, обозначают способ выражения подлежащего.

 

Отвечают на вопросы.

 

Читают правило, выполняют упр. 164 устно

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ: развивать умения   применять новые знания.

 

 

Закрепление изученного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      По мере проведения беседы по теоретическому материалу на с. 77 составляется таблица о способах выражения сказуемого.

-   Сколько способов выражения сказуемого вам известно? (Три.)
(Лист тетради делится на три части.)

-   Какой частью речи чаще всего выражается сказуемое? (Глаголом.)

-        О каком способе выражения сказуемого вы узнали сегодня?
Запись на доске и в тетрадях.

Способы выражения сказуемого

ГЛАГОЛ   / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

 

Учитель читает предложения, учащиеся, работая в парах,  записывают их основы в соответствии со способом выражения сказуемого.

1.   Проверка в парах.

Гроза постепенно удалялась.

Этот край очень скромен.

Птицы – наши друзья.

Первые листики зелёные.

Люблю я пышное природы увяданье.

Скинуло кафтан зелёный лето.

Утро свежо.

 

Составить связный рассказ о способах выражения сказуемого

 

 

Выписывают грамматические основы предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в парах, проверяют друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

 

УУД: познавательные (опирается на уже известное);

 

коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

Рефлексия деятельности.

 

 

 

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Грамматическая основа – это….

Сказуемое – это ….

Сказуемое  может быть выражено……

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнала…

было интересно…

было трудно…

я выполняла задания…

я поняла, что…

теперь я могу…

я почувствовала, что…

я приобрела…

я научилась…

у меня получилось …

я смогла…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

 

Выставление оценок.

 

Продолжают фразу.

 

 

 

 

 

 

 

УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.

 

 

  1 п.33.Упр.166 (базовый уровень)

  2. Составить предложения, в которых сказуемое выражено разными частями речи (повышенный уровень).

 

 

Запись учащимися задания в дневники.

 

 

 

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (3)

Василий Михайлович Савин, 20.10.17 в 18:25 0Ответить Пожаловаться
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, разве имя числительное уже прошли в пятом классе? Вопрос возник на основе задания в начале урока, где учащиеся должны были найти грамматические основы и определить способ выражения подлежащего. Там почти во всех случаях подлежащее выражено сочетанием числительного с существительным, и это удивило, особенно на фоне того, как великолепно вы владеете методикой и методической терминологией. Мне этого всегда так не хватало, как и той системности, что видно практически в каждом пункте плана вашего урока. Спасибо.
Марина Юрьевна Степанова, 23.10.17 в 07:45 1Ответить Пожаловаться
Уважаемый Василий, в упр 162 учебника под редакцией Ладыженской в задании прописано, что подлежащее может быть выражено не только одним словом , но и словосочетанием, примеры даны "Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком" и другие, а я уже взяла примеры как закрепление этого материала. Акцент делается на том, что подлежащее может быть выражено словосочетанием
Василий Михайлович Савин, 23.10.17 в 09:59 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за разъяснение. По-видимому, у меня хуже опыт в данном вопросе. Обычно пятиклассники путаются и с более простыми способами выражения главных членов и на подобных примерах (они ведь со звёздочкой идут, если я не ошибаюсь) заострять внимания времени нет. Да и по методике раньше ведь как было: в качестве примера берём то, что не предполагает многозначности. Сейчас же, наоборот: чем сложнее, тем лучше. А уровень класса, с которым проводилось занятие, явно выше среднего? Легче с сильными работается? У меня, повторюсь, классы, типичные для сельской школы. Не сказать, что малокомплектные, но обучение дифференцировать приходится. Сильные - скорее исключение, чем правило.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.