Социализация обучающихся через предмет «Окружающий социальный мир»
Социализация обучающихся через предмет
«Окружающий социальный мир»
Социализация - это процесс становления личности. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Современная школа является одним из основных агентов социализации. С помощью предмета «Окружающий социальный мир», на определенном этапе обучения именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка.
Для этого необходимо пробудить интерес у детей с нарушением интеллекта к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их познавательную деятельность, включить обучающихся в творческую деятельность. Именно от активности и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития данного ребенка и возможности его социальной адаптации.
Но как это сделать, если нет учебников? Перед учителем стоит сложнейшая задача.
И учитель собирает материал по крупицам из разных источников: учебников и методических пособий, просматривая видеоматериалы.
Эти задачи можно успешно решать через технологию применения активных форм обучения и применяя личностно-ориентированный подход в обучении. Особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие на уроке каждого ребёнка, повышают индивидуальную ответственность обучающихся за результаты учебного труда.
В процессе обучения у ребёнка формируются представления о себе как о личности, о родном городе (населённом пункте, где проживает), о стране в которой живёт, о её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности обучающийся учится выделять их характерные признаки.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребёнок учится соотносить своё поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения.
Например, тема урока «Мы выбираем – толерантность». Тема сложная для понимания. Тема, которая требует размышления, она является продолжением темы «Мы разные, мы уникальные» (5,6 класс), где через творческие задания мы определяли уникальность и неповторимость каждого обучающегося. Урок 2. Задание 1,2,3,4
Б) Перед вами лист бумаги. Согните его пополам. Оторвите верхний правый уголок. Потом нижний левый уголок. Потом кусочек посередине по линии сгиба. Разверните свои листы. Сравните листы друг друга. Есть похожие? Нет.
Вывод: В природе нет ничего абсолютно одинакового. То же можно сказать и про человека. Каждый человек неповторим и уникален. Вы вправе про себя сказать: Я такой один!
Итак, цель урока: формирование толерантного (терпимого) отношения учеников, уважение прав индивидуальности и неповторимости других людей. С упражнения «Звали, зовут, будут звать…» начинается разговор о таком понятии, как уважение. И китайская притча «Ладная семья» подводит к обсуждению понятия толерантность.
Притча
Используя на уроках, притчи, сказания, сказки, у ребят формируется понятия о человеческой мудрости, о том, как давно люди об этом начали задумываться и насколько это важно в жизни.
В урок включено упражнение с сигнальными карточками «Мелочи жизни», которое направлено на сплочение классного коллектива и выводит на дискуссию.
Следующий урок «В мире вежливых слов»
Цель урока … Этот урок начинается с песни «Улыбка», которая также подводит к теме урока . В начале урока мы также совершаем экскурс в прошлое. Разбираем откуда взялось слово вежливость.
Действительно, жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Поэтому важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях. На этом уроке мы пытаемся решить задачи на правила уважения.
Очень интересны и увлекательны стихи строчки, которых необходимо закончить. (Дети разного уровня развития, но они с удовольствием выполнили задания, причём хором. Это служит некой разрядкой.)
На различных уроках по ОСМ широко используются карточки с различными жизненными ситуациями.
Итак, для повышения познавательной активности, включения учеников в творческую деятельность на уроках необходимо сочетать словесные (исторические экскурсы, притчи, загадки, викторины) с наглядными и практическими методами (карточки с заданием, картинки по теме урока, схемы: «соедини правильные ответы») и т.д. Эффективно применение различного рода упражнений на развитие памяти: по памяти описать какой-либо из изучаемых предметов, сравнения. На внимание: «Что лишнее», «Найди пару». На сообразительность и логическое мышление: работа по картинкам, загадки на различных этапах урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.) вы узнаете тему нашего урока. Такой прием как викторины помогают быстро, интересно повторить пройденный материал, выявить пробелы в знаниях отдельных учащихся.
Для повышения познавательной активности на уроках целесообразно применять игровую деятельность - игровые моменты. Например, игра «передай мяч» - при этом необходимо назвать положительные/отрицательные черты характера человека и т.д.
Хорошо применять дидактические игры на разных этапах урока: на этапах повторения и закрепления, а так же как организационный момент урока.
Хорошо проходят инструкции следующего типа:
- Сядет тот ученик, кто назовёт народные праздники
- Сядет тот, кто назовет столицу нашей Родины, или как называется наш город и т.д.
Особенно влияют на эффективность обучения учащихся ролевые игры. («Изобрази приветствие», разыгрывание жизненных ситуаций и т.д.).
Использование на уроке информационных технологий: презентации, видеоролики (Школа хороших манер), учебные фильмы, мультфильмы, электронные викторины – повышают интерес к теме урока, тем самым, способствуют успешному усвоению учебного материала. Применение занимательных форм на уроках помогает легче запоминать учебный материал и воспроизводить правильные ответы.
Таким образом, коррекционно-развивающая направленность обучения окружающего социального мира значительно усиливается применением оптимальных методов обучения, дидактических приёмов реализующих цели урока с учетом уровня подготовленности обучающихся к различным видам деятельности.
Вывод: Все эти формы и методы обучения направлены на помощь в социализации детей в обществе.