12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коломоец Юлия Андреевна88
Россия, Брянская обл., Брянск
3

Доклад на тему «Социальная проблематика произведений И.С. Тургенева и писателей-деревенщиков»

Социальная проблематика произведений И.С.Тургенева и писателей-деревенщиков.

Вместе с Л.Н.Толстым и Ф.М.Достоевским И.С.Тургенев вошёл в тройку русских писателей-титанов, впервые заговоривших о тайной жизни души человеческой. Но если для Толстого и Достоевского изображение психологии было важнее всего, то в вещах Тургенева сквозь события и лица неизменно проступал аромат времени. Он стал летописцем уходящей дворянской эпохи в России, её быта и пристрастий, её увлечений и заблуждений. Для того, чтобы понять общность идейной проблематики произведений И.С.Тургенева и писателей-деревенщиков 60-70-х годов 20 века, обратимся к аспектам, обусловившим истоки социальной проблематики творчества И.С.Тургенева.

«Я лиру посвятил народу своему» - писал один из самых любимых поэтов И.С.Тургенева Н.А.Некрасов. Восторженное отношение Ивана Сергеевича к "громадному таланту" поэта вспоминают многие современники. "Когда он читал стихотворение Некрасова "Родина", от которого душа рвется и болит, дух замирает - и у него только голос прерывался".

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,

Разврата грязного и мелкого тиранства;

Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов,
Где было суждено мне божий свет увидеть,
Где научился я терпеть и ненавидеть...

Молодой помещик Тургенев с детства знал все эти жестокие капризы, самодурство и простодушное тиранство "барства дикого" (Пушкин), видел, как его властная и своевольная мать угнетает и унижает крепостных крестьян, дворовых и собственных детей. «Я родился и вырос, - писал Тургенев, - среди побоев и истязаний. Ненависть к крепостному праву уже тогда была во мне» [23,1916,с.286]. Чувства и мысли гневного некрасовского стихотворения Тургеневу были понятны и потому так волновали его. Но богатый дворянин, учившийся в Петербургском и Берлинском университетах, долго живший в Италии и путешествовавший по Западной Европе, обладал мягкой, лирической, несколько флегматичной натурой, чуждался туманящих разум ненависти, злобы и мести, обличений общественных пороков и разрыва со своей средой и ее высокой культурой.

Он заговорил о барстве, угнетении и унижении, крепостном праве, роковом расколе русского общества на господ и рабов совсем другим языком. Не озлобленный мститель и обиженный ненавистник своего класса и дворянских гнезд, а впечатлительный поэт природы и народной жизни, неравнодушный знаток и заступник угнетенного и униженного человека (причем это касалось не только крепостных, но и разночинцев и дворян), деревенский житель с детских лет, увлеченный охотник и путешественник по родной земле, хранитель семейных преданий и народных легенд и поверий, российский просвещенный дворянин и заботливый помещик - таков автор книги совершенно оригинальной и для русской литературы той поры неожиданной именно по причине своего мягкого, меланхоличного гуманизма и тончайшей поэтичности - "Записок охотника"

С 1847 года в журнале Н.А. Некрасова "Современник" начинают появляться тургеневские рассказы, эту книгу составляющие. Сам автор называл ее - "мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете"[11,1951,с.89]. Сказано это любящим, достойным сыном своего народа. Иван Сергеевич Тургенев (1818-1883) прожил долгую и сложную жизнь в литературе, стал автором знаменитых романов, европейски известным писателем, из орловской деревни переселился в Париж, где и скончался. Но "Записки охотника" сразу определили его судьбу, эту удивительную, нестареющую книгу он обдумывал десять лет, писал всю жизнь, в ней содержатся темы его зрелых сочинений. Недаром чуткий критик и прозаик Александр Дружинин в 1857 году писал о Тургеневе: "...Наш автор только в "Записках охотника" достигнул высшей степени своего развития и остановился на ней и остается на ней долгое уже время" [22,1916,с.45]. И появившиеся впоследствии тургеневские социальные романы не смогли заслонить высокую поэзию и щемящую художественную правду "Записок охотника". У книги была великая, отчетливо видимая автором цель. Она своей цели достигла, перешла в реальную жизнь, стала ее частью, стала на эту жизнь влиять, меняя ее, меняя нас.

«Записки охотника» ставили перед читателем два основных вопроса:

а) что представляет собой русский народ и особенно подавляющее его большинство – крестьянство, каковы его духовные ресурсы, обеспечивающие дальнейшее развитие страны?

б) Как влияет на народ существующий общественно-политический строй и в первую очередь крепостное право? Если оно оказывает вредное, гибельное влияние на общественную жизнь, - в чем это проявляется?

И.С. Тургенев стремился ответить на эти вопросы. В центре его внимания – народ.

Социальная направленность «Записок охотника» проявляется прежде всего в тех рассказах, в которых непосредственно сопоставлены помещики и крестьяне. Таких рассказов немного, и в них основной общественный конфликт эпохи показан с особой силой. Это - «Хорь и Калиныч» (крестьяне и Полутыкин), «Ермолай и мельничиха» (Арина и Зверков), «Малиновая вода» (Степушка и шумихинский барин, Влас и молодой граф), «Льгов» (Сучок и его господа), «Бурмистр» (крестьяне и Пеночкин), «Контора» (Павел и госпожа Лоснякова с ее главным конторщиком), «Два помещика» (буфетчик Вася и Стегунов), «Петр Петрович Каратаев» (Матрена и ее барыня).

Другие рассказы построены иначе: центральное место занимают или крестьяне («Касьян с Красивой Мечи», «Бежин луг», «Бирюк», «Живые мощи»), или простые люди из народа («Певцы»), образы же помещиков даны или на периферии, или совсем отсутствуют; тем не менее читателю совершенно ясна крепостническая обстановка, что придает развитию действия характер того ли иного драматического конфликта. В самом деле, читателю необходимо представить себе условия крепостного права, чтобы в полной мере понять жажду справедливости, поиска праведной земли у Касьяна, темноту и суеверия мальчиков «Бежина луга», сложное положение Бирюка, трагическую судьбу Акулины в рассказе «Свидание» и Лукерьи в рассказе «Живые мощи», гибель талантливых людей из народа в «Певцах».

Не следует думать, что антикрепостническая направленность «Записок охотника» проявляется только в рассказах, где показана их талантливость или губительное влияние на них помещиков-крепостников.

В «Записках охотника» есть целый ряд рассказов, которые на первый взгляд стоят в стороне от общей идейной направленности сборника, в которых нет крестьян, а фигурируют лишь помещики, причем автор ставит вопросы психологические, личной, интимной жизни героев. Таковы, например, рассказы «Уездный лекарь, «Мой сосед Радилов», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова».

Но при более внимательном анализе и эти рассказы не выпадают из общего идейного плана «Записок охотника»: вопросы, в них поставленные, также находят свое конкретное объяснение в условиях помещичьего быта той эпохи.

Только дворянско-крепостническая среда могла порождать таких людей, как выходец из разорившейся помещичьей семьи Чертопханов; в нем самым причудливым образом сочетались душевное благородство, доброта и великодушие с дворянским гонором, заносчивостью и сумасбродством; или таких, как Василий Васильевич («Гамлет Щигровского уезда»), также разорившийся мелкопоместный дворянин, человек высокой культуры, оказавшийся совершенно неприспособленным к жизни, лишним в кругу богатых помещиков и сановников, которых он презирал, но от которых не мог оторваться в силу своего происхождения, воспитания и слабохарактерности.

Необходимо перенестись в обстановку стародворянского крепостнического, с его предрассудками в области морали, с его фальшивой напускной требовательностью в вопросах брака, чтобы понять семейную драму Радилова, решившегося после смерти жены вступить в брак с ее сестрой, и тем нарушившего традиционные приличия.

И даже «поздняя любовь» умирающей девушки (в рассказе «Уездный лекарь») показана Тургеневым на фоне крепостного быта. Семья, к которой принадлежала героиня рассказа, и на этот раз была семья разорившихся помещиков: «отец был…ученый, сочинитель, умер в бедности», «жили в маленьком домике, крытом соломой», «с соседями мало водились оттого, что мелкие им не подстать приходились, а с богатыми гордость запрещала знаться».[14,1951,c.43] Этим вынужденным одиночеством дворянской семьи в значительной степени можно объяснить то, что когда у героини, в последние предсмертные часы проснулась страстная жажда жизни и любви, выбор ее пал на социально чуждого ей человека, на разночинца, уездного лекаря.

«Настоящий подвиг автора «Записок охотника» состоялся в том, что он увидел и показал такую личность в условиях, где она была, казалось бы, до конца нивелирована и попрана однообразием нищенского быта и бесправного положения» [27,1984,с.29]. Все это придавало «Запискам охотника» яркую и выдержанную идейную направленность, делало рассказы Тургенева подлинным орудием общественно-политической борьбы, а вместе с тем скрепляло все рассказы в художественное целое. И.С.Тургеневу удалось воссоздать на страницах своих произведений прочную традицию деревенского уклада жизни с ее социальными противоречиями и необыкновенным внутренним колоритом, нравственными законами, незыблемость которых проверена временем и оказалась основой преемственности в литературе о деревне последующих эпох.

На протяжении ХХ века (во времена революций, войн, НЭПа) русская культура менялась, перестраивалась, ломалась с десяток раз. К 1950-ым годам стало ясно, что самой незащищенной, в условиях исторических ломок оказывается деревня и ее жители.

Писатели «деревенщики» стремились показать сознание деревни не в застывшем, неизменном, а историческом времени. Имена хорошо известны: Солженицын, Белов, Распутин и др. Говоря о судьбе деревни, они далеки от того, чтобы изображать ее в тонах преимущественно «радужных, напротив, даже процессы, направленные на благо деревни, видятся им не только в свете конечной цели, - далеко не все готовы они оправдать или признать неизбежным на пути к ней. Их самый сильный аргумент – человек деревни, показанный изнутри, с точки зрения его восприятия, переживания и его меняющегося мышления». [34,1987,с.56]

Литература о деревне рассматривала объективные социальные отношения, выражая тревогу и сожаление по поводу резкого разрушения традиционного уклада жизни. Это сожаление порождало «нравственную идеализацию, когда казалось, что с падением деревни произойдет и полное падение нравов. Оно порождало и неизменное опасение за традиции национальной жизни и национального характера. Немало жестокости было впоследствии увидено и показано не только по отношению к «лесному», но и к культурным традициям». [54,1981,с.71]

Авторы произведений деревенской прозы воссоздают традиционную русскую деревню: старые избы, церковь, кладбище, озеро или реку, лес, баню, грибы, ягоды и березы. «Писатели делают это не для того, чтобы нарисовать наивную идиллическую картину, - пишет исследователь Катлин Партэ, - а чтобы показать, что деревня умирает вместе со стариками. Поскольку деревни покидались, модернизировались или поглощались в результате укрупнения, то все в них, от стариков-крестьян до лаптей, окрашено ощущением утраты. Молодое поколение не унаследовало умения, вкусов или терпения, которые не позволили бы разорваться цепи деревенской жизни... Такие опоры, как дом и родина, приносящая удовлетворение работа, почтение к природе, деревенская солидарность, исчезли; гармония, лад уступили место разладу. [42,2004,с.91] И в основу проблематики этих произведений положено то же социальное, что и у И.С.Турнегева, но только иное, новое, ставшее неотъемлемой частью пришедшей эпохи со своей псевдо цивилизацией, разрушающей природу, память, нравственность человека.

Список использованной литературы.

По творчеству И.С.Тургенева

Бабореко А.К. Записки охотника// Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.

Голубков В.В. Идейно-художественное единство «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова.М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.

Старенков М.П. Язык и стиль «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С.М. Петрова. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.

Алексеев М.П. Мировое значение «Записок охотника» // Творчество И.С. Тургенева. Сборник статей п/р. С. М. Петрова. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959.

Ленин В.И. Собрание сочинений в 12 томах. М., 1955.

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 11 томах. М.: ГИХЛ, 1934.

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. М.: Правда, 1949.

Первое собрание писем И.С. Тургенева. СПб.,1884.

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 11 томах. - М.: ГИХЛ., 1934.

Сборник Российской публичной библиотеки.//вып. 1. М., 1924.

Тургенев И.С. Полное собрание писем в 11 томах. М., 1951.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. М., 1962.

Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 8 томах. М.: Гослитиздат, 1956.

Тургенев И.С. Полное собрание писем в 11 томах. - М., 1951.

Чернышевский В.И. Русский язык в произведениях И.С. Тургенева.// «Известия АН СССР. Отделение общественных наук». 1936. - № 3.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. - М., 1962.

И.С. Тургенев. Собрание сочинений в 12 томах. М.: Правда, 1949.

Гоголь о литературе. - М.: Госиздат, 1952.

Тургенев И.С. Записки охотника: повести и рассказы. - Мн.: Народная Асвета, 1984.

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Правда, 1949.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. - М., 1962.

Островская Н.А. Воспоминания о Тургеневе. В. Кн: «Тургеневский сборник» п/р Пиксанова Н. К. - П-г, 1916.

Островская Н.А. Воспоминания о Тургеневе. В. Кн: «Тургеневский сборник» п/р Пиксанова Н. К. - П-г, 1916.

Тургенев И.С. Собрание сочинений в 12 томах. - М.: Правда, 1949.

Салтыков-Щедрин М.Е. Полное собрание сочинений в 10 томах. - М., 1936-1957.

Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 12 томах. - М.,1962.

Тургенев И.С. Записки охотника: повести и рассказы. - Мн.: Народная Асвета, 1984.

Недзвецкий В.А. В контексте человечества и природы//Русская словесность, 1996. - № 4.

Щеблыкин, И.П. Правдивая книга о народе./ И.П.Щеблыкин.// Литература в школе – 2008 - № 10, С. 7-12

Юдина, Н.П. История русской литературы XIX века. Ч.2. / Н.П.Юдина - М.; ВЛАДОС, 2005.

По творчеству писателей-деревенщиков

31. Абрамов Ф . Cобрание сочинений том 1., М.1987.

32. Ануфриев А. Особенности психологического анализа в повести В.Распутина «Живи и помни». M., 1982; Урманов А. Мастерство психологического анализа в повести
В.Распутина «Живи и помни». М., 1984

33. Белая Г. А. Философско-этические проблемы современной литературы. М., 1982

34. Белая Г.А. Перепутье // Вопросы литературы., №12, 1987.

35. Большакова А. А.И.Солженицын и «деревенская проза» 1960-1990-х годов: к проблеме руского национального характера., // А.И.Солженицын и русская культура, Саратов, изд.саратовского ун-та, 2004.

36. Бугров, Б. С. Русская литература ХΙХ - ХХ веков / Б. С. Бугров - М.: Аспект-Пресс, 2000

37. Бушуева, В.А. История русской литературы./ В.А.Бушуева. – М.: АСТ, 2000.

38. Голубков М. А.И.Солженицын // История русской литературы ХХ века (20-90-е годы). М.,1998.

39. Дворяшин Ю. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов. Эволюция жанра в творчестве Белова, Липатова, Распутина: Автореф. дис... канд. филол. наук. Л., 1976

40. См. Положение В.Виноградова о «синтезе «истории» и «поэзии» в процессе создания стиля «символического реализма» // Виноградов В. «О языке художественной прозы». – М., 1980. –

41. Пищулина О. Публицистические аспекты творчества А.И.Солженицына // Тверской солженицынский сборник (к 80-летию А.И.Солженицына)., - Тверь, 1998.

42. Партэ К. Деревенская проза: светлое прошлое // Пер. И. Чеканниковой и Е. Кириловой. – Томск: Изд. Том.ун-та, 2004.

43. Попова М. «Две России» и художественные формы их отражения в рассказе. Солженицына А. «Матренин двор» // Национальная идентичность и ее отражение в художественном самосознании. Воронеж., 2004. Монография.

44. Распутин В.Г. Прощание с Матерой. М. 1987

45. Распутин В.Г. Повести и рассказы. М., 1984

46. Котенко Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М., 1988.

47. Панкеев И. Валентин Распутин (По страницам произведений). М., 1990.

48. Семенова С. Валентин Распутин. M., 1987

49. Спиваковский П. Феномен А.И.Солженицына: Новый взгляд. М., 1998.

50. Солженицын А.И. Собрание сочинений. том 3. М. 1990г

51. Солженицын А. Россия в обвале. М.,1998.

52. Современный словарь-справочник по русской литературе. Минск, 1999.

53. Урманов А. Поэтика прозы А.Солженицына. М., 2000

54. Шайтанов И. Реакция на перемены (точка зрения автора и героя в литературе о деревне)// Вопросы литературы №5, 1981.

55. Шукшин В. Полное собрание сочинений, том 1. М., 1994.

56. Солженицын А. «Русский вопрос» к концу ХХ века. М.,1995.

57. Лейдерман Н.Л. В Ментальный леденящий век.Урал, 1988.

58. Тендитник  Н.С. Ответственность таланта. Иркутск, 1978

59. Солженицын А.И. Рассказы. М., 1991

60. Большев А. «Матренин двор»: парадоксы и противоречия Александра Солженицына // Новый журнал. – Спб., №1., 1997.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.