Социальный проект «75 Добрых дел»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Социальный проект
«75 Добрых дел»
2019 год
Содержание.
Актуальность проекта………………………………………………….……...3
Проблема проекта…………………………………………….…………….....5
Цель и задачи проекта………………………………………………..…….….6
Направления проекта………….……………………………...………….….…7
Сроки и этапы реализации проекта………………………………….……...…8
Основные целевые группы………….……………………………...……..……9
Ожидаемые результаты проекта…………………..…………….…...……...…9
Сроки разработки и реализации проекта …………………….….………..…..9
Ресурсы проекта……………………………………....………………...……...10
Календарный план реализации проекта………………….………….…...…...10
Методы оценки……………………………..…………………………………..16
Партнерство……………………………….………………………...………….16
Мультипликативность…………………………………………...…...….….….17
Заключение………………………………………………………………………17
Список литературы……………..………………………………….………...….18
«…даже само слово "патриотизм" подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило своё первоначальное значение. Это чувство гордости перед своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».
В.В.Путин.
Актуальность проекта
Направление темы проекта «75 Добрых дел» выбрано не случайно. Социально-экономические процессы последних двух десятилетий оказали негативное влияние на общественное сознание населения РФ, особенно на подрастающее поколение, которое не проявляет интереса к историческому процессу развития страны и не желает изучать историю своей Родины, не видит смысла в изучении данного предмета.
Кризисное положение во всех сферах жизни российского населения, вызванное произошедшими социальными изменениями, идеологическим вакуумом, далеко зашедшим социальным и имущественным расслоением общества, в первую очередь наблюдается в среде молодежи.
Общество заинтересовано в том, чтобы молодежь формировалась с опорой на существующие социальные, культурные, этнические, исторические и нравственные традиции.
Ядром культуры личности является ее духовность. Духовное развитие характеризуется богатством интеллектуального и эмоционального потенциалов личности, высоким нравственным развитием, с глубоко развитыми патриотическими чувствами, ведущими к гармонии идеалов человека с общечеловеческими ценностями, и достойными поступками, в основе которых лежит потребность служить людям и добру, жить и работать на благо своей Родины. Данный проект призван содействовать формированию этих качеств у подрастающего поколения.
Приказом Министерства образования РФ от 30.10.2001 № 3511 была разработана программа «Патриотическое воспитание граждан». Среди образовательных стандартов второго поколения в школьном образовании выделена задача социокультурного развития учащихся – воспитание гражданских, демократических, патриотических убеждений.
От того, насколько глубок мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность разрабатываемых мероприятий в области изучения истории своей Родины.
В Национальной доктрине «Образование» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить, прежде всего, историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому опыту и культурному наследию народов России. Уроки истории , экскурсии и внеклассные мероприятия по изучению исторического наследия страны как нельзя лучше служат этой цели.
В общественном сознании нашей молодежи отмечается обострение проблемы формирования духовности и духовной личности. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами, добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Понятие патриотизм отождествляется с национализмом и окрашивается либеральными СМИ в серые тона. Человеку в наше время, особенно с высокой трибуны, неудобно сказать, что он патриот, так как его могут обвинить в национализме. В ущерб интересам российского общества СМИ навязывают идею космополитизма.
В современной образовательной системе недостаточно времени отводится на уроки истории, и это сказывается на знаниях современного школьника, в частности теме “ Великая Отечественная война”. В 9-м классе на изучение темы «Вторая мировая война» в курсе «Всеобщей истории» отведено 2 урока, в курсе «Истории России» - 7 уроков. Это непомерно мало для раскрытия материала и его усвоения, не говоря уже о воздействии на формирование патриотических чувств у обучающихся. Раскрытие и изучение этих важных исторических событий дает самый существенный толчок для формирования высоконравственной и духовной личности, с развитыми патриотическими чувствами и бережным отношением к своей Родине, к ее героическому прошлому.
А что же наблюдаем мы сейчас, в настоящее время? Результаты экзаменов и многочисленные социологические опросы показывают, что обучающиеся не могут назвать имена знаменитых российских деятелей, расшифровать аббревиатуру СССР, вспомнить, когда началась Великая Отечественная война и т. д. К сожалению, патриотизм сегодня часто сводится к наклеиванию на машину надписи «Спасибо деду за Победу!» в преддверии празднования Дня Победы. Неграмотная молодежь в современных условиях легко верит подтасованным историческим фактам, различным мифам, очерняющим историю Отечества. События Великой Отечественной войны с каждым годом все дальше от нас, ветераны войны, как непосредственные свидетели и участники тех событий, уходят из жизни. Это дает возможность для заинтересованных лиц подтасовывать факты и переписывать историю, что иногда отражается и в учебниках, например, в «Новейшей истории зарубежных стран» А. А. Кредера.
Формированию государственной системы воспитания мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей. Остановить эти негативные процессы может только возрождение патриотизма в российском обществе, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране. Уже одно это делает принципы патриотического воспитания актуальными, а их дальнейшую последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей. И именно патриотическое воспитание ложится в основу формирования гражданина.
Мероприятия по изучению истории Великой Отечественной войны всегда были призваны способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма учащихся, благодатный материал для чего дает изучение прошлого нашего государства. Познавая идею Родины, переживая чувство любви к ней, восторженности, испытывая тревогу об ее нынешнем и будущем, молодое поколение, повзрослев не будет бездумно ругать прошлое нашей страны, возможно, станет служить людям и добру, жить и работать на благо своего Отечества.
Проблема проекта
«Молодежный фактор» во многом определяет направленность идущих процессов в стране, возможность социальной стабилизации и экономического роста. Ведь растущее поколение - это в перспективе трудовой и экономический потенциал, от которого зависит прогрессивное развитие общества или его упадок.
Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых к проблеме социального развития молодежи требуют сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к подрастающему поколению и созданию условий для развития их жизненных позиций.
Политика государства по отношению к детям, подросткам и молодежи должна строиться так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию и школа является одним из важнейших инструментов данной политики.
Учителя из собственного опыта знают про отсутствие патриотизма у подрастающего поколения, а так же про неэффективные современные методы его патриотического воспитания. Можно ли закрыть глаза на происходящее?
Почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто говорим о глобальных проблемах, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
Сегодня перед Россией стоит множество проблем:
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 граждан России ежегодно уезжают из страны, 70% из них - люди до 28 лет);
безразличие молодежи к судьбе Родины;
забываются традиции и обычаи своего народа;
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе;
наблюдается снижение уровня культуры населения;
отсутствую в системе образования компетентные программы по вопросам гражданско-патриотического воспитания;
основная масса выпускников школ после получения профессионального образования предпочитают оставаться в больших городах и не возвращаются в провинцию;
учащиеся школ безразлично относятся к процессу обучения;
у большинства Россиян утрачено представление о семейных ценностях.
Цель проекта
Провести 75 мероприятий, способствующих обогащению знаниями обучающихся МКОУ СОШ № 9, в вопросе изучения истории Великой Отечественной войны.
Задачи проекта
Для достижения вышеуказанной цели в процессе учебно-воспитательной работы в школе, необходимо решить следующие задачи:
- определить методы и формы проведения внеклассных мероприятий, посвященных истории ВОВ;
- дополнить, расширить знания обучающихся по истории: ознакомление участников проекта с основными событиями, героями Великой Отечественной войны, вкладом России в победу над фашизмом;
- подготовить и провести 75 патриотических мероприятий;
- развивать творческие, интеллектуальные способности, коммуникативные способности обучающихся, умения работать в коллективе;
- повышать мотивацию к познавательной активности, способности самореализации учащихся;
- развивать национальное самосознание и гражданскую позицию в условиях образовательного процесса, внеклассной и досуговой деятельности обучающихся;
- вовлекать школьников, родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию Великой Победы;
- укреплять общие интересы в семье путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;
- формировать гражданско-патриотическую позицию обучающихся через систему традиционных дел;
- воспитание чувства гордости за Отечество, свой народ, свою семью;
- формирование взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, мотивации поведения через увлекательные для обучающихся формы активности, социально одобряемую и результативную деятельность на благо Родины.
Какие формы и методы нужно использовать для формирования гражданских качеств? Какие необходимо проводить классные часы и мероприятия? Эти вопросы раскрыты при создании проекта.
Методы и формы реализации проекта:
Экскурсии в музеи и исторические места, связанные с историей ВОВ;
Уроки мужества, круглые столы;
Спортивные мероприятия;
Конкурсы песен и стихов;
Просмотр фильмов о ВОВ;
Конкурсы литературные;
Акции;
Шефство;
Викторины, квесты, игры.
Основные направления проекта:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Сроки и этапы реализации проекта
Проект разработан в сентябре 2019 года и рассчитан на реализацию в 2019-2020 учебном году.
Название этапа | Цель и основная деятельность |
I этап Подготовительный сентябрь 2019 года | Цель: проектирование модели проекта, создание условий для его реализации. Основное содержание деятельности: - изучить нормативную базу по патриотическому воспитанию; - ознакомиться с практикой проектирования проектов по патриотическому воспитанию образовательных учреждений района; - спроектировать модель проекта; - проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации проекта; - провести социальный опрос среди обучающихся МКОУ СОШ № 9 на тему информированности о событиях ВОВ; - разработать, обсудить и утвердить проект на педагогическом совете школы, на Большом Совете – органе ученического самоуправления. направлениям проекта. |
II этап практический Октябрь 2019 г. – май 2020 г. | Цель: реализация проекта по патриотическому воспитанию. Задачи: 1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия. 2. Обогащать содержание патриотического воспитания. 3. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию. 4. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями дополнительного образования, культуры и социумом. 5. Вовлекать в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 6. Проводить мониторинг реализации программы. |
III этап Отслеживание и анализ результатов Июнь 2020г. | Цель: анализ итогов реализации проекта. Задачи: 1. Обобщить результаты работы. 2. Провести коррекцию затруднений в реализации проекта. 3. Спланировать работу на следующий период. |
Основные целевые группы
Обучающиеся МКОУ СОШ № 9 (возраст 7 -18 лет)
Ожидаемые результаты проекта
Количественные показатели:
100% обучающихся МКОУ СОШ № 9 станут участниками проекта «75 Добрых дел»;
повышения массовости и активности обучающихся МКОУ СОШ № 9 в конкурсах по гражданско-патриотической и нравственной тематике;
увеличение числа обучающихся, желающих вступить в отряд «Юнармия», «Волонтер», «Зарница».
Качественные показатели:
формирование чувства гордости у обучающихся за свою Родину, за ее национальную культуру, героическое прошлое;
повышение степени готовности обучающихся к выполнению своего гражданского и патриотического долга, ответственности за будущее своей страны;
формирование активной жизненной позиции в борьбе за сохранение мира на Земле;
повышение уровня качества знаний у обучающихся МКОУ СОШ №9 в истории Великой Отечественной войны.
Ресурсы проекта:
историческая, учебная и справочная литература;
наглядный материал (иллюстрации, репродукции и исторические карты, фотографии, зарисовки);
разнообразные виды дидактического материала;
дидактические игры,
выставки книг, рисунков, поделок,
создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала).
медийные материалы (аудио и видео записи, презентации)
Детализированная смета расходов
№ | Статья расходов | Кол-во единиц | Стоимость (ед.), руб. | Всего, руб |
1. | Бумага А4 | 4 пачки | 270 | 1080 |
2. | Цветная бумага для принтера (100 л.) | 2 штуки | 150 | 300 |
3. | Фотобумага (20 л.) | 1 штука | 600 | 600 |
4. | Свечи | 20 штук | 20 | 400 |
5. | Шары | 100 штук | 6 | 600 |
6. | Цветные карандаши | 2 пачки | 75 | 150 |
7. | Гуашь | 2 штуки | 250 | 500 |
8. | Ватманы | 5 штук | 30 | 150 |
9. | Бинты | 20 штук | 15 | 300 |
10. | Грамоты | 100 штук | 15 | 1500 |
11. | Цветной принтер | 1 штука | 20000 | 20000 |
| Итого: | | | 25580 |
Календарный план реализации проекта
№ | Мероприятие | Сроки (дд.мм.гг.) |
Урок мужества «Вспомним всех поименно…» | Сентябрь 2019 | |
Информационный час «День снятия блокады Ленинграда» | Октябрь 2019 | |
Квест - игра «Они сражались за Родину» | Октябрь 2019 | |
Просмотр фильма «...А зори здесь тихие» Режиссер: Станислав Ростоцкий | Октябрь 2019 | |
Тематический час «Города - герои» | Октябрь 2019 | |
Интеллектуальная игра «Знаешь ли ты историю ВОВ?» | Ноябрь 2019 | |
Операция «Забота» - помощь Ушкал Анне Николаевне (Категория дети-войны) | Ноябрь 2019 | |
Конкурс сочинений «Моему прадеду…» | Ноябрь 2019 | |
Музыкально-литературный конкурс «Песни Победы» | Ноябрь 2019 | |
Познавательная игровая программа «Города - Герои» | Ноябрь 2019 | |
Встреча с Белоконь Светланой Ивановной на тему «Жестокая правда войны» (категория дети-войны) | Декабрь 2019 | |
Митинг, посвященный памяти подвигу Героя Советского Союза Зигуненко И.Е. | Декабрь 2019 | |
Конкурс рисунков «Мы – наследники Победы» | Декабрь 2019 | |
Операция «Забота» - помощь Тищенко Надежде Филипповне (Категория дети-войны) | Декабрь 2019 | |
Экскурсия в Красногвардейский историко-краеведческий музей | Декабрь 2019 | |
Просмотр фильмов о ВОВ «Завтра была война» Режиссер: Юрий Кара | Декабрь 2019 | |
Викторина «Знатоки истории» | Декабрь 2019 | |
Операция «Забота» - помощь Бондарь Николаю Тимофеевичу (Категория дети-войны) | Декабрь 2019 | |
Викторина «Знатоки истории» | Декабрь 2019 | |
Литературный конкурс «Поэты - фронтовики» | Январь 2020 | |
Литературный конкурс «Рана в моем сердце» | Январь 2020 | |
Тематический час «Холокост - горькая правда» | Январь 2020 | |
Тематический час «Подвиг моего земляка И.Е.Зигуненко» | Январь 2020 | |
Литературный марафон «Поэты - фронтовики» | Январь 2020 | |
Встреча с Подколзиным Владимиров Николаевичем на тему «Мое детство» (категория дети-войны) | Январь 2020 | |
Тематический час «Дети- герои войны» | Январь 2020 | |
Библиотечный час « июнь1941 – начало войны…» | Январь 2020 | |
Тематическая беседа «Дорога жизни - Ленинград» | Январь 2020 | |
Военно-патриотическая игра «Дорогами войны» | Январь 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Жирко Николаю Ивановичу (Категория дети-войны) | Февраль 2020 | |
Военно-патриотическая игра «Дорогами войны» | Февраль 2020 | |
Урок мужества «Дневник Тани Савичевой» | Февраль 2020 | |
Конкурс сочинений «И.Е.Зигуненко – мой земляк» | Февраль 2020 | |
Экскурсия в музейный комплекс «Россия – моя история» г.Ставрополь | Февраль 2020 | |
Урок мужества "Подвиг советского народа в годы ВОВ" | Февраль 2020 | |
Беседа с Гусарь Николай Матвеевичем на тему «Взрослое детство» (категория дети-войны) | Февраль 2020 | |
Урок мужества "Подвиг советского народа в годы ВОВ" | Февраль 2020 | |
Просмотр фильма «Они сражались за Родину» Режиссер: Сергей Бондарчук | Февраль 2020 | |
Библиотечный час «Мужество в годы войны» | Февраль 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Жирко Раисе Федоровне (Категория дети-войны) | Февраль 2020 | |
Акция «От поколения к поколению, от сердца, к сердцу» | Февраль 2020 | |
Викторина «Герои Советского союза ВОВ» | Февраль 2020 | |
Спортивные соревнования «Мы - будущее России» | Март 2020 | |
Спортивные соревнования «Мы - будущее России» | Март 2020 | |
Тематическая выставка книг «Поэзия войны» | Март 2020 | |
Защита рефератов «Женщины в ВОВ» | Март 2020 | |
Акция «Свеча памяти» | Март 2020 | |
Оформление тематических уголков класса «Мы помним героев ВОВ» | Март 2020 | |
Урок мужества «Бесценные документы ВОВ» | Март 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Кудря Ивану Максимовичу (Категория дети-войны) | Март 2020 | |
Урок мужества «Бесценные документы ВОВ» | Март 2020 | |
Конкурс солдатской песни «И песни ходят на войну» | Март 2020 | |
Викторина «Война в именах и датах» | Март 2020 | |
Библиотечный час «Советские писатели о войне» | Март 2020 | |
Оформление стенда «Наши земляки – герои ВОВ» | Апрель 2020 | |
Викторина «Война в именах и датах» | Апрель 2020 | |
Урок мужества «Контрнаступление под Москвой» | Апрель 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Никитиной Нине Аксентьевне (Категория дети-войны) | Апрель 2020 | |
Урок мужества «Контрнаступление под Москвой» | Апрель 2020 | |
Просмотр фильма «В бой идут одни “старики”» Режиссер: Леонид Быков | Апрель 2020 | |
Беседа «Офицер – профессия героическая» | Апрель 2020 | |
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя» | Апрель 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Кривень Евдокии Петровне (Категория дети-войны) | Апрель 2020 | |
Конкурс чтецов «Нам не помнить об этом нельзя» | Апрель 2020 | |
Конкурс рисунков «Пусть не будет войны никогда» | Апрель 2020 | |
Операция «Обелиск» - уборка Братской могилы | Апрель 2020 | |
Акция «Георгиевская ленточка» | Май 2020 | |
Операция «Забота» - помощь Машошиной Марии Григорьевне (Категория дети-войны) | Май 2020 | |
Урок мужества «Сталинградская битва» | Май 2020 | |
Библиотечный час «Героизм детей» | Май 2020 | |
Спортивные соревнования «Сюда нас память позвала» | Май 2020 | |
Урок мужества «Победа! Победа! Победа!» | Май 2020 | |
Смотр строя и песни «День Победы» | Май 2020 | |
Акция «Бессмертный полк» | Май 2020 | |
Митинг «Помним…» | Май 2020 |
Методы оценки
Оценка эффективности реализации проекта осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.
Нравственно-духовные параметры:
1. сформированность гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию и самообразованию.
2. сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свободы человека и гражданина;
- знание истории Великой Отечественной войны;
- национальное самосознание;
- уважение к героическому прошлому своих предков;
- гражданственность.
Партнерство
Администрация муниципального образования Родыковского сельсовета, Муниципальное казенное учреждение культурно-досуговый центр с.Родыки, Совет ветеранов с.Родыки, Красногвардейский историко-краеведческий музей с. Красногвардейское, Музейный комплекс «Россия – моя история» г.Ставрополь.
Мультипликативность
Проект носит межрегиональный характер и его продвижение не зависит от особенностей субъектов Российской Федерации.
Научная новизна проекта
Научная новизна проекта состоит в том, что:
- на основе анализа нормативно-правовой базы организации патриотического воспитания учащихся школы во внеурочной деятельности и обобщения опыта данной работы будет разработана современная организационно-методическая модель данного направления воспитания;
- будут разработаны и апробированы критерии оценки результатов и эффективности патриотического воспитания в системе внеурочной работы школы, позволяющие целенаправленно модернизировать содержание, формы и методы патриотического воспитания в зависимости от его целей.
Заключение
Работая над проектом «75 Добрых дел» по столь значимой теме, призванной помочь решению проблемы недостаточного патриотического воспитания в школе, нам откроются очевидные плюсы от его реализации.
Кроме повышения патриотического сознания у школьников проект позволит интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность:
- поиск материала к внеклассным мероприятиям;
- подготовка презентаций и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;
- самостоятельности в поиске информации и принятии решений.
Реализация проекта позволит усовершенствовать принцип сотрудничества учащихся и учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учеников.
Весьма важный вопрос – это оценка работы школьников. Мы считаем, что поощрён должен быть каждый обучающийся, участвующий в проекте, чтобы интерес к творчеству не иссякал. Поэтому были определены номинации для награждения детей.
Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.
Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.
В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации, способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.
Список используемой литературы
Абрамова Г.С. Возрастная психология. — Екатеринбург:, 1999. — С. 476-505.
Анфилов В. А. Провал «Блицкрига». М.: Наука, 1974.
Битва под Москвой. Хроника, факты, люди: В 2 х кн. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2001.
Блокада Ленинграда в документах рассекреченных архивов. М.: ООО «Издательство ACT», 2004.
Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи: Учебное пособие/ Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.- Ростов – н,Д.:Феникс, 2001.
Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, № 2.
Данилов А. А., Косулина В. Г. История России XX - начала XXI века. Учебник. - М.: Просвещение, 2006.
Дашичев В. И. Банкротство стратегии германского фашизма. М.: Наука, 1973.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. - М., 1985.
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2007.
Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. М.: Народное образование, 2004.
Маханева М.Д. Нравственно патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001–2005 годы», М., 2004.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др., Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
Соловьев А. К. Разработки уроков по курсу «Новейшая история. XX- начало XXI в.». -М.: Просвещение, 2008.
Социология молодежи: учебник/ под ред. д-ра социол. Наук , проф., чл. – корр. РАН В.Н. Кузнецова. – Гардарики, 2007.
Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.
17