Социальный проект «Огонь, вода и безопасность»
Комитет образования МО «Выборгский район» Ленинградской области
Автономное учреждение муниципального образования
«Выборгский район» Ленинградской области
«ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ»
Детский оздоровительный лагерь «Зеленый остров»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Огонь, вода и безопасность»
Реализация
III смены «Лига героев»
В рамках программы «Школа безопасности»
Адресат
воспитанники лагеря (7-17 лет),
их семьи, друзья, одноклассники
Автор
ст.вожатый
Кондратова Елена Владимировна,
г. Выборг
2018 г.
Пояснительная записка
Название проекта: «Огонь, вода и безопасность»
Направленность проекта: гражданская, образовательная
Введение
"Главное - жизнь и здоровье ребёнка" - так можно сформулировать основную цель III смены «Лига героев», организованную при содействии Ленинградского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и ГУ МЧС РФ по ЛО в ДОЛ «Зелёный остров». Методика работы в рамках одного из проектов смены "Огонь, вода и безопасность", ориентированная на приобретение воспитанниками теоретических знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС), разработана с учётом интегрированного подхода. Мероприятия, посвящённые теме безопасность и направленные на профилактику, всегда актуальны при работе с детьми и подростками. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Повседневная жизнь обычного человека таит множество опасностей и отсутствие опыта и знаний о правилах поведения в опасных ситуациях, зачастую приводит к панике и как следствие, к неспособности логически рассуждать, что в свою очередь может стоить человеку жизни. Обеспечение безопасности для себя и других становится все более актуальной. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую, как безусловную ценность. На смене МЧС у воспитанников есть возможность почувствовать себя в роли спасателей. Ведь именно при практическом применении полученных знаний и умений, они прочно усвоятся, на уровне рефлексов. Приобретая опыт правильного поведения при ЧС на практических занятиях, в случае реальной ситуации опасности воспитанники не запаникуют, а будут искать способы поэтапного решения проблемы, чему также может способствовать их умения в организации проектной деятельности.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, нами был создан проект по теме: «Огонь, вода и безопасность» и так как зачастую воспитанники без интереса относятся к изучению теоритической информации, отрядам было рекомендовано творчески подходить к решению поставленных задач.
Исходя из вышесказанного, актуальность темы обоснована следующими проблемами:
недостаточные знания о правилах поведения при ЧС;
отсутствие умений, знаний и навыков по работе с творческими проектами;
нехватка опыта публичных выступлений при презентации продукта;
низкая мотивация и невнимательность воспитанников при изучении теоритического материала по безопасности.
Цель проекта: Создания серии наглядных материалов для изучения правил поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера посредство проектной деятельности с целью информатизации и популяризации правил поведения при ЧС.
Задачи:
Обучающие:
Заинтересовать воспитанников и мотивировать их к изучению тем проекта;
Познакомить воспитанников с потенциально опасными ситуациями;
Познакомить с основными правилами поведения при данных ситуациях;
Ознакомить с алгоритмом создания творческих проектов по заданной теме;
Ознакомить с критериями оценивания проектной деятельности;
Обобщить и систематизировать знания воспитанников по безопасности;
Развивающие:
Создать условия для
развития познавательных способностей;
развития умения планировать деятельность;
формирования навыков анализа и обработки информации;
развития творческих способностей и коммуникативных компетенций;
формирования навыков эффективно работать в группе для достижения единого результата;
развития умений формулировать, иллюстрировать и оформлять свои мысли;
развития умений представлять коллективный продукт проектной деятельности;
развития речи и умений в декламации;
развития умений в целеполагании и планировании;
развитие умений в оценке себя и других отрядов.
Воспитательные:
Воспитывать серьезное отношение к нормам безопасности;
Воспитывать чувство самосохранения;
Воспитывать желание защищать свою жизнь и здоровье;
Воспитывать культуру работы в коллективе;
Воспитывать ответственность и самостоятельность;
Воспитывать уважительное отношение к работе других.
Этапы решения проектной задачи:
Этапы работы над проектом:
Этап | Содержание | Организатор Исполнитель |
1. Подготовка | Определение темы проекта, итоговых целей и задач. Церемония открытия смены с театрализованной демонстрацией ЧС и их способах их ликвидации. | Ст. вожатый Инструктора(вожатые) МЧС |
2. Планирование | - Определение способа демонстрации проектов. - Определение критериев оценки проектов отрядов. - Определение способа распространения материалов. - Инструктаж вожатых. | Ст. вожатый Ст. вожатый Ст. вожатый Ст. вожатый Ст. вожатый |
3. Реализация | - Вводная беседа – основы проектной деятельности (5-4 отряды), отличительные особенности работы над коллективным проектом. (1-3 отряды), формулировка и объявление методологического аппарата общего проекта «Огонь, вода и безопасность» тематик, мероприятий и сроки реализации. Знакомство с критериями оценивания продуктов проектной деятельности отрядов; Самостоятельный выбор формы промежуточного продукта отрядами, постановка целей, задач и планирование этапов работы. Распределение на творческие группы для работы над различными этапами работы внутри отряда; Определение источников необходимой информации. Работа отрядов по поиску и анализу информации; Работа отрядов по созданию наглядного материала; Работа отрядов по созданию контрольных (игровых) материалов, для проверки качества усвоения знаний другими отрядами – рефлексия проектов; Подготовка к защите продукта; | Ст. вожатый Ст. вожатый Воспитанники по отрядам и вожатые. Воспитанники по отрядам Воспитанники по отрядам и вожатые. Воспитанники по отрядам. Воспитанники по отрядам. Представители отряда. |
4. Представление проекта, оценка его результатов и рефлексия. | - Защита проектных работ с демонстрацией материалов перед воспитанниками и персоналом лагеря; - Проверка усвоения аудиторией материала представленного отряда залом; - Оценка наглядного материала аудиторией по критериям; Публикация наглядных материалов на странице ДОЛ «Зеленый остров» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/campgreenisland) для ознакомления родителей, одноклассников и семей воспитанников с целью популяризации и информатизации большей аудитории. Межлагерные соревнования по пожарно-прикладному спорту (практическое применение знаний) | Представители отряда. Представители отряда. (весь отряд) Ст. вожатый, воспитатели. Ленинградское областное региональное отделение Общероссийской обшественной организации «Российский союз спасателей», ГУ МЧС РФ по ЛО |
5. Выводы | - Самоанализ полученных результатов отрядом. - Формулирование выводов отрядом. | Воспитанники по отрядам |
6. Корректировка | - Обсуждение с каждым отрядом результатов и корректировка. | Ст. вожатый |
Описание хода проекта
Основными задачами, на решение которой направлен проект, является воспитание у детей серьезного отношения к нормам безопасности, чувства самосохранения, воспитывать желание защищать свою жизнь и здоровье и, по - возможности, помогать другим. Проект знакомит детей с правилами поведения при ЧС. В течение смены воспитанники готовили проектные работы, направленные на создание наглядных материалов по трем темам: «Безопасность на воде» (Приложение 1), «Безопасное обращение с огнем» (Приложение 2), и тема «Один дома» (Приложение 3), которая освещала правила поведения детей в отсутствии взрослых дома и на улице, включая правила дорожного движения (Приложение 4).
На каждую проектную работу выделялось по отдельному дню, например, в день защиты проектов «Безопасность на воде», все мероприятия были так или иначе связаны с этой темой: соревнования по ВОСВОД (спасение на водах, практика бросания спасательного круга, конца Александрова), соревнования по сап - серфингу и гребле, игра в вотербол. В день «Безопасного обращения с огнем» прошла пожарная эстафета, игра на изучение видов костров и способов их разведения в качестве профилактики лесных пожаров, изучение пожарных узлов, одевание на скорость боевой одежды. (фотографии в приложении 5) Тематические дни поставлены с промежутком в неделю, для того чтобы у отрядов было время изучить тему, выбрать наиболее важную, по их мнению, информацию, оформить и подготовить защиту. Наглядные материалы получившие наибольшее количество баллов в каждой теме представлены в приложении 6.
Для того, чтобы не ограничивать творчество воспитанников, формат продукта проектной работы также определялся отрядами: один отряд снимал видеоролик, другой – делал листовки, третий придумал вредные советы, четвертый презентацию, пятый ставил сценку. Единственным условием было отсутствие повторов, т.е. продукт следующего проекта одного отряда должен был отличаться от предыдущего.
С каждым отрядом проведена беседа, на которой, с целью правильного понимания всеми отрядами формата проектной работы, были объяснены основные особенности и отличия проектной работы от других видов работы, критерии оценивания, и даны рекомендации по правилам оценивания. Согласно критериям (Приложение 7), проекты оценивались по трем составляющим и пяти критериям, за каждый из которых можно получить 1 или 0 баллов, то есть максимум за один проект можно получить 15 баллов:
непосредственно продукт (соответствие формату, оригинальность (не плагиат), качество выбора информации, презентабельность оформления, практическое значение\полезность) – максимум 5 баллов.
проверка уровня усвоения аудиторией информации. Здесь формат тоже не ограничивался, можно было сделать кроссворд, фронтальный опрос, квест, видеопрос, тестирование и т.д. (креативность, соответствие вопросов информации в наглядных материалах, организация процесса, активность аудитории, эффективность) - максимум 5 баллов.
Защита продукта (соответствие формата, отсутствие шпаргалок, отсутствие слов – паразитов, выразительность, экспрессивность) - максимум 5 баллов. (Приложение 7)
Объективность оценивания обеспечивалась взаимоконтролем. После каждого мероприятия по защите проводится консультация с каждым отрядом, на котором они сдают лист оценки по критериям других отрядов и лист самооценки, обосновывая поставленные баллы. Баллы листа самооценки не засчитываются в общую оценку, но тоже обосновываются отрядом, обсуждая, как можно было бы скорректировать недостатки и какие успешные приемы можно использовать в следующем проекте.
Результаты
Подобная организация оценивания способствует развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки, а азарт игрового соперничества учит детей достойно принимать поражение, радоваться победам команды и стремиться улучшать свои результаты.
В целях проверки эффективности проекта, в конце смены, была проведена интеллектуальная игра на проверку остаточных знаний (Сценарий игры Приложение 8). Высокая активность воспитанников и высокий процент правильных ответов говорит о высокой эффективности применения проектных технологий при изучении теоретического материала.
В связи с тем, что проект имел прикладную направленность и весь изучаемый в ходе проектной деятельности был тесно связан с практическими занятиями, первое место среди лагерей в Межлагерных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту можно также считать результатом эффективности проведенной работы. (Грамота –Приложение 9).
Проект выходит за рамки смены и имеет высокую социальную значимость, так как соревнования освещались с средствах массовой информации ( http://gazetavyborg.ru/news/ya---molodoy/v-zelenom-os..), публикация наглядных материалов на странице ДОЛ «Зеленый остров» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/campgreenisland) для ознакомления родителей, одноклассников и семей воспитанников с целью популяризации и информатизации большей аудитории имеет огромную популярность. Каждая видеозапись с защитой воспитанниками проектов просматривается 1000 и более человек, а это означает, что еще более 1000 человек будут информированы о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях природного и природного характера.
Таким образом, мы можем считать проект успешным, так как все задачи выполнены, а цели достигнуты.
Список используемой воспитанниками литературы
Учебно-методическое пособие «Газодымозащитная служба», Авторы: Грачев В.А., Поповский Д.В, Теребнев В.В, изд. 2009, 328 стр.
«Подготовка спасателей-стажеров. Пожарно- стр строевая подготовка.» Авторы: Требнев В.В., Грачев В.А.,Шехов Д.А. изд. 2008 250 стр.
«Безопасность на воде и оказание первой помощи пострадавшим» Автор В.Ю.Давыдов https://www.e-reading.by/bookreader.php/17940
https://www.libfox.ru/108644-vladimir-davydov-bezopasnost-na-vode-i-okazanie-pomoshchi-postradavshim.html