12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кондратова Елена19

Комитет образования МО «Выборгский район» Ленинградской области

Автономное учреждение муниципального образования

«Выборгский район» Ленинградской области

«ДЕТСКИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ЛАГЕРЯ»


Детский оздоровительный лагерь «Зеленый остров»




СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Огонь, вода и безопасность»



Реализация

III смены «Лига героев»

В рамках программы «Школа безопасности»


Адресат

воспитанники лагеря (7-17 лет),

их семьи, друзья, одноклассники



Автор
ст.вожатый

Кондратова Елена Владимировна,



г. Выборг

2018 г.

Пояснительная записка

Название проекта: «Огонь, вода и безопасность»

Направленность проекта: гражданская, образовательная

Введение

"Главное - жизнь и здоровье ребёнка" так можно сформулировать основную цель III смены «Лига героев», организованную при содействии Ленинградского областного регионального отделения Общероссийской общественной организации «Российский союз спасателей» и ГУ МЧС РФ по ЛО в ДОЛ «Зелёный остров». Методика работы в рамках одного из проектов смены "Огонь, вода и безопасность", ориентированная на приобретение воспитанниками теоретических знаний о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях (далее ЧС), разработана с учётом интегрированного подхода. Мероприятия, посвящённые теме безопасность и направленные на профилактику, всегда актуальны при работе с детьми и подростками. Ведь данную необходимость диктует сама жизнь. Повседневная жизнь обычного человека таит множество опасностей и отсутствие опыта и знаний о правилах поведения в опасных ситуациях, зачастую приводит к панике и как следствие, к неспособности логически рассуждать, что в свою очередь может стоить человеку жизни. Обеспечение безопасности для себя и других становится все более актуальной. Решение этой проблемы только одно – с раннего возраста научить детей поступать в соответствии с нормами безопасности. Ведь, научившись бережно относиться к своей жизни, они будут воспринимать чужую, как безусловную ценность. На смене МЧС у воспитанников есть возможность почувствовать себя в роли спасателей. Ведь именно при практическом применении полученных знаний и умений, они прочно усвоятся, на уровне рефлексов. Приобретая опыт правильного поведения при ЧС на практических занятиях, в случае реальной ситуации опасности воспитанники не запаникуют, а будут искать способы поэтапного решения проблемы, чему также может способствовать их умения в организации проектной деятельности.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, нами был создан проект по теме: «Огонь, вода и безопасность» и так как зачастую воспитанники без интереса относятся к изучению теоритической информации, отрядам было рекомендовано творчески подходить к решению поставленных задач.


Исходя из вышесказанного, актуальность темы обоснована следующими проблемами:

недостаточные знания о правилах поведения при ЧС;

отсутствие умений, знаний и навыков по работе с творческими проектами;

нехватка опыта публичных выступлений при презентации продукта;

низкая мотивация и невнимательность воспитанников при изучении теоритического материала по безопасности.


Цель проекта: Создания серии наглядных материалов для изучения правил поведения при чрезвычайных ситуациях техногенного и природного характера посредство проектной деятельности с целью информатизации и популяризации правил поведения при ЧС.

Задачи:

Обучающие:

Заинтересовать воспитанников и мотивировать их к изучению тем проекта;

Познакомить воспитанников с потенциально опасными ситуациями;

Познакомить с основными правилами поведения при данных ситуациях;

Ознакомить с алгоритмом создания творческих проектов по заданной теме;

Ознакомить с критериями оценивания проектной деятельности;

Обобщить и систематизировать знания воспитанников по безопасности;

Развивающие:

Создать условия для

развития познавательных способностей;

развития умения планировать деятельность;

формирования навыков анализа и обработки информации;

развития творческих способностей и коммуникативных компетенций;

формирования навыков эффективно работать в группе для достижения единого результата;

развития умений формулировать, иллюстрировать и оформлять свои мысли;

развития умений представлять коллективный продукт проектной деятельности;

развития речи и умений в декламации;

развития умений в целеполагании и планировании;

развитие умений в оценке себя и других отрядов.


Воспитательные:

Воспитывать серьезное отношение к нормам безопасности;

Воспитывать чувство самосохранения;

Воспитывать желание защищать свою жизнь и здоровье;

Воспитывать культуру работы в коллективе;

Воспитывать ответственность и самостоятельность;

Воспитывать уважительное отношение к работе других.



Этапы решения проектной задачи:

Этапы работы над проектом:

Этап

Содержание

Организатор

Исполнитель

1. Подготовка

Определение темы проекта, итоговых целей и задач.

Церемония открытия смены с театрализованной демонстрацией ЧС и их способах их ликвидации.

Ст. вожатый


Инструктора(вожатые) МЧС

2. Планирование

- Определение способа демонстрации проектов.

- Определение критериев оценки проектов отрядов.

- Определение способа распространения материалов.

- Инструктаж вожатых.

Ст. вожатый

Ст. вожатый

Ст. вожатый

Ст. вожатый

Ст. вожатый

3. Реализация

- Вводная беседа –

основы проектной деятельности (5-4 отряды), отличительные особенности работы над коллективным проектом. (1-3 отряды),

формулировка и объявление методологического аппарата общего проекта «Огонь, вода и безопасность» тематик, мероприятий и сроки реализации.

Знакомство с критериями оценивания продуктов проектной деятельности отрядов;

Самостоятельный выбор формы промежуточного продукта отрядами, постановка целей, задач и планирование этапов работы.

Распределение на творческие группы для работы над различными этапами работы внутри отряда;

Определение источников необходимой информации.

Работа отрядов по поиску и анализу информации;

Работа отрядов по созданию наглядного материала;

Работа отрядов по созданию контрольных (игровых) материалов, для проверки качества усвоения знаний другими отрядами – рефлексия проектов;

Подготовка к защите продукта;

Ст. вожатый

Ст. вожатый






Воспитанники по отрядам и вожатые.

Воспитанники по отрядам

Воспитанники по отрядам и вожатые.

Воспитанники по отрядам.


Воспитанники по отрядам.

Представители отряда.

4. Представление проекта, оценка его результатов и рефлексия.

- Защита проектных работ с демонстрацией материалов перед воспитанниками и персоналом лагеря;

- Проверка усвоения аудиторией материала представленного отряда залом;

- Оценка наглядного материала аудиторией по критериям;

Публикация наглядных материалов на странице ДОЛ «Зеленый остров» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/campgreenisland) для ознакомления родителей, одноклассников и семей воспитанников с целью популяризации и информатизации большей аудитории.

Межлагерные соревнования по пожарно-прикладному спорту (практическое применение знаний)

Представители отряда.

Представители отряда. (весь отряд)

Ст. вожатый, воспитатели.



Ленинградское областное региональное отделение Общероссийской обшественной организации «Российский союз спасателей», ГУ МЧС РФ по ЛО

5. Выводы

- Самоанализ полученных результатов отрядом.

- Формулирование выводов отрядом.

Воспитанники по отрядам

6. Корректировка

- Обсуждение с каждым отрядом результатов и корректировка.

Ст. вожатый



Описание хода проекта


Основными задачами, на решение которой направлен проект, является воспитание у детей серьезного отношения к нормам безопасности, чувства самосохранения, воспитывать желание защищать свою жизнь и здоровье и, по - возможности, помогать другим. Проект знакомит детей с правилами поведения при ЧС. В течение смены воспитанники готовили проектные работы, направленные на создание наглядных материалов по трем темам: «Безопасность на воде» (Приложение 1), «Безопасное обращение с огнем» (Приложение 2), и тема «Один дома» (Приложение 3), которая освещала правила поведения детей в отсутствии взрослых дома и на улице, включая правила дорожного движения (Приложение 4).

На каждую проектную работу выделялось по отдельному дню, например, в день защиты проектов «Безопасность на воде», все мероприятия были так или иначе связаны с этой темой: соревнования по ВОСВОД (спасение на водах, практика бросания спасательного круга, конца Александрова), соревнования по сап - серфингу и гребле, игра в вотербол. В день «Безопасного обращения с огнем» прошла пожарная эстафета, игра на изучение видов костров и способов их разведения в качестве профилактики лесных пожаров, изучение пожарных узлов, одевание на скорость боевой одежды. (фотографии в приложении 5) Тематические дни поставлены с промежутком в неделю, для того чтобы у отрядов было время изучить тему, выбрать наиболее важную, по их мнению, информацию, оформить и подготовить защиту. Наглядные материалы получившие наибольшее количество баллов в каждой теме представлены в приложении 6.

Для того, чтобы не ограничивать творчество воспитанников, формат продукта проектной работы также определялся отрядами: один отряд снимал видеоролик, другой – делал листовки, третий придумал вредные советы, четвертый презентацию, пятый ставил сценку. Единственным условием было отсутствие повторов, т.е. продукт следующего проекта одного отряда должен был отличаться от предыдущего.

С каждым отрядом проведена беседа, на которой, с целью правильного понимания всеми отрядами формата проектной работы, были объяснены основные особенности и отличия проектной работы от других видов работы, критерии оценивания, и даны рекомендации по правилам оценивания. Согласно критериям (Приложение 7), проекты оценивались по трем составляющим и пяти критериям, за каждый из которых можно получить 1 или 0 баллов, то есть максимум за один проект можно получить 15 баллов:

непосредственно продукт (соответствие формату, оригинальность (не плагиат), качество выбора информации, презентабельность оформления, практическое значение\полезность) – максимум 5 баллов.

проверка уровня усвоения аудиторией информации. Здесь формат тоже не ограничивался, можно было сделать кроссворд, фронтальный опрос, квест, видеопрос, тестирование и т.д. (креативность, соответствие вопросов информации в наглядных материалах, организация процесса, активность аудитории, эффективность) - максимум 5 баллов.

Защита продукта (соответствие формата, отсутствие шпаргалок, отсутствие слов – паразитов, выразительность, экспрессивность) - максимум 5 баллов. (Приложение 7)


Объективность оценивания обеспечивалась взаимоконтролем. После каждого мероприятия по защите проводится консультация с каждым отрядом, на котором они сдают лист оценки по критериям других отрядов и лист самооценки, обосновывая поставленные баллы. Баллы листа самооценки не засчитываются в общую оценку, но тоже обосновываются отрядом, обсуждая, как можно было бы скорректировать недостатки и какие успешные приемы можно использовать в следующем проекте.

Результаты

Подобная организация оценивания способствует развитию критического мышления, формированию адекватной самооценки, а азарт игрового соперничества учит детей достойно принимать поражение, радоваться победам команды и стремиться улучшать свои результаты.

В целях проверки эффективности проекта, в конце смены, была проведена интеллектуальная игра на проверку остаточных знаний (Сценарий игры Приложение 8). Высокая активность воспитанников и высокий процент правильных ответов говорит о высокой эффективности применения проектных технологий при изучении теоретического материала.

В связи с тем, что проект имел прикладную направленность и весь изучаемый в ходе проектной деятельности был тесно связан с практическими занятиями, первое место среди лагерей в Межлагерных соревнованиях по пожарно-прикладному спорту можно также считать результатом эффективности проведенной работы. (Грамота –Приложение 9).

Проект выходит за рамки смены и имеет высокую социальную значимость, так как соревнования освещались с средствах массовой информации ( http://gazetavyborg.ru/news/ya---molodoy/v-zelenom-os..), публикация наглядных материалов на странице ДОЛ «Зеленый остров» в социальной сети «ВКонтакте» (https://vk.com/campgreenisland) для ознакомления родителей, одноклассников и семей воспитанников с целью популяризации и информатизации большей аудитории имеет огромную популярность. Каждая видеозапись с защитой воспитанниками проектов просматривается 1000 и более человек, а это означает, что еще более 1000 человек будут информированы о правилах поведения в чрезвычайных ситуациях природного и природного характера.

Таким образом, мы можем считать проект успешным, так как все задачи выполнены, а цели достигнуты.






Список используемой воспитанниками литературы


Учебно-методическое пособие «Газодымозащитная служба», Авторы: Грачев В.А., Поповский Д.В, Теребнев В.В, изд. 2009, 328 стр.

«Подготовка спасателей-стажеров. Пожарно- стр строевая подготовка.» Авторы: Требнев В.В., Грачев В.А.,Шехов Д.А. изд. 2008 250 стр.

«Безопасность на воде и оказание первой помощи пострадавшим» Автор В.Ю.Давыдов https://www.e-reading.by/bookreader.php/17940

https://www.libfox.ru/108644-vladimir-davydov-bezopasnost-na-vode-i-okazanie-pomoshchi-postradavshim.html

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.