Статья «Социально-психологическое тестирование, как инструмент профилактики девиантного поведения обучающихся в условиях образовательной организации»
Всероссийский онлайн конкурс
педагогического мастерства
на лучшую статью
«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»
Социально- психологическое тестирование
как инструмент
профилактики девиантного поведения
обучающихся в условиях образовательной организации
АВТОРЫ:
Комова Ю.В., педагог – психолог высшей квалификационной категории ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г.Новосибирска
Плющаев И.А., клинический психолог ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г.Новосибирска
Актуальность и практическая значимость:
Данная информация была представлена 12 ноября 2020 года в ГБОУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий» г. Новосибирска на заседании Областного родительского собрания по теме: «Актуальные вопросы взаимодействия семьи и школы». Трансляция вебинара проводилась в рамках проекта «Интерактивное министерство». В вебинаре участвовало 1494 слушателя из г. Новосибирска и районов Новосибирской области.
Обозначена проблема важности проведения и организации единой методики социально - психологического тестирования (ЕМ СПТ) детей (родители дают согласие на проведение СПТ), которое направлено на профилактику девиантного поведения обучающихся, обозначена роль родителей в усилении факторов защиты и минимизации факторов риска. Именно семья даёт ребёнку первые представления о правилах общения, формирует самооценку, учит нести ответственность за слова и поступки, рационально использовать свое время, которые являются факторами личностной защиты профилактики девиантного поведения обучающихся. С вебинаром можно ознакомиться по ссылке https://www.edu54.ru/videocast/view/223614
Практическая значимость заключается в том, что данная информация может быть использована педагогами, педагогами - психологами, социальными педагогами других образовательных учреждений на родительских собраниях, групповом и индивидуальном консультировании родителей по проблеме значимости проведения ЕМ СПТ как инструмента профилактики девиантного поведения обучающихся.
Ключевые слова: социально - психологическое тестирование, факторы риска, факторы защиты, группы повышенного внимания, принятие родителями.
С октября 2019 года по заказу Государственного антинаркотического комитета во всех субъектах Российской Федерации внедрена единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ). Для проведения СПТ было разработано программное обеспечение, позволяющее проводить тестирование дистанционно в режиме он-лайн, которое полностью соответствует предъявляемым к ЕМ СПТ требованиям.
ЕМ СПТ является опросником, состоит из набора вопросов и позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения. Именно подростковый возраст рассматривается как общийй фактор риска развития арушений поведения.
Методика разрабатывалась специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», под руководством кандидата психологических наук Дмитрия Викторовича Журавлева, по заказу Государственного антинаркотического комитета. ЕМ СПТ апробирована в течение 2018 – 2019 учебного года.
Анализ таблицы и персональных данных позволяет не только определить основные особенности личности обучающегося, его способы взаимодействия с обществом, но и наличие сверхвысоких показателей по факторам риска и сверхнизких показателей по факторам защиты, при этом не имеет значение, является ли результат тестирования обучающегося достоверным или недостоверным.
Сверхвысокие значения по субшкалам шкалы «Факторы риска» (ФР): «Потребность в одобрении», «подверженность влиянию группы», «принятие аддиктивных установок», «склонность к риску», «импульсивность», «тревожность», «фрустрация», «наркопотребление в соиальном окружении» и сверхнизкие значения по субшкалам шкалы «Факторы защиты» (ФЗ): «принятие родителями», «приняие одноклассниками», «социальная активность», «самоконтроль поведения», «самоэффективность» определяют уровень риска вовлечения в аддиктивное поведение.
Возможно вычислить и уровень риска суицидального поведения. Предрасположенность к аутоагрессивному и суицидальному поведению формируется на основе выраженности и сочетания индивидуальных особенностей по субшкалам шкалы «Факторы риска» (ФР): «склонность к риску», «импульсивность», «тревожность», «фрустрация» и низкими данными по факторам защиты.
Основной особенностью ЕМ СПТ является то, что она направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, соответственно, если с данной группой своевременно начать работу и устранить (минимизировать) факторы риска, способствующие возникновению дезадаптивных форм поведения, повысить факторы защиты, то повышается возможность благоприятного прогноза.
Таким образом, ЕМ СПТ позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социально-психологических условий, в которых он находится. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер направленных на предотвращение негативных исходов и усиления позитивных результатов развития.
Что такое «факторы защиты»? Под факторами защиты в ЕМ СПТ понимаются факторы, определяющие степень социально-психологической устойчивости к риску:
Принятие родителями (ПР) – сформированное чувство принадлежности, важности, нужности и любви у ребенка.
Принятие одноклассниками (ПО) ощущение у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.
Социальная активность (СА) – выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.
Самоконтроль поведения (СП) – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.
Самоэффективность (С) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.
Подробнее остановимся на содержании фактора защиты – принятие родителями. Именно родители формируют данный фактор, который является важным в профилактике девиантного поведения. Согласно ЕМ СПТ принятие родителями – это оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.
Уровни развития развития фактора защиты - принятие родителями и их описание представлены в таблице:
Уровень фактора защиты - принятие родителями | Описание |
Повышенный | Безусловное принятие. Имеет искренние, доверительные, эмоционально близкие отношения с родителями.Не испытывает недостатка во внимании и общении. Ощущает себя любимым, нужным и необходимым. Родители принимают таким, какой есть, уважают индивидуальность, одобряют интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно времени и не жалеет об этом. |
Средний (норма) | Условное принятие. Положительные эмоции родителей заслуживаются, хорошее отношение является наградой, поощрением за правильное поведение. Негативные поступки лишают эмоциональной поддержки со стороны родителей.Может временами раздражать родителей, что приводит к скрытому эмоциональному отвержению. |
Пониженный | Открытое отвержение. Родители низко оценивают способности, не верят в будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду). Испытывает недостаток внимания и общения со стороны родителей, отсутствует интерес к жизни ребёнка. |
Безусловное принятие родителями ребенка предполагает разграничение родителями личности ребенка и его поведения. Формула приняти "не люблю, потому что ты хороший, а люблю - потом что ты есть, люблю такого, какой есть". При достаточно высоком значении данного фактора у ребенка усиливаются такие факторы защиты, как самоэффективность, соиальная активность, минимизируются факторы риска как потребность в одобрении, прнятие аддиктивных установок социума, подверженность влияюнию группы, тревожность. В психолого - педагогическо литературе (А.Е.Личко, В.С.Битенский, Ц.П.Короденко и др.) определены факторы личностной защиты , которые способствуют жизнестойкости подростка: высокая самооценка, развитый самоконтроль, умение ценить время и навыки самостоятельного решения проблем, высокий уровень интеллекта, устойчивость к негативному влиянию сверстников, принятие ответственности за свое поведение, стрессоустойчивость. Остановимся на том, каким образом родитель может повлиять на развитие данных факторов?
Известно, основа успешной личности – это адекватная самооценка ребенка. Она формируется родителями в раннем детстве и зависит в первую очередь от отношения к ребенку. Мотив достижения успеха, стремление к самореализации характерен для для людей с адекватной самооценкой или с тенденцией к завышению. Если же родители критикуют ребенка, сравнивают его с другими детьми и делают замечания типа: «Какой же ты непутевый», «Тебе надо почаще брать пример с Кати», и т.д. то ребенок вырастает неуверенным и робким. Поэтому важно помнить, что сравнения – это способ воспитать в ребенке не самые лучшие качества. Люди с положительной оценкой способны принимать самостоятельно решение и нести за него ответственность, они в меньшей степени подвержены влиянию группы сверстников и принятию аддиктивных установок социума.
Для формирования самооценки родителям следует помнить золотое правило оценивания «Хвалим исполнителя – критикуем действие!» Например, лучше сказать: «Ты плохо поступил»- вместо: «Ты плохой». Механизм сравнения поможет тогда, когда вы сравниваете ребенка с ним самим, учите делать выводы, как он изменился, каким был, чему научился за определенное время. Важно помнить, отмечая позитивное в ребенке и в его поведении, вы помогаете ему видеть в себе успешного человека. Это положительное представление о себе не просто побуждает ребенка к сотрудничеству, но способствует уверенности в себе и в собственных способностях. К тому же помните, что на одно критическое замечание должно приходиться 3 похвалы.
Если ребенка в детстве не настраивают на успех, а возвращают к прошлым неудачам, то во взрослой жизни такой человек будет постоянно сомневаться в себе. Поэтому важно развивать и подкреплять чувство уверенности и способность достигать поставленных целей.
Также важно родителям научить ребенка ценить время (таймменеджмент), особенно в период неблагопрятной эпидемиологической ситуации, чтобы ребенок был постоянно занятым. Для этого:
1. Приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Максимально сократите «время праздного существования и безделья».
2. Помогите ребенку включиться в такую деятельность, которая лежит в сфере его интересов. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека!
3.Планируйте с ребенком будущий день и неделю! Анализируйте прошедший день.
4.Используйте каникулы и дистанционное обучение для того, чтобы ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (выпечка, ремонт автомобиля, блаустройство жилья и т.д.)
С ранних лет важно приучать ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. При этом не запрещайте ребёнку иметь собственное мнение «Человек, не владеющий собственным мнением не владеет и собственной жизнью». Необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (поручения, задания и т. д.) По мере взросления должна расти самостоятельность ребенка, каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.
Большое внимание родителям следует уделять формированию такого фактора защиты как принятие ребенка, жизнестойкости, в частности тех компонентов (качеств личности), которые являются общими у эффективно адаптирующих детей.
Литература
1.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
3. Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности//Психология:проблемы практического применения материалы II Международной практической конференции (г.Чита, июнь, 2013 г.) - -Чита: Издательство Молодой ученый, 2013
4.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.:Издательство С, издательство ЭКСМО, 2004.512 с.
5. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
6. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 112 c.
7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.