12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юлия260
Работаю педагогом - психологом более 20 лет, окончила Новосибирский педагогический университет
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск

Всероссийский онлайн конкурс

педагогического мастерства

на лучшую статью

«Роль семьи в предупреждении и профилактике правонарушений»



Социально- психологическое тестирование

как инструмент

профилактики девиантного поведения

обучающихся в условиях образовательной организации



АВТОРЫ:

Комова Ю.В., педагог – психолог высшей квалификационной категории ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г.Новосибирска

Плющаев И.А., клинический психолог ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г.Новосибирска


Актуальность и практическая значимость:

Данная информация была представлена 12 ноября 2020 года в ГБОУ ДПО НСО «Областной центр информационных технологий» г. Новосибирска на заседании Областного родительского собрания по теме: «Актуальные вопросы взаимодействия семьи и школы». Трансляция вебинара проводилась в рамках проекта «Интерактивное министерство». В вебинаре участвовало 1494 слушателя из г. Новосибирска и районов Новосибирской области.

Обозначена проблема важности проведения и организации единой методики социально - психологического тестирования (ЕМ СПТ) детей (родители дают согласие на проведение СПТ), которое направлено на профилактику девиантного поведения обучающихся, обозначена роль родителей в усилении факторов защиты и минимизации факторов риска. Именно семья даёт ребёнку первые представления о правилах общения, формирует самооценку, учит нести ответственность за слова и поступки, рационально использовать свое время, которые являются факторами личностной защиты профилактики девиантного поведения обучающихся. С вебинаром можно ознакомиться по ссылке https://www.edu54.ru/videocast/view/223614

Практическая значимость заключается в том, что данная информация может быть использована педагогами, педагогами - психологами, социальными педагогами других образовательных учреждений на родительских собраниях, групповом и индивидуальном консультировании родителей по проблеме значимости проведения ЕМ СПТ как инструмента профилактики девиантного поведения обучающихся.

Ключевые слова: социально - психологическое тестирование, факторы риска, факторы защиты, группы повышенного внимания, принятие родителями.

С октября 2019 года по заказу Государственного антинаркотического комитета во всех субъектах Российской Федерации внедрена единая методика социально-психологического тестирования (ЕМ СПТ). Для проведения СПТ было разработано программное обеспечение, позволяющее проводить тестирование дистанционно в режиме он-лайн, которое полностью соответствует предъявляемым к ЕМ СПТ требованиям.

ЕМ СПТ является опросником, состоит из набора вопросов и позволяет определить степень психологической устойчивости в трудных жизненных ситуациях, а также выявить обучающихся с показателями повышенной вероятности вовлечения в дезадаптивные формы поведения. Именно подростковый возраст рассматривается как общийй фактор риска развития арушений поведения.

Методика разрабатывалась специалистами МГУ им. М.В. Ломоносова и ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», под руководством кандидата психологических наук Дмитрия Викторовича Журавлева, по заказу Государственного антинаркотического комитета. ЕМ СПТ апробирована в течение 2018 – 2019 учебного года.

Анализ таблицы и персональных данных позволяет не только определить основные особенности личности обучающегося, его способы взаимодействия с обществом, но и наличие сверхвысоких показателей по факторам риска и сверхнизких показателей по факторам защиты, при этом не имеет значение, является ли результат тестирования обучающегося достоверным или недостоверным.

Сверхвысокие значения по субшкалам шкалы «Факторы риска» (ФР): «Потребность в одобрении», «подверженность влиянию группы», «принятие аддиктивных установок», «склонность к риску», «импульсивность», «тревожность», «фрустрация», «наркопотребление в соиальном окружении» и сверхнизкие значения по субшкалам шкалы «Факторы защиты» (ФЗ): «принятие родителями», «приняие одноклассниками», «социальная активность», «самоконтроль поведения», «самоэффективность» определяют уровень риска вовлечения в аддиктивное поведение.

Возможно вычислить и уровень риска суицидального поведения. Предрасположенность к аутоагрессивному и суицидальному поведению формируется на основе выраженности и сочетания индивидуальных особенностей по субшкалам шкалы «Факторы риска» (ФР): «склонность к риску», «импульсивность», «тревожность», «фрустрация» и низкими данными по факторам защиты.

Основной особенностью ЕМ СПТ является то, что она направлена на определение вероятности вовлечения обучающихся в дезадаптивные формы поведения на основе соотношения факторов риска и факторов защиты, соответственно, если с данной группой своевременно начать работу и устранить (минимизировать) факторы риска, способствующие возникновению дезадаптивных форм поведения, повысить факторы защиты, то повышается возможность благоприятного прогноза.

Таким образом, ЕМ СПТ позволяет оценить не самого обучающегося, а его субъективное восприятие социально-психологических условий, в которых он находится. Исходя из этого, очевидна необходимость комплекса превентивных мер направленных на предотвращение негативных исходов и усиления позитивных результатов развития.

Что такое «факторы защиты»? Под факторами защиты в ЕМ СПТ понимаются факторы, определяющие степень социально-психологической устойчивости к риску:

Принятие родителями (ПР) – сформированное чувство принадлежности, важности, нужности и любви у ребенка.

Принятие одноклассниками (ПО) ощущение у учащегося чувство принадлежности к группе и причастности.

Социальная активность (СА) – выражающаяся в стремлении влиять на свою жизнь и окружающие условия.

Самоконтроль поведения (СП) – сознательная активность по управлению своими поступками, в соответствии с убеждениями и принципами.

Самоэффективность (С) – уверенность в своих силах достигать поставленные цели, даже если это потребует больших физических и эмоциональных затрат.

Подробнее остановимся на содержании фактора защиты – принятие родителями. Именно родители формируют данный фактор, который является важным в профилактике девиантного поведения. Согласно ЕМ СПТ принятие родителями – это оценочное поведение родителей, формирующее ощущение нужности и любимости у ребенка.

 Уровни развития развития фактора защиты - принятие родителями и их описание представлены в таблице: 

Уровень фактора защиты - принятие родителями 

Описание

Повышенный

Безусловное принятие.

Имеет искренние, доверительные, эмоционально близкие отношения с родителями.Не испытывает недостатка во внимании и общении. Ощущает себя любимым, нужным и необходимым. Родители принимают таким, какой есть, уважают индивидуальность, одобряют интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно времени и не жалеет об этом.

Средний

(норма)

Условное принятие.

Положительные эмоции родителей заслуживаются, хорошее отношение является наградой, поощрением за правильное поведение. Негативные поступки лишают эмоциональной поддержки со стороны родителей.Может временами раздражать родителей, что приводит к скрытому эмоциональному отвержению.

Пониженный

Открытое отвержение.

Родители низко оценивают способности, не верят в будущее, испытывают отрицательные чувства (раздражение, злость, досаду). Испытывает недостаток внимания и общения со стороны родителей, отсутствует интерес к жизни ребёнка.

  Безусловное принятие родителями ребенка предполагает разграничение родителями личности ребенка и его поведения. Формула приняти "не люблю, потому что ты хороший, а люблю - потом что ты есть, люблю такого, какой есть". При достаточно высоком значении данного фактора у ребенка усиливаются такие факторы защиты, как самоэффективность, соиальная активность, минимизируются факторы риска как потребность в одобрении, прнятие аддиктивных установок социума, подверженность влияюнию группы, тревожность.  В психолого - педагогическо литературе (А.Е.Личко, В.С.Битенский, Ц.П.Короденко и др.) определены факторы   личностной защиты , которые способствуют жизнестойкости  подростка: высокая самооценка, развитый самоконтроль, умение ценить время и навыки самостоятельного решения проблем, высокий уровень интеллекта, устойчивость к негативному влиянию сверстников, принятие ответственности за свое поведение, стрессоустойчивость. Остановимся на том, каким образом  родитель может повлиять на развитие данных факторов?

Известно, основа успешной личности – это адекватная самооценка ребенка. Она формируется родителями в раннем детстве и зависит в первую очередь от отношения к ребенку. Мотив достижения успеха, стремление к самореализации характерен для для людей с адекватной самооценкой или с тенденцией к завышению. Если же родители критикуют ребенка, сравнивают его с другими детьми и делают замечания типа: «Какой же ты непутевый», «Тебе надо почаще брать пример с Кати», и т.д. то ребенок вырастает неуверенным и робким. Поэтому важно помнить, что сравнения – это способ воспитать в ребенке не самые лучшие качества. Люди с положительной оценкой способны принимать самостоятельно решение и нести за него ответственность, они в меньшей степени подвержены влиянию группы сверстников и принятию аддиктивных установок социума.

Для формирования самооценки родителям следует помнить золотое правило оценивания «Хвалим исполнителя – критикуем действие!» Например, лучше сказать: «Ты плохо поступил»- вместо: «Ты плохой». Механизм сравнения поможет тогда, когда вы сравниваете ребенка с ним самим, учите делать выводы, как он изменился, каким был, чему научился за определенное время.  Важно помнить, отмечая позитивное в ребенке и в его поведении, вы помогаете ему видеть в себе успешного человека. Это положительное представление о себе не просто побуждает ребенка к сотрудничеству, но способствует уверенности в себе и в собственных способностях. К тому же помните, что на одно критическое замечание должно приходиться 3 похвалы.

Если ребенка в детстве не настраивают на успех, а возвращают к прошлым неудачам, то во взрослой жизни такой человек будет постоянно сомневаться в себе. Поэтому важно развивать и подкреплять чувство уверенности и способность достигать поставленных целей.

Также  важно родителям научить ребенка ценить время (таймменеджмент), особенно в период неблагопрятной эпидемиологической ситуации, чтобы ребенок был постоянно занятым. Для этого:

1. Приучайте ребенка к тому, чтобы постоянно быть занятым. Максимально сократите «время праздного существования и безделья».
2. Помогите ребенку включиться в такую деятельность, которая лежит в сфере его интересов. С течением времени привычка постоянно быть занятым закрепится в характере ребенка, а это необходимое качество успешного человека!

3.Планируйте с ребенком будущий день и неделю! Анализируйте прошедший день.

4.Используйте каникулы и дистанционное обучение для того, чтобы ваш ребенок приобрел полезные житейские навыки (выпечка, ремонт автомобиля, блаустройство жилья и т.д.)

С ранних лет важно приучать ребенка нести ответственность за свои слова и поступки. При этом не запрещайте ребёнку иметь собственное мнение «Человек, не владеющий собственным мнением не владеет и собственной жизнью». Необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (поручения, задания и т. д.) По мере взросления должна расти самостоятельность ребенка, каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

Большое внимание родителям следует уделять формированию такого фактора защиты как принятие ребенка, жизнестойкости, в частности тех компонентов (качеств личности), которые являются общими у эффективно адаптирующих детей. 




Литература

1.Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания. Книга 3: Аффективная сфера личности и психология общения / О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.

3. Бунас А.А. Различные аспекты обоснования природы рискованного поведения личности//Психология:проблемы практического применения  материалы II Международной практической конференции (г.Чита, июнь, 2013 г.) - -Чита: Издательство Молодой ученый, 2013

4.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М.:Издательство С, издательство ЭКСМО, 2004.512 с.
5. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
6. Земедлина, Е.А. Этика и психология делового общения: Учебное пособие / Е.А. Земедлина. - М.: ИЦ РИОР, 2013. - 112 c.
7. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин.. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.