Программа по профилактике асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях образовательной организации «Дорога в будущее»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
города Магнитогорска
УТВЕРДЖАЮ
Директор МОУ «СОШ № 20»
г. Магнитогорска
________________ /А.В. Берченко/
«______» ______________ 20___ г.
Программа по профилактике асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях образовательной организации
«Дорога в будущее»
г. Магнитогорск
2020
Паспорт программы
Учреждение | Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Магнитогорска |
Наименование программы | «Дорога в будущее» - программа по профилактике асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях образовательной организации |
Руководитель программы/ответственный за реализацию программы | Заместитель директора по воспитательной работе: Нефедова Ирина Александровна |
Исполнители программы | Социальный педагог: Хейнонен Ольга Николаевна Педагог- психолог: Сухова Мария Анатольевна Педагог-организатор: Васейко Влада Сергеевна |
Целевые группы | Несовершеннолетние в возрасте от 10 до 18 лет Родители (законные представители) несовершеннолетних Педагоги (сотрудники) |
Цель(-и) программы | Создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся |
Задачи программы | Оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, либо ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации Способствовать формированию у детей и подростков «здоровых» моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы) Повышать самосознание обучающихся через разнообразные формы работы. Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних. Осуществление мер, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, воспитание здорового образа жизни. Обеспечение успешной адаптации ребенка к школе и преемственности при переходе от одного возрастного периода к другому. Обеспечение внеурочной занятости обучающихся и привлечение несовершеннолетних к участию в социально-значимой деятельности. Организовывать взаимодействие межведомственных структур по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся. |
Срок реализации программы | 2020-2021 учебный год |
Ожидаемые результаты | -создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - снижение тенденции роста противоправных деяний, -сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, совершенных обучающимися образовательных организаций, - формирование у подростков нравственных качеств и представлений об общечеловеческих ценностях, – формирование устойчивых ценностей здорового образа жизни, - обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях со сверстниками и другими окружающими, - внедрение норм толерантного сознания в социальную практику учащихся, неприятия экстремизма, нетерпимости к любому проявлению жестокости и агрессивности к людям различных национальностей, разных вероисповеданий, -реализация государственных гарантий прав несовершеннолетних на получение общего образования. Мероприятиями программы охвачено: обучающихся, в возрасте 7-18лет – 861 чел., родителей – 1279 чел., педагогов – 61 чел. Снижено число: обучающихся, состоящих на внутришкольном учете – __ чел обучающихся, состоящих на учете ПДН – _____ чел Охвачено обучающихся индивидуальной профилактической работой по проблемам: употребления ПАВ – _____ чел. правонарушений – _____ чел. преступлений – __0___ чел. суицидов – __0___ чел. экстремизма – __0___ чел. буллинга – __0___ чел. Охвачено семей индивидуальной профилактической работой – _____ чел. Кол-во разработанных индивидуальных программ профилактики – _____ чел. |
Пояснительная записка
В условиях кризиса современного общества и изменения моральных и ценностных установок возросло число несовершеннолетних (подростков), склонных к асоциальному поведению, поэтому проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится все более значимой.
Нормальное «здоровое» поведение у несовершеннолетних подразумевает под собой взаимодействие подростка с социумом, с окружающими людьми, адекватным потребностям в жизни и его возможность гармоничной социализации в обществе.
Под нормой принято понимать явление, носящее групповой характер. Такие нормы позволяют уравновешивать поведения людей, приводить или хотя бы стремиться к гармонизации между взаимоотношениями субъектов общественной жизни. Существует различное количество норм: психологические, этические, моральные, нравственные, правовые, социальные и т.д. Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Основная задача, стоящая перед образовательным учреждением – дать каждому ребенку, с учетом его индивидуальных психологических и физических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности: интеллектуальные, волевые, морально-нравственные, мировоззренческие. Вся воспитательная и профилактическая деятельность образовательного учреждения должна быть направлена на выполнение данного социального заказа.
Образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, психологи, социальные педагоги, классные руководители), должны взять на себя основную ответственность за воспитание подрастающего поколения и принять необходимые меры для формирования здорового образа жизни, законопослушного поведения, предотвращения правонарушений среди обучающихся и реабилитации подростков с девиантным и деликвентным поведением.
Согласно Закону №120-ФЗ, в компетенцию образовательных учреждений входят следующие задачи:
- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
- выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- выявление семей, находящихся в социально опасном положении;
- обеспечение организации общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;
- осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на законопослушное поведение. Несовершеннолетний, находящийся в социально-опасном положении,
- лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Руководители и педагогические работники образовательных учреждений имеют право в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседы с ними и их родителями (законными представителями) или иными лицами. Запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей (законных представителей).
Новые факторы и условия, вызывающие асоциальные поступки несовершеннолетних, требуют модернизации форм работы по профилактике асоциального поведения, проектирование и создание системы управления этой работой в школе.
В системе управления воспитательной и профилактической работы должна быть весомо представлена общественная составляющая, в том числе попечительские советы, советы родительской и ученической общественности и использованы все ресурсы межведомственного взаимодействия в решении проблем образования. Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних», которая бы систематизировала и существенно расширила функции субъектов образовательного процесса.
Программа способствует укреплению взаимосвязи и взаимодействия администрации, педагогов, родителей, общественности школы и других субъектов системы профилактики. Наиболее важным в организации профилактической работы в школе является убеждение всего педагогического коллектива в необходимости этой деятельности, отказе от прежних поведенческих традиций, декларативной формы общения с родителями и обучающимися; ориентации на то, что ребенок в этом процессе – активный участник, а не пассивный объект образовательной деятельности. Необходимо, чтобы не только специалисты (педагог-психолог, социальный педагог, дефектолог), но и классные руководители, педагоги-предметники, педагоги дополнительного образования - весь коллектив школы участвовали в профилактическом, соответственно, воспитательном процессе и были задействованы в Программе «Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних».
Применение творческих подходов в этой работе, личной заинтересованности в том, чтобы из обучающихся, их родителей (законных представителей) сделать равноправных партнеров образовательного процесса, опора на ученическое самоуправление, родительскую общественность, взаимодействие с другими органами в работе, учреждениями системы профилактики будут способствовать успеху в этой работе.
Основные термины
В соответствии с законодательством Российской Федерации в данной работе употребляются следующие понятия:
Несовершеннолетний - лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Антиобщественные действия - действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко 6 обращаются с ними.
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных д
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Асоциальное поведение несовершеннолетних (подростков) может выражаться в следующих формах:
Девиантное поведение (отклоняющееся поведение) является отклонением асоциального поведения подростков, которое имеет связь с нарушением соответствующих возрасту подростка социальных норм и устоявшихся правил поведения, свойственных в семейных, школьных отношениях. Чаще всего проявляется в форме агрессии, нежелании учиться, демонстрации своего негатива близкому окружению. Также такое поведение может сопровождаться уходами из дома, бродяжничеством и даже попыткой свести счеты с жизнью. Подростки могут уйти в запой, начать принимать наркотические средства, а также такое поведение проявляется в действиях сексуального характера (стремление к изнасилованию).
В асоциальных поступках, которые уже сложились в какой-то своеобразный устойчивый стереотип поведения у несовершеннолетних (подростков), влекущее нарушение общественного порядка. Такое поведение может остаться безнаказанным из-за отсутствия значительной общественной опасности или не достижения возраста преследования к уголовной ответственности. Чаще всего психологи замечают проявления в таком поведении в виде оскорблений, побоев, поджогах, вымогательстве, мелких кражах.
Делинквентное поведение — антиобщественное, противоправное поведение человека, воплощенное в его проступках (в действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным гражданам, так и обществу в целом.
Аддиктивное поведение – такое поведение характеризуется бегством от существующих проблем, ухода «в свой мир». Это может сопровождаться бегством в тело (булимия, анорексия), бегством в работу (трудоголизм), бегством в фантазии (компьютерные игры), бегством в религию, секс, наркотики, суицидальные наклонности у подростка.
2. Актуальность программы
Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних для современной России связана со значительным количеством подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях, и нуждающихся в систематизированной педагогической поддержке и помощи. Для таких подростков могут быть характерными ощущение одиночества, заброшенности, незащищенности, неприязни по отношению к взрослым, нормам и правилам поведения в обществе, моральным устоям общества, потеря веры в справедливость окружающего мира, замещение духовных ценностей материальными, желание выразить себя через нарушение принятых норм поведения или противоправные действия. Среди причин описываемого явления можно назвать ненадлежащее исполнение взрослыми своих родительских обязанностей, нарушение прав ребенка, невнимательное и равнодушное отношение к детям как дома, так и в образовательном учреждении, психологический климат в школе, неспособность части населения приспособиться к динамически меняющимся условиям жизни, постоянная занятость родителей, мешающая им проводить необходимое количество времени с детьми, низкий уровень жизни семьи, не позволяющий должным образом обеспечить досуг обучающихся. Последствиями безнадзорности может становиться увеличение числа правонарушений несовершеннолетними, девиантное поведение, дезадаптация подростков в социальной среде, вредные привычки, включая табакокурение, употребление алкоголя и психоактивных веществ. Перед образовательными учреждениями встает задача организации эффективной работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, оказанию поддержки в развитии личности и формировании социально приемлемого поведения подростка, помощи в социализации личности.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 20» города Магнитогорска проводит целенаправленную работу по профилактике правонарушений среди обучающихся. Одним из приоритетных направлений деятельности образовательного учреждения является создание условий для совершенствования существующей системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для снижение тенденции роста противоправных деяний, сокращение фактов безнадзорности, правонарушений, преступлений, профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся.
С целью систематизации и совершенствования деятельности МОУ «СОШ №20» г. Магнитогорска в сфере профилактики была создана программа по профилактике асоциального поведения детей и подростков (обучающихся) в условиях образовательной организации на 2020-2021 год «Дорога в будущее».
Необходимость разработки данной программы продиктована социальными и экономическими проблемами, происходящими в нашем обществе. Она является неотъемлемой частью программы развития нашей школы и продолжением целенаправленной воспитательной работы с обучающимися. Данная программа предполагает создание комплексной системы мер по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних на основе координации действий всех заинтересованных организаций при соблюдении принципов комплексности и результативности, преемственности, системности, адресной направленности.
На сегодня, школа остается практически единственным стабильно действующим социальным институтом, способным обеспечить задачи педагогической профилактики - концентрацию педагогического внимания и организацию должного профессионально-педагогического сопровождения детей в процессе получения образования. Безусловно, решение проблем детей, находящихся в социально-опасном положении (детей так называемой «группы риска») находится в общей компетенции субъектов системы профилактики. Вместе с тем у школы есть свои возможности для комплексного сопровождения развития ребёнка данной группы.
Анализ условий МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска за 2019-2020 учебный год.
В МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска на начало 2019-2020 учебного года обучалось 880 человек.
Социальный паспорт образовательного учреждения
Критерий | Количество обучающихся |
Количество состоящих на учете в ПДН | 5 |
суициды (суицидальные попытки) | 0 |
употребление наркотических веществ | 0 |
наличие попыток вовлечения в экстремистские организации | 0 |
количество состоящих на ВШУ | 2 |
обучающихся «группы риска» | 45 |
дети в социально-опасном положении | 0 |
дети в трудной жизненной ситуации | 1 |
количество детей из СРЦ и детского дома | 9+3 |
многодетные семьи | 51 |
малообеспеченные семьи | 89 |
дети- инвалиды | 4 |
опекаемые дети | 14 |
дети на домашнем обучении | 2 |
дети на семейном обучении | 0 |
3.Цель программы:
Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних и снижение роста случаев преступлений, правонарушений, суицидального поведения, проявлений экстремизма среди обучающихся.
Задачи программы:
Оказывать своевременную психолого-педагогическую поддержку ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации
Способствовать формированию у детей и подростков “здоровых” моделей образа жизни, предоставляющих возможности для реализации личностного потенциала
Способствовать повышению психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы)
Повышать самосознание обучающихся через разнообразные формы работы.
Своевременно обеспечивать социальную защиту прав несовершеннолетних.
Организовать взаимодействие межведомственных структур по профилактике отклоняющегося поведения обучающихся.
Программа предполагает:
- развитие детских и молодежных общественных объединений в МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска, так и взаимодействие с имеющимися в городе;
- организацию благотворительных акций, волонтерских инициатив, досуга несовершеннолетних;
- реализацию комплексного индивидуального сопровождения обучающихся «группы риска» и их семей;
- взаимодействие МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска с учреждениями социальной защиты, здравоохранения, полицией (в рамках межведомственного взаимодействия).
4. Содержание программы
Основные подходы к ведению профилактической работы в МОУ «СОШ №20»г. Магнитогорска:
информационный подход,
подход, основанный на эмоциональном обучении,
подход, основанный на обучении жизненным навыкам,
подход, основанный на укреплении здоровья,
подход, основанный на внедрении деятельности альтернативной асоциальному поведению,
комплексный подход.
Принципы реализации профилактической работы в МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска:
- активность субъектов профилактической работы;
- взаимодействие субъектов профилактической работы;
- системность профилактической работы.
Технологии, формы и методы профилактической работы в МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска:
технология диагностики (индивидуальная диагностика, тестирование, анкетирование, опрос, направленные на выявление форм девиаций, изучение социальной среды, факторов, способствующих проявлению девиации);
технология воспитательной работы;
технология проектной деятельности (реализация проектов педагогических и несовершеннолетних)
технология коррекционной работы (социально-реабилитационное индивидуальное и/или групповое занятие);
технология профилактики (индивидуальная и/или групповая профилактическая беседа, просмотр фильмов, презентаций);
технология консультирования;
технология социально-педагогического патронажа;
технология социально-педагогической реабилитации.
Основные направления системы профилактики:
1. Выявление и включение в зону особого внимания и заботы детей, имеющих риск возникновения школьной дезадаптации, а именно часто не посещающих школу, большую часть времени проводящих на улице, имеющих проблемы в обучении, отношениях со сверстниками и учителями;
2. Проведение мониторинга социальной ситуации развития ребёнка, имеющего признаки дезадаптивного поведения, дифференцируя детей по группам возможного риска и стадиям дезадаптивного процесса.
3. Создание планов индивидуальной поддержки и сопровождения ребёнка попавшего в зону особого внимания с учётом социальной ситуации его развития, с опорой на сильные стороны его личности и значимое для него окружение. Если значимые другие представляют угрозу его позитивной социализации необходимо переориентировать ребёнка на окружение с позитивной направленностью, создавая ему ситуацию успеха в новом для него окружении.
4. Обучение детей навыкам социальной компетентности (коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции и самоорганизации, умению управлять конфликтами, справляться со сложными состояниями сознания, преодолевать горечь утраты и т.п.);
5. Организация допрофессиональной подготовки подростков, что предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе, профессиональное самоопределение и овладении средствами и навыками трудовой деятельности.
5. Этапы и сроки реализации программы «Дорога в будущее»
Программа носит комплексный характер и циклично реализуется в течение учебного года в три этапа.
Подготовительный этап - диагностика. Осуществляется в течение 20 дней с момента зачисления несовершеннолетнего в МОУ «СОШ № 20» г. Магнитогорска.
Основной этап – профилактическая деятельность. Предусматривает реализацию плана мероприятий ранней, первичной, вторичной и третичной профилактики. Осуществляется в виде индивидуальных, групповых, коллективных мероприятий с несовершеннолетним или группой несовершеннолетних.
Заключительный этап - анализ результатов, внесение корректировок с целью повышения эффективности программы.
6. План мероприятий
№ п\п | Задача | Мероприятие | Категория (обучающиеся (класс), родители (класс), педагоги (класс)) | Срок реализации | Ответственный | ||||
1 | Организация профилактической работы в ОУ | Заседание Совета профилактики | Участники образовательного процесса | 1 раз в месяц | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||
Заседание МО классных руководителей | классные руководители | 1 раз в четверть | Заместитель директора, | ||||||
Заседание Комиссии по урегулированию споров | Участники образовательного процесса | По необходимости | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Общешкольные тематические родительские собрания | Родители (законные представители) | Два раза в год | Заместитель директора, Классные руководители | ||||||
Участие в межведомственных мероприятиях (конференции, семинары, конкурсы и др.) | Педагогические работники | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Совершенствование межведомственного взаимодействия своевременной и квалифицированной помощи несовершеннолетним, попавшим в сложные социально-педагогические, семейные и прочие ситуации путем взаимодействия с учреждениями профилактики: Отдел опеки и попечительства; «Комплексный центр социального обслуживания населения» «Центр социальной помощи семье и детям»; ОДН ОП «Орджоникидзевский», КДНиЗП, прокуратура. ПМПК; «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»; медицинские учреждения (детская поликлиника, центр психоневрологической помощи, подростковый наркологический кабинет и др.); досуговыми учреждениями; образовательные учреждения. | Педагогические работники | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор | ||||||
Пополнение методической базы новинками литературы по проблеме профилактики правонарушений, экстремизма, употребления наркотических веществ | Педагогические работники | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
2 | Предупредить развитие негативного явления среди несовершеннолетних в ОУ (первичная профилактика) | Мероприятия общей профилактики | |||||||
для обучающихся: | | | | ||||||
Выявление детей, имеющих факторы риска: диагностика склонности к правонарушениям, диагностика суицидальных намерений и др. | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | педагог-психолог, | ||||||
Выявление и учет детей и семей, состоящих на разных формах учета, формирование банка данных | Обучающиеся 1-11 классов, родители (законные представители) | В течение года | социальный педагог | ||||||
Реализация проектов/программ в ОУ (профилактической направленности) | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор | ||||||
Реализация программы, направленной на обучение жизненным навыкам | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор | ||||||
Участие в городских межведомственных акциях: «Подросток», «Образование всем детям!», «Я и закон», «Дети улиц» и др. | Участники образовательного процесса | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор | ||||||
Организация досуговых мероприятий (кружки, секции), распространение информации и включение детей, имеющих факторы риска | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители | ||||||
Мероприятия по защите прав несовершеннолетних | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Разработка индивидуальных программ профилактической работы или индивидуальных образовательных программ (с блоком профилактической работы по выявленным проблемам) | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
для родителей: | | | | ||||||
Родительский час по вопросам формирования коммуникативных навыков у ребенка, в семье и др. | Родители (законные представители) 1-11 класс | 1 раз в четверть | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации для родителей детей «группы риска» | Родители (законные представители) 1-11 класс | В течение года | педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
другое | | | | ||||||
для педагогов: | | | | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации по проблемам работы с обучающимися | Классные руководители 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Обучающие семинары по организации и проведению мероприятий профилактической направленности | Классные руководители 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Тематические профилактические мероприятия: | |||||||||
Информационная безопасность | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Беседы с использованием материалов Интернет-ресурсов: «Интернет среди нас»; «Я и мои виртуальные друзья»; «Интернет в моей семье»; «Мой Интернет»; «Мой социум в Интернете»; «Интернет и моя будущая профессия»; «Интернет и мое здоровье». | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Классные руководители 1-11 класс | ||||||
Всероссийский интернет-урок «Территория безопасности» | Обучающиеся 1-11 класс | ноябрь | Классные руководители 1-11 класс | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Родительское собрание на тему: «Быть или не быть Интернету в компьютере вашего ребенка?» | Родители (законные представители) 1-11класс | декабрь | Классные руководители 1-11 класс | ||||||
Анкетирование «Знают ли родители, с кем общается их ребенок в Сети?» | Родители (законные представители) 1-11класс | декабрь | педагог-психолог, социальный педагог | ||||||
Консультирование родителей по вопросам установки контентной фильтрации на домашних компьютерах. | Родители (законные представители) 1-11класс | В течение года | Заместитель директора,
| ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Круглый стол ««Информационная безопасность сетевой технологии работы»» | Классные руководители | март | Заместитель директора,
| ||||||
Профилактика суицидов | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Организация мониторинга факторов риска суицидальных настроений среди обучающихся 7- 11 классов | Обучающиеся 7-11 класса | декабрь | Психолог | ||||||
Проведение индивидуальных и групповых профилактических мероприятий (беседы, тренинги, игры) по профилактике негативных проявлений: - в поисках хорошего настроения; -учимся снимать усталость; -способы преодоления тревоги; -способы разрешения конфликтных ситуаций; -стресс в жизни человека. | Обучающиеся 1-11 класса | В течение года | Социальный педагог, психолог | ||||||
Информирование о номерах телефона доверия | Обучающиеся 1-11 класса | В течение года | Социальный педагог, психолог | ||||||
Исследование межличностных отношений в классных коллективах (выявление «отверженных» обучающихся методом социометрии). | Обучающиеся 5-9 класса | Октябрь | Классные руководители, психолог | ||||||
Проведение тематических классных часов, посвященных Всемирному дню психического здоровья | Обучающиеся 1-11 класса | 10 октября | Классные руководители | ||||||
Конкурс сочинений: «Жизнь-это движение вперед» | Обучающиеся 8-9 классов | май | Заместитель директора | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Организация родительских собраний на тему «Психологические особенности подготовки к экзамену» | Родители (законные представители) 9,11 классов | апрель | Классные руководители, психолог | ||||||
Индивидуальные консультации на тему: «Причины и мотивы суицидального поведения детей и подростков» | Родители (законные представители) 1-11 классов | По необходимости | Социальный педагог, психолог | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Тренинг по предотвращению кризисных ситуаций в образовательной среде | Учителя-предметники | Март | Психолог | ||||||
Профилактика правонарушений | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Панорама внеклассных мероприятий: Кафе-клуб «Открытый микрофон» Деловая игра «Залог успеха» Дискуссия «Преступность и карьера» Дайджест модель «Хочу, могу, надо» Ток-шоу «Знания законов как успех в карьере и самоопределении» Диспут «Знаем ли мы свои обязанности и ответственности». Лекция «Уважение к закону должно стать личным убеждением каждого обучающегося». Диспут «Посмотри на себя со стороны». Классное собрание «Лидер в классе – лидер в обществе». Диспут: «Мой разум – основа моего поведения». Беседа: «В тебе взрослеет гражданин». Диспут: «Чувство долга – самое ценное качество». Беседа: «Воспитай в себе ответственность» Круглый стол: «Я гражданином быть обязан». Беседа: «Моральная и правовая ответственность». Беседа: «Мой досуг». Беседа: «Чем я буду заниматься на каникулах». Беседа: «Сколько стоит спокойная жизнь». Лекция: «Что такое правопорядок?». Беседа: «О причинах правонарушений». Беседа: «Мои права и обязанности». | Обучающиеся 1-11 классов | В течение года | Заместитель директора, классные руководители, психолог, социальный педагог, педагог-организатор | ||||||
Организация профилактических и просветительских бесед с инспектором ПДН ОП «Орджоникидзевский» | Обучающиеся 1-11 классов | 1 раз в месяц | Заместитель директора | ||||||
Спортивные соревнования в рамках школьной спартакиады | Обучающиеся 1-11 классов | В течение года | Заместитель директора, педагог-организатор | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Разработка рекомендаций «Что делать, если в дом пришла беда» | Родители (законные представители) 5-9 классов | январь | Заместитель директора | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Семинар-практикум по отработке навыков и умений по профилактической работе с обучающимися «группы риска» | Классные руководители 1-11 классов | январь | Заместитель директора | ||||||
Профилактика наркомании и токсикомании | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Проведение социально-психологического тестирования по раннему выявлению незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ | Обучающиеся 8-10 классов | октябрь | психолог | ||||||
Всероссийский день трезвости | Обучающиеся 7-9 классов | сентябрь | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Профилактическая неделя «Будущее в моих руках» | Обучающиеся 5-10 классов | февраль | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Спортивные соревнования: «Новое поколение выбирает здоровый образ жизни» | Обучающиеся 1-11 классов | апрель | Заместитель директора, педагог-организатор | ||||||
Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни. | Обучающиеся 1-11 классов | апрель | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Организация профилактических и просветительских бесед с врачом-наркологом | Обучающиеся 6-8 классов | В течение года | Заместитель директора | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Информационный материал: «Визуальные признаки определения употребления несовершеннолетними наркотических средств; информирование о службах психологической помощи; телефоны доверия». | Родители (законные представители) 5-9 классов | февраль | Заместитель директора | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Презентация работ классных руководителей 8 классов «Особенности работы с асоциальными обучающимися» | Классные руководители 8 классов | февраль | Заместитель директора | ||||||
Профилактика буллинга | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Организация и проведения акции «Международный день борьбы с буллингом» | Обучающиеся 5-11 классов | 22-27 января | Заместитель директора, психолог | ||||||
Читательские конференции по книгам, раскрывающим проблему буллинга: В.К. Железняков «Чучело», Хосе Тассиес «Украденные имена», В.Н. Ватан «Заморыш», Е.В. Мурашов «Класс коррекции», Стивен Кинг «Кэрри», Алексей Сережкин «Ученик», Андрей Богословский «Верочка», Джоди Пиколт «Девятнадцать минут». | Обучающиеся 6-11 классов | январь | Заместитель директора, педагог-организатор | ||||||
Информационный вестник (стендовая информация, раздаточные материалы) на темы: • Мы - против насилия! • Мы - против жестокого обращения! | Обучающиеся 5-11 классов | В течение года | Заместитель директора | ||||||
Организация работы «Почты доверия» (установка информационного ящика) для сообщения случаев буллинга. | Обучающиеся 1-11 классов | сентябрь | Заместитель директора | ||||||
Тренинги по межличностному общению, формированию навыков мирного разрешения конфликтов. | Обучающиеся 7-11 классов | В течение года | психолог | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Круглый стол: « Школьный буллинг как дискриминация прав ребенка на образование» | Родители (законные представители) 5-9 классов | январь | Заместитель директора | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Вебинар «Современные подходы к организации системы профилактики школьного буллинга, моббинга, хейзинга, кибермоббинга и кибербуллинга» | Классные руководители 7-11 класса | февраль | Заместитель директора | ||||||
Профилактика экстремизма | |||||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Организация работы по мониторингу Аккаунтов обучающихся в социальных сетях по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность социально опасных виртуальных сообществ | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Классные руководители | ||||||
Организация недели профилактики экстремизма и ксенофобии, приуроченную к годовщине трагедии в Городе Беслан | Обучающиеся 1-11 класс | Сентябрь | Классные руководители | ||||||
Профилактическая неделя «Единство многообразия» | Обучающиеся 1-11 класс | Ноябрь | Классные руководители | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Распространение памяток по обеспечению безопасности детей | Родители 1-11 классов | ноябрь | Классные руководители | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Круглый стол «Профилактика негативных проявлений среди обучающихся образовательных организаций в современных условиях» | Классные руководители 1-11 классов | ноябрь | Заместитель директора | ||||||
3 | Выявить несовершеннолетних, склонных к девиантному (асоциальному) поведению (и их семей) и организовать их комплексное сопровождение в ОУ (вторичная профилактика) | Выявление несовершеннолетних и постановка на учет | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора | ||||
Разработка индивидуальных программ профилактической работы или индивидуальных образовательных программ (с блоком профилактической работы по выявленным проблемам) для несовершеннолетних, состоящих на учете | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог, психолог, классные руководители | ||||||
Координация деятельности специалистов и педагогов в ОУ по решению проблем несовершеннолетнего | Психолог, социальный педагог, педагог-организатор | В течение года | Заместитель директора | ||||||
Участие в межведомственном патронаже/заседаниях КДН | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Комплексное сопровождение несовершеннолетнего и его семьи по индивидуально-профилактическому плану | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог, психолог, классные руководители | ||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Социально-педагогический патронаж | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Социальный педагог, Классные руководители | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации (занятия, тренинги) | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Социальный педагог, психолог, Классные руководители | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации/тренинги | Родители 1-11 класса | В течение года | Классные руководители | ||||||
Диагностика «Детско-родительские отношения» (семьи СОП, состоящих на ВШУ, КДН и ЗП, ПДН, службе социальной защиты населения) | Родители (законные представители) | В течение года | Психолог | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Обучающие семинары, тренинги по реализации комплексного сопровождения несовершеннолетних и их семей | Педагоги | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог, психолог | ||||||
4 | Способствовать восстановлению у несовершеннолетних утраченных социальных навыков или организация восстановительной (профилактической) среды (третичная профилактика – реабилитация, ресоциализация) | Координация деятельности специалистов и педагогов в ОУ по решению проблем несовершеннолетнего | Психолог, социальный педагог, педагог-организатор | В течение года | Заместитель директора | ||||
Участие в межведомственном патронаже/заседаниях КДН | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог | ||||||
Комплексное сопровождение несовершеннолетнего и его семьи по индивидуально-профилактическому плану, с привлечением других специалистов (психиатров, наркологов и др) | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог, психолог, классные руководители | ||||||
для обучающихся | | | | ||||||
Социально-педагогический патронаж | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Социальный педагог, классные руководители | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации (занятия, тренинги) | Обучающиеся 1-11 класс | В течение года | Социальный педагог, психолог, классные руководители | ||||||
для родителей | | | | ||||||
Индивидуальные или групповые консультации/тренинги | Родители 1-11 класса | В течение года | Классные руководители, психолог | ||||||
для педагогов | | | | ||||||
Обучающие семинары, тренинги по реализации комплексного сопровождения несовершеннолетних и их семей | Педагоги ОУ | В течение года | Заместитель директора, социальный педагог, психолог | ||||||
| | | | ||||||
Результаты | |||||||||
Показатели: | Значение: | ||||||||
степень выполнения программы мероприятий | | ||||||||
Реализация проектов в ОУ (профилактической направленности): | | ||||||||
коллективами обучающихся | | ||||||||
педагогами | | ||||||||
совместные проекты | | ||||||||
| начало учебного года | конец учебного года | |||||||
Мероприятиями программы охвачено (чел.): | | | |||||||
обучающихся | 861 | | |||||||
родителей | 1279 | | |||||||
педагогов | 61 | | |||||||
Снижено число (?чел., %): | | | |||||||
обучающихся, состоящих на внутришкольном учете | 2 | | |||||||
обучающихся, состоящих на учете ПДН | 5 | | |||||||
Охвачено обучающихся индивидуальной профилактической работой по проблемам (чел.): | | | |||||||
правонарушений | 0 | | |||||||
преступлений | 2 | | |||||||
употребления ПАВ | 3 | | |||||||
суицидов | 0 | | |||||||
экстремизма | 0 | | |||||||
буллинга | 0 | | |||||||
Охвачено семей индивидуальной профилактической работой | 7 | | |||||||
Кол-во разработанных и реализованных индивидуальных профилактических программ | 7 | | |||||||
Анализ | |||||||||
Тип проблемы | Формулировка проблемы | Пути преодоления | |||||||
Организационная | | | |||||||
Содержательная | | | |||||||
Другая | | | |||||||
Перспективы профилактической работы в ОУ на 2021-2022 учебный год | |