Публикация «Организация социально-педагогического взаимодействия с обучающимися девиантного поведения»

3
0
Материал опубликован 6 February 2022 в группе

Организация социально-педагогического взаимодействия с обучающимися девиантного поведения

Рук. МО классных руководителей

Сальникова С.В. 2021/2022 учебный год


Основная особенность детей, состоящих на внутришкольном учёте, заключается в том, что формально, юридически они могут считаться детьми, не требующими особых подходов. У них есть семья, родители, они посещают общеобразовательное учреждение, но фактически в силу причин различного характера, от них не зависящих, эти дети оказываются в ситуации, когда не реализуются в полной мере или вообще попираются их базовые права, закреплённые Конвенцией ООН о правах ребёнка и другими законодательными актами, - право на уровень жизни, необходимый для их полноценного развития, и право на образование.

Сами дети своими силами не могут разрешить эти проблемы. Они или не могут их осознать, или не видят выхода из трудной жизненной ситуации, в которой оказались. При этом дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации не только испытывают воздействие крайне негативных факторов, но очень часто не находят помощи и сочувствия со стороны окружающих, тогда как оказанная в нужный момент помощь могла бы поддержать ребёнка, помочь ему преодолеть трудности, изменить мировоззрение, ценностные ориентации, понимание смысла жизни и стать нормальным гражданином, человеком, личностью.

Предварительный этап сопровождения ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации, включает в себя обследование его педагогами. Первичное обследование проводится психологом школы и классным руководителем. Психолог собирает психологические сведения о ребенке, а классный руководитель собирает данные о семье и ближайшем окружении ребёнка, находящегося в трудной жизненной ситуации. К работе подключаются учителя-предметники, специалисты социально-реабилитационного центра «Наставник», инспектор ОДН, администрация школы. Смысл данного взаимодействия - техническая и практическая помощь ребенку.

После анализа ситуации и выявления основных проблем ребёнка определялся комплекс причин вызвавших данную ситуацию. При этом выявляется круг причин, на которые можно воздействовать с целью их изменения в условиях образовательного учреждения - с одной стороны и причин, на которые можно повлиять опосредованно через привлечение специалистов органов и служб системы профилактики - с другой.

Анализ семейного положения этих детей показывает, что, как правило, родители не справляются со своими родительскими обязанностями или полностью отказались от них добровольно. Поэтому школа работает и семьями детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Результатом диагностического этапа социально-педагогической технологии является составление индивидуальных карт личности.

Внутришкольный учёт в нашей школе ведётся  с целью ранней профилактики школьной дезадаптации, девиантного поведения обучающих.

Основными   задачами является:

предупреждение  безнадзорности, беспризорности,  правонарушений  и  антиобщественных  действий несовершеннолетних;  

обеспечение   защиты   прав   и   законных интересов несовершеннолетних;

своевременное выявление детей и семей, находящихся в   социально   опасном   положении   или   группе   риска   по   социальному сиротству;

оказание социально-психологической   и педагогической помощи несовершеннолетним  с ограниченными возможностями  здоровья и отклонениями  в  поведении,  имеющими  проблемы  в  обучении;  

оказание помощи семьям в обучении и воспитании детей.

Основания для постановки на внутришкольный учёт:

Постановке на внутришкольный учет подлежат обучающиеся:

неоднократно замеченные в нарушениях Устава школы;

нарушающие правила поведения для обучающихся;

систематически пропускающие учебные занятия без уважительной причины;

употребляющие алкоголь, психоактивные и другие вредные для здоровья вещества;

срывающие учебные занятия, проявляющие различные хулиганские действия;

в случаях уходов из дома;

совершившие правонарушения во внеурочное время и по­ставленные на учет в ОДН.

Постановка обучающихся на учет осуществляется по решению педсовета школы в сентябре, январе. При постановке обучающегося на учет, классный руководитель представляет на него характеристику (по схеме) и план воспитательной работы с ним (в произвольной форме).


Критерии постановки на педагогический учет

Школьная дезадаптация:

проблемы, связанные с посещаемостью занятий в школе (прогулы, опоздания);

проблемы, связанные с успеваемостью (трудности в учении, низкая мотивация к обучению.

Отклоняющееся поведение:

бродяжничество:

пьянство, алкоголизм,

токсикомания, наркомания.

Формы девиантного поведения:

агрессивность, жестокость, предрасположенность к суицидальному поведению (суицидальные попытки).

На педагогический учет ставят детей и подростков, которые:

имеют частые нарушения дисциплины на уроках и в ходе проведения внеклассных мероприятий (на основании докладных учителей, классного руководителя, дежурного администратора);

совершили правонарушение или преступление;

унижают человеческое достоинство участников образовательного процесса;

допускают грубые или неоднократные нарушения Устава школы.

В последнее время все более актуальной становится проблема безнадзорности и правонарушений среди обучающихся. При постановке обучающегося на внутришкольный (педагогический) учет осуществляется изучение личности обучающегося, его семьи и организуется индивидуальная работа с ним.

Организация работы с обучающимися

Индивидуальная работа с данной категорией обучающихся осуществляется с целью профилактики девиантного поведения, корректирования отклоняющегося поведения и изменения их воспита­тельной среды в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или другим антиобщественным действиям несовершеннолетних.

При необходимости к работе с данными обучающимися привлекаются специалисты других учреждений города.

Классными руководителями школы применяются следующие формы работы:

индивидуальные беседы с детьми девиантного поведения и их родителями о поведении и успеваемости в школе;

привлечение к общественной деятельности, классным мероприятиям, занятиям в кружках и секциях;

консультации с учителями-предметниками и школьным психологом;

беседы с родителями, инспектором ОДН, администрацией школы;

посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий и психологической обстановки в семье;

работа со специалистами социально-реабилитационного центра «Наставник».

Составляется индивидуальный план работы с детьми группы риска.

Примерный план работы с детьми группы риска

Сентябрь

Выявление детей с девиантным поведением и постановка их на внутришкольный учет. Организация встречи с наркологом

Октябрь

Посещение семей с целью обследования материально-бытовых условий и психологической обстановки в семье. Организация досуга (привлечение к занятиям в кружках и секциях)

Ноябрь

Консультация школьного психолога, учителей-предметников. Осуществление скрытого контроля за успеваемостью и поведением данных детей. Беседа с инспектором ОДН

Декабрь

Индивидуальная профилактическая работа (беседы с детьми и их родителями с целью оказания педагогической помощи).

Январь

Беседа с инспектором ОДН (профилактика правонарушений)

Февраль

Осуществление скрытого контроля за успеваемостью и поведением данных детей

Март

Консультации учителей-предметников. Совместная работа со специалистами социально-реабилитационного центра «Наставник» (по необходимости)

Апрель

Систематическое информирование родителей об успеваемости и поведении детей в школе Беседа с инспектором ОДН

Май

Работа с детьми группы риска совместно с инспекторами ОДН, КДН



Педагогами школы и инспектором ОДН систематически проводятся индивидуальные профилактические беседы с учащимися, состоящими на внутришкольном учёте, строгий контроль ведётся за посещением уроков и выполнением домашних заданий.


Основания для снятия с внутришкольного (педагогического) учета

Снятие обучающихся с учета происходит в начале и середине учебного года:

при наличии стабильных (на протяжении от полугода до года) положительных тенденций в учебе,

положительных изменений в поведении и взаимоотношениях с окружающими,

ведение здорового образа жизни,

соблюдение и выполнение правил поведения для обучающихся, правил внутришкольного распорядка, занятий в системе дополнительного образования.

Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в школе проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, деятельность школы направлена на оказание своевременной помощи детям, состоящим на внутришкольном учёте и привлечение специалистов для поддержки образовательного учреждения в профилактической работе с ними, что способствует осуществлению социально-педагогического взаимодействия с обучающимися, состоящими на внутришкольном учёте.






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации