Статья «Внеучебная занятость студентов как метод психолого-педагогической профилактики девиантного поведения»

7
1
Материал опубликован 2 March 2021 в группе

Внеучебная занятость студентов как метод психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.

Яблокова О.А.* (СОФ МГРИ, yablokova72@mail.ru),

Аннотация

Организация свободного времени студентов для решения задачи профилактики потребления ПАВ и совершения противоправных действий.

Ключевые слова

Девиантное поведение, профилактика, психология, клубы, Отечество, девиация.

Теория

К сожалению, в современном российском обществе наблюдается такое негативное социальное явление, как девиантное поведение. Наиболее незащищенными и неподготовленными в этой ситуации оказываются подростки. Отсутствие сформированной личной позиции и жизненных ценностей, недостаток жизненного опыта, моральных убеждений, позволяют в сознании и поведении несовершеннолетних закрепляться негативным тенденциям общественного развития [6, с. 68]. Препятствовать распространению различных проявлений девиации возможно путем организации профилактических мероприятий.

Что же понимается под термином девиантное поведение? В социальных науках данным термином обозначают «поведение, нарушающее принятые в обществе нормы и правила» [2, с. 104]. Анализируя психологические словари, находим, что девиация – это «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию».

Таким образом, девиантное поведение подростков – это поведение, отклоняющееся от морально-нравственных и правовых норм человеческого общества, проявляющееся в различных формах социальной патологии [1, с. 93].

К основным видам девиантного поведения принято относить: преступность, наркоманию, суицидальное поведение, сексуальные девиации, проституцию, алкоголизм.

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения предполагает комплекс мероприятий, включающих в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим социальным окружением, психолого-педагогическую деятельность, направленную на развитие личностных ресурсов подростков, а также организацию их свободного времени. На чём и хотелось бы остановиться подробнее[5, с. 112].

Психолого-педагогическая работа в СОФ МГРИ организована таким образом, что параллельно с формированием студента как субъекта профессиональной деятельности происходит процесс воспитания и развития его личности.

Для реализации данной задачи в филиале образованы и функционируют студенческие клубы различной направленности.

- Клуб молодого избирателя «КОМПАС», который позволяет консолидировать студентов, способствовать повышению их политической и правовой грамотности, электоральной активности; формировать и укреплять гражданскую позицию; посредством искусства расширять знания по истории малой родины и всего Отечества.











Рисунок 1. Заседание клуба «Компас».

- «Родник». Данное объединение своей целью ставит духовное развитие личности, осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров.














Рисунок 2. Посещение студентами фестиваля народности и реконструкций.

- Идеи добровольческой деятельности реализуются членами студенческого клуба волонтёров «ДАНКО». Волонтёрами называют личность, готовую к социальному служению, решению социальных задач. Наши студенты принимают активное участие в волонтерской деятельности, как на уровне муниципалитета, так и проводят самостоятельные акции добра, самосовершенствуясь нравственно и духовно.

- В 2018 году начали работу военно-патриотические объединения «Альтаир», «Георгиевсий», «Гардемарин», где у студентов есть возможность через познание исторических корней, осознание неповторимости истории Отечества и роли России в мировом историческом процессе приобщиться к нравственным и культурно-историческим ценностям, подготовиться к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. [7, с. 116].

- Шоу-балет «Шоколад» позволяет студентам с помощью танца и хореографической пластики выразить себя и потребности своей души, создавая пространство соприкосновения с миром прекрасного и вечно юного искусства.

- В «Школе ведущих» у студентов есть возможность через азы ораторского искусства и актерского мастерства стать ближе самому себе и понять тех, о ком ведется повествование или для кого готовится выступление, погрузившись во внутренний мир человека.

- Молодежный медиацентр, занимающийся поиском и анонсированием инфоповодов, написанием текстов и выпуском видеосюжетов, позволяет студентам стать медийным лицом в среде сверстников, получить публичное признание, тем самым повысить не только социальную, но и личную значимость, расширить контакты с людьми разных социальных групп, укрепив тем самым самооценку и повысив уверенность в себе и своих возможностях, развивая навыки коммуникации.

- Развить артистические способности и чувство юмора, а также дать выход необузданной энергии творчества можно в КВН «REPублика Доминикана». Кроме того, занятия в клубе этой направленности позволяют студентам привлечь к себе внимание, но социально приемлемым способом, способствуют коррекции самооценки и развивают дух коллективизма и ответственности за общее дело.

Таким образом, организуя работу клубов разной направленности и привлекая к участию в них студентов, склонных к девиантным проявлениям, можно скорректировать их психологические особенности и убрать одну из пусковых причин для совершения противоправных действий.

С целью выявления отношения студентов к проблеме распространения девиантного поведения в молодежной среде было проведено мониторинговое исследование, которое показало, что 74% респондентов осуждают различные проявления девиации, 51% - считают, что решение проблемы возможно только на государственном уровне, а 57% - убеждены, что все зависит от самого человека.

Для успешного выхода из сложившейся ситуации, по мнению опрошенных, необходимо активнее формировать чувство патриотизма и повышать самосознание молодежи считают 68% респондентов, 76% - предлагают усилить ответственность родителей за воспитание детей и улучшить материальное благосостояние семьи.

На первое место при ответе на вопрос о том, кто более ответственен за распространение подобного явления в стране 62% респондентов поставили себя, далее следуют семья - 49%, учебные заведения и образовательные организации – 44%, творческие объединения и клубы - 33%, спортивные и военно-патриотические кружки - 17%.

13% выразили желание и готовность участвовать в общественной деятельности, направленной на разработку проектов законов, способных повысить правовую ответственность лиц, вовлекающих подростков и молодежь в криминальную и другую противоправную деятельность.

Полученные данные дают основания сделать выводы о том, что у большей части студентов учебного заведения сформированы моральные ценности и гражданские качества, позволяющие им совершать осознанный выбор и нести за него ответственность, и 52% опрошенных считают, что это заслуга образовательной организации.

Выводы

Таким образом, организация воспитательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение студентов СОФ МГРИ способствуют формированию у обучающихся моральных убеждений и ценностей, которые снижают возможность проявления и развития различных форм девиации.

Библиография

1. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. - 141 с. – Текст: непосредственный.

2. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова ; отв. ред. Г. Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с. – Текст: непосредственный.

3. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – М.: Прометей, 2016. – 140 с. – Текст: непосредственный.

4. Паршева, Е. А. Особенности профилактики отклоняющегося поведения современных подростков / Е. А. Паршева. – URL: https://forumnauka.ru/domains_data/files/19/Parsheva%20E.A..pdf (дата обращения: 23.02.2020). – Текст: электронный.

Внеучебная занятость студентов как метод психолого-педагогической профилактики девиантного поведения.

Яблокова О.А.* (СОФ МГРИ, yablokova72@mail.ru),

Аннотация

Организация свободного времени студентов для решения задачи профилактики потребления ПАВ и совершения противоправных действий.

Ключевые слова

Девиантное поведение, профилактика, психология, клубы, Отечество, девиация.

Теория

К сожалению, в современном российском обществе наблюдается такое негативное социальное явление, как девиантное поведение. Наиболее незащищенными и неподготовленными в этой ситуации оказываются подростки. Отсутствие сформированной личной позиции и жизненных ценностей, недостаток жизненного опыта, моральных убеждений, позволяют в сознании и поведении несовершеннолетних закрепляться негативным тенденциям общественного развития [6, с. 68]. Препятствовать распространению различных проявлений девиации возможно путем организации профилактических мероприятий.

Что же понимается под термином девиантное поведение? В социальных науках данным термином обозначают «поведение, нарушающее принятые в обществе нормы и правила» [2, с. 104]. Анализируя психологические словари, находим, что девиация – это «действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) моральным и правовым нормам и приводящие нарушителя (девианта) к изоляции, лечению, исправлению или наказанию».

Таким образом, девиантное поведение подростков – это поведение, отклоняющееся от морально-нравственных и правовых норм человеческого общества, проявляющееся в различных формах социальной патологии [1, с. 93].

К основным видам девиантного поведения принято относить: преступность, наркоманию, суицидальное поведение, сексуальные девиации, проституцию, алкоголизм.

Психолого-педагогическая профилактика девиантного поведения предполагает комплекс мероприятий, включающих в себя мониторинг всех факторов риска, просветительскую деятельность с семьей подростка и ближайшим социальным окружением, психолого-педагогическую деятельность, направленную на развитие личностных ресурсов подростков, а также организацию их свободного времени. На чём и хотелось бы остановиться подробнее[5, с. 112].

Психолого-педагогическая работа в СОФ МГРИ организована таким образом, что параллельно с формированием студента как субъекта профессиональной деятельности происходит процесс воспитания и развития его личности.

Для реализации данной задачи в филиале образованы и функционируют студенческие клубы различной направленности.

- Клуб молодого избирателя «КОМПАС», который позволяет консолидировать студентов, способствовать повышению их политической и правовой грамотности, электоральной активности; формировать и укреплять гражданскую позицию; посредством искусства расширять знания по истории малой родины и всего Отечества.

image.png

Рисунок 1. Заседание клуба «Компас».

- «Родник». Данное объединение своей целью ставит духовное развитие личности, осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров.

image%281%29.png

Рисунок 2. Посещение студентами фестиваля народности и реконструкций.

- Идеи добровольческой деятельности реализуются членами студенческого клуба волонтёров «ДАНКО». Волонтёрами называют личность, готовую к социальному служению, решению социальных задач. Наши студенты принимают активное участие в волонтерской деятельности, как на уровне муниципалитета, так и проводят самостоятельные акции добра, самосовершенствуясь нравственно и духовно.

- В 2018 году начали работу военно-патриотические объединения «Альтаир», «Георгиевсий», «Гардемарин», где у студентов есть возможность через познание исторических корней, осознание неповторимости истории Отечества и роли России в мировом историческом процессе приобщиться к нравственным и культурно-историческим ценностям, подготовиться к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. [7, с. 116].

- Шоу-балет «Шоколад» позволяет студентам с помощью танца и хореографической пластики выразить себя и потребности своей души, создавая пространство соприкосновения с миром прекрасного и вечно юного искусства.

- В «Школе ведущих» у студентов есть возможность через азы ораторского искусства и актерского мастерства стать ближе самому себе и понять тех, о ком ведется повествование или для кого готовится выступление, погрузившись во внутренний мир человека.

- Молодежный медиацентр, занимающийся поиском и анонсированием инфоповодов, написанием текстов и выпуском видеосюжетов, позволяет студентам стать медийным лицом в среде сверстников, получить публичное признание, тем самым повысить не только социальную, но и личную значимость, расширить контакты с людьми разных социальных групп, укрепив тем самым самооценку и повысив уверенность в себе и своих возможностях, развивая навыки коммуникации.

- Развить артистические способности и чувство юмора, а также дать выход необузданной энергии творчества можно в КВН «REPублика Доминикана». Кроме того, занятия в клубе этой направленности позволяют студентам привлечь к себе внимание, но социально приемлемым способом, способствуют коррекции самооценки и развивают дух коллективизма и ответственности за общее дело.

Таким образом, организуя работу клубов разной направленности и привлекая к участию в них студентов, склонных к девиантным проявлениям, можно скорректировать их психологические особенности и убрать одну из пусковых причин для совершения противоправных действий.

С целью выявления отношения студентов к проблеме распространения девиантного поведения в молодежной среде было проведено мониторинговое исследование, которое показало, что 74% респондентов осуждают различные проявления девиации, 51% - считают, что решение проблемы возможно только на государственном уровне, а 57% - убеждены, что все зависит от самого человека.

Для успешного выхода из сложившейся ситуации, по мнению опрошенных, необходимо активнее формировать чувство патриотизма и повышать самосознание молодежи считают 68% респондентов, 76% - предлагают усилить ответственность родителей за воспитание детей и улучшить материальное благосостояние семьи.

На первое место при ответе на вопрос о том, кто более ответственен за распространение подобного явления в стране 62% респондентов поставили себя, далее следуют семья - 49%, учебные заведения и образовательные организации – 44%, творческие объединения и клубы - 33%, спортивные и военно-патриотические кружки - 17%.

13% выразили желание и готовность участвовать в общественной деятельности, направленной на разработку проектов законов, способных повысить правовую ответственность лиц, вовлекающих подростков и молодежь в криминальную и другую противоправную деятельность.

Полученные данные дают основания сделать выводы о том, что у большей части студентов учебного заведения сформированы моральные ценности и гражданские качества, позволяющие им совершать осознанный выбор и нести за него ответственность, и 52% опрошенных считают, что это заслуга образовательной организации.

Выводы

Таким образом, организация воспитательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение студентов способствуют формированию у обучающихся моральных убеждений и ценностей, которые снижают возможность проявления и развития различных форм девиации.

Библиография

1. Ахметшина, И. А. Педагогика и психология девиантного поведения: учебное пособие / И. А. Ахметшина. – М.: Изд-во «Экон-Информ», 2018. - 141 с. – Текст: непосредственный.

2. Ковальчук, М. А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М. А. Ковальчук, И. Ю. Тарханова ; отв. ред. Г. Л. Стольникова. – М.: Владос, 2014. – 286 с. – Текст: непосредственный.

3. Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – М.: Прометей, 2016. – 140 с. – Текст: непосредственный.

4. Паршева, Е. А. Особенности профилактики отклоняющегося поведения современных подростков / Е. А. Паршева. – URL: https://forumnauka.ru/domains_data/files/19/Parsheva%20E.A..pdf (дата обращения: 23.02.2020). – Текст: электронный.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошая разработка, спасибо!

4 March 2021